Электронное обучение в вузе: актуальность внедрения и противоречия

В настоящее время в России активно проводится реформа высшего образования. В документах Правительства РФ современное общество рассматривается как информационное общество, что в свою очередь предъявляет новые требования к высшему образованию в новой информационной среде [1].

В своей работе Андреев А.А.ставит вопрос о системной оптимизации учебного процесса, об использовании новых программ, более эффективных форм, методов, средств и технологий обучения, так как от этого зависит качество подготовки специалистов [2].

По мнению ряда специалистов, оптимизировать учебный процесс поможет применение технологий электронного обучения. Сегодня в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению (ЭО) [3].

По мнению студентов и преподавателей, электронное обучение должно стоять на первом месте во всех трендах ближайших лет десяти точно. Это единственно верный формат обучения. Только дополняя друг друга, очное и электронное обучение могут привести к качественному результату [4].

Для подтверждения высказанных мнений в Новосибирском государственном техническом университете было проведено исследование удовлетворенности студентов и преподавателей использованием электронного обучения. Экспериментальные группы эксперимента были сформированы из преподавателей Института дистанционного обучения НГТУ (ИДО НГТУ), преподавателей ряда вузов Западной Сибири, проходивших повышение квалификации на ФПКП НГТУ, студентов ИДО НГТУ и студентов НГТУ очной формы обучения. Общий объем статистических наблюдений – 94 чел. (преподаватели) и 214 чел. (студенты).

Для проведения опроса преподавателей была разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов:

  • Блок 1. Актуальность электронного обучения в учебном процессе.

  • Блок 2. Уровень использования электронного обучения и его элементов в деятельности преподавателя.

  • Блок 3. Самооценка компетенций преподавателя в области технологий электронного обучения.

Оценка показателей анкеты определялась по шкале от 0 до 6 баллов.

Для получения информации о показателях, использованных в анкете эксперимента, рассчитывались математическое ожидание m1 и среднеквадратическое отклонение S по каждому показателю.

Результаты исследования преподавателей вуза представлены в таблице 1. Таблица 1. Результаты эксперимента, измеряющего удовлетворенность студентови преподавателей электронным обучением.

Блок

Номер вопроса

m1

S 

Студенты

Преподаватели

Студенты

Преподаватели

1

1.1

4,682

5,383

0,098

0,551

1.2

4,819

5,237

0,170

0,624

1.3

4,265

3,691

1,159

1,119

1.4

4,612

4,766

0,658

1,095

По блоку 1

4,439

4,769

0,521

0,847

2

2.1

3,834

4,269

1,004

1,218

2.2

5,714

4,178

0,708

1,220

2.3

4,962

5,298

0,730

0,627

2.4

4,566

4,904

0,589

0,869

По блоку 2

4,769

4,662

0,758

0,984

3

3.1

4,697

4,606

0,794

1,184

3.2

4,794

4,085

0,585

0,977

3.3

4,745

4,383

0,352

0,976

3.4

4,782

5,032

0,298

0,680

По блоку 3

4,743

4,527

0,507

0,954

На рис.1 представлено графическое изображение результатов.

Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие обобщающие выводы:

1.     По блоку 1 «Актуальность электронного обучения в учебном процессе» результаты опроса показали, что преподаватели оценивают более высоко актуальность использования ЭО в учебном процессе, чем студенты. Для показателя, представляющего мнений о наличии существенной поддержки преподавателей со стороны администрации вуза оценка, в группе студентов получилась выше, а преподаватели высказали мнение, что такая поддержка менее заметна. Из рис. 1 видно, что значения среднеквадратических отклонений по блоку 1 для преподавателей значительно выше, чем для группы студентов. Это можно объяснить различием мнений преподавателей, часть которых активно использует ЭО в учебном процессе, а часть преподавателей не верят в перспективы развития ЭО и существенную поддержку преподавателей со стороны администрации вуза.

2.     Наиболее низкие показатели анкеты для обеих групп получены по 2 блоку «Уровень использования электронного обучения и его элементов в учебном процессе» по вопросам использования ЭО в учебном процессе очного и заочного обучения. Несмотря на это, более высоким получился результат по показателю, оценивающему, на сколько группы рекомендуют использовать ЭО. Вместе с этим, студенты и преподаватели показали высокий результат по показателю психологической готовности использовать ЭО в учебном процессе. Значительная разница в значениях среднеквадратичных отклонениях в группах 1 и 2 дает возможность сделать вывод о том, что студенты более близки в своих высказываниях, а в группе преподавателей мнения не так единодушны. Можно увидеть (рис. 1), что многие преподаватели, рекомендуя использовать ЭО и говоря о психологической готовности применения, сами не очень активно внедряют технологии ЭО в процесс обучения.

3.     Более высокие показатели анкеты по 3 блоку «Самооценка компетенций преподавателя в области технологий электронного обучения». На рис.1 видно, что самооценка студентов выше, чем оценивают свои компетенции в области ИКТ-технологий и технологий ЭО преподаватели. Исключением является последний показатель (вопрос 3.4), который оценивает, насколько ощущается разница между учебным процессом с применением ЭО и без него. По данному вопросу преподаватели показали более высокий результат, что может говорить о недоверии к ЭО обучению, либо о том, что преподаватели ощутили разницу организации процесса обучения с применением ЭО.

Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет выявить ряд противоречий между:

  • потребностью использования ЭО в профессиональном образовании у преподавателей вуза и студентов и отсутствием достаточной нормативной базы в области ЭО, поддержки со стороны руководства вузов;

  • потребностью использования ЭО в учебном процессе у преподавателей и отсутствием системы личностных и профессиональных компетенций в области ИКТ-технологий и в области технологий ЭО;

  • психологической готовностью студентами и преподавателями использования ЭО и невысокой степенью использования ЭО в учебном процессе;

  • потребностью использования ЭО в учебном процессе у преподавателей и недостаточным владением общедидиктических и методических компетенций для реализации процесса ЭО.

В качестве вывода можно предложить решение сложившихся противоречий, заключающееся в формировании и усилении нормативной базы в области ЭО, и в разработке комплексной программы повышения квалификации преподавателей в области технологий электронного обучения, состоящей из модулей формирования системы личностных и профессиональных компетенций в области ИКТ-технологий и в области технологий электронного обучения, общедидактических и методических компетенций для реализации процесса электронного обучения.

Список источников

  1. ФЗ от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий).

  2. Андреев А.А. E-Learning: некоторые направления и особенности применения // Высш. образование в России. – 2008. – №8. – С. 88-92.

  3. Казанская О.В. Электронное обучение в техническом университете: формы организации и ресурсы // Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 10-18.

  4. Заметки про e-learning [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://blog.labmedia.su/2012/01/2012.html. – Загл. с экрана.

01.01.2012 Управление образовательным процессом в современном вузе: опыт, проблемы, перспективы : материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск, 17-18 мая 2012 г. – Красноярск, 2012. – С. 220-225.