Процессы информатизации образования в целом и развитие системы открытого и дистанционного образования в частности привели к стремительному росту числа компьютерных учебных пособий. Задачи описания фонда таких пособий и их эффективного использования в учебном процессе делают актуальными проблемы типологии компьютерных средств обучения и оценки их качества.
Прежде чем рассматривать типологические характеристики компьютерных средств обуче¬ния, представляется необходимым остановиться на определении понятия «электронное учебное пособие». Несмотря на то, что практика разработки и использования компьютерных средств обучения насчитывает уже около пятидесяти лет, терминологическая система этой области методики все еще находится в стадии становления. В связи с этим можно говорить о том, что часто одни и те же понятия используются в разных значениях, а для определения разных явлений может применяться один термин, кроме того, терминологическая система обновляется — постоянно появляются новые термины, а часть терминов постепенно выходит из употребления.
Обратившись к ряду определений электронного учебника и электронного издания, можно отметить, что они не определяют феномен учебных электронных пособий как особых средств обучения, а акцентируют внимание прежде всего на общедидактических и содержательных характеристиках и материальной форме их реализации:
«Электронный учебник — основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины ГОС специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой».
«Электронное издание — совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном, оптическом»1,
«Электронный учебник (пособие) — учебник, существующий в форме электронного документа, т.е. в виде текста, который хранится в памяти ЭВМ, может быть прочитан только на экране специального устройства отображения информации (монитора) и не может быть обработан иначе как с помощью ЭВМ»2.
Несомненно, что электронные средства обучения, сохраняя многие типологические свойства печатных учебных пособий, обладают специфическими характеристиками, обусловленными новыми возможностями, предоставляемыми компьютерными технологиями. Именно это положение может служить основанием для рассмотрения типологических признаков компьютерных учебных пособий3. Представляется, что показателями, определяющими основные характеристики электронных учебных пособий, являются:
На основе соотношения с печатными учебными изданиями можно выделить три типа электронных учебных пособий:
При рассмотрении этих разновидностей компьютерных средств обучения необходимо учитывать, что понятие «соотношение с печатным изданием» условно в том плане, что электронные учебные пособия могут не иметь печатных аналогов, но, тем не менее, в той или иной степени реализовывать их свойства.
Электронной копией считается электронное пособие, представляющее всю текстовую и графическую информацию в линейном виде так, как она представлена в печатном издании4. Удобство использования копий не вызывает сомнений — наличие таких документов позволяет получить доступ к информации, которая не существует или недоступна в печатном варианте; такой электронный текст можно редактировать, копировать (полностью или частично), хранить и распечатывать в удобном формате. Примером электронных копий могут служить образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебные и методические пособия, контролирующие задания, копии академических печатных изданий, статей и журналов и материалов, опубликованных в Интернете.
Электронной версией печатного пособия можно назвать электронный документ, который использует специальные возможности для нелинейного и мультисенсорного представления информации.
Электронной версией можно считать пособие, в котором, например, используются следующие возможности текстового редактора:
Их применение позволяет осуществить нелинейное прочтение аналога или электронной копии печатного издания. Включение системы гиперссылок и средств мультимедиа существенно расширяет возможности для создания специфического компьютерного представления информации.
Большое число создающихся в настоящее время электронных учебников и пособий может служить примером таких электронных версий. Часто их электронные возможности ограничены использованием гипертекста на уровне оглавления (как правило, это главное меню), гиперссылок (как в пределах раздела или всего пособия, так и с выходом на другие документы) и предметных и алфавитных указателей.
Примерами многоплановой и многоуровневой реализации возможностей электронных версий могут служить многочисленные мультимедийные энциклопедии, словари, атласы и т.п. Они, как правило, включают гипертекст, аудио-и видеофрагменты, анимацию, всевозможные схемы, географические карты, хронологические таблицы и т.п. и предлагают разнообразные средства поиска информации.
Сохраняя многие преимущества электронной копии, электронная версия значительно предоставляет возможности:
Необходимо отметить, что при работе с электронной версией существует сложность формирования целостного представления о материале. Также является проблематичным полное прочтение учебного пособия на экране в случае, если оно включает большой объем информации или предложенная организация текста не соответствует требованиям, предъявляемым к учебным гипертекстам5.
Компьютерные средства обучения третьего типа — интерактивные пособия — существенно отличаются от электронных копий и версий. Для них основным качеством является не соотнесенность с какими-либо печатными, гипертекстовыми или мультимедийными материалами, а возможность взаимодействия и получения обратной связи. Понятие «интерактивность» уже обозначает «взаимодействие», «совместную деятельность» и поэтому является общим свойством взаимодействия «пользователь — компьютер».
Специфика его частного проявления в интерактивной обучающей системе связана с тем, что во взаимодействии «обучающийся — компьютер» является обязательной направляющая и оценивающая роль компьютера. Именно это свойство диалога, а также «закрытость» содержания интерактивных учебных пособий отличают их от электронных копий и версий, последние из которых также предоставляют возможность для активных действий пользователя, но не включают специально организованного диалога. Таким образом, термин «интерактивное пособие» может объединить всевозможные компьютерные средства обучения (компьютерные автоматизированные системы, обучающие программы, тренажеры и т.п.), которые содержат такой диалог.
Обращаясь к рассмотрению структуры компьютерных учебных пособий, можно отметить, что основные структурные признаки во многом совпадают со структурными характеристиками печатных учебных изданий, поскольку определяются общими закономерностями обучения. В структуре электронных пособий могут быть представлены:
Необходимо отметить, что для компьютерных пособий типично сочетание этапов тренировки и контроля и, кроме того, в пособия любой структуры часто включаются справочные материалы.
Рассматривая возможности интеграции компьютерных пособий в учебный процесс, можно провести некоторые параллели с печатными учебными пособиями. Существуют компьютерные учебные пособия, предназначенные для:
В зависимости от структуры можно говорить об использовании компьютерных пособий:
Таким образом, рассмотрев ряд подходов к типологии электронных учебных пособий, можно говорить, что специфическими характеристиками, определяющими их тип, являются:
Именно эти показатели отличают компьютерные учебные пособия от печатных и позволяют выделить три основных типа компьютерных средств обучения: электронная копия, электронная версия и интерактивное учебное пособие. Структура пособия соотносится с его жанром (учебник, справочник, задачник, тренажер и т.д.), который в значительной мере определяет возможности использования компьютерного пособия в учебном процессе.
Представляется, что четкое представление о типе и жанре электронных учебных пособий позволяет осознать возможности и ограничения каждого из них и выработать критерии оценки качества компьютерных средств обучения.
__________________________________________________________Статья подготовлена по материалам доклада «Типология и методическое качество компьютерных учебных пособий», сделанного на семинаре «Информационные образовательные технологии» при Координационном совете по дистанционному образованию Новосибирского государственного технического университета 16.05.02. Электронная презентация с комментариями размещена на сайте Института дистанционного образования НГТУ http://ido.nstu.ru 1Приложение к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646 (Цит. по: Гречихин А. А., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация М., 2000. С. 156). 2Гречихин А. А., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация М, 2000. С. 156. 3Пособие в данном случае понимается как обобщающий термин для различных электронных средств обучения. 4Средства нелинейной организации печатного текста: сноски, ссылки, оглавление, примечания — в электронных копиях представлены в том же виде, что и в печатном издании.5Подробнее о требованиях к учебному гипертексту см.: Кедрова Г. Е., Дедова О. В. Опыт построения обучающей среды, основанной на гипертексте. Проблемы гипертекстовой интерпретации лингвистического материала в процессе создания автоматизированного мультимедийного курса русской фонетики // Докл. междунар. конф. «Интернет. Общество. Личность». — СПб., 1998.