Современное высшее образование неотрывно связано с использованием в учебном процессе отдельных элементов электронного обучения, несмотря на то, что законодательная и нормативная база дистанционного и электронного обучения в России отсутствует. До тех пор пока технология электронного обучения только внедряется в учебный процесс или работает в экспериментальном режиме, вопрос об экспертизе качества электронных учебно-методических материалов и комплексов (ЭУМК) в целом и разработке регламентов обычно не ставится. Однако, при переходе к массовому использованию электронных материалов, например, при расширении спектра специальностей или увеличении набора, становится необходимым введение стандартов на различные составляющие технологии электронного обучения (ЭУМК, модули электронной системы обучения, оборудование рабочего места и т.д.).
В НГТУ реализуется комбинированная форма обучения (КФО), которая сочетает в себе элементы очного обучения на базе НГТУ и дистанционного обучения с использованием электронной среды обучения университета (ЭСО НГТУ) [1-3]. В начале своего пути данная форма обучения охватывала немного специальностей и, поэтому количество и качество ЭУМК было достаточным для обеспечения учебного процесса. В настоящее время в НГТУ осуществляется набор и обучение более чем на десять специальностей и остро назрел вопрос о качестве значительного количества созданных и используемых ЭУМК [4-5]. Для этого предложена процедура комплексной экспертизы ЭУМК, которая позволит автору, получить статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ), который позволит повысить качество обучения по комбинированной форме. На рисунке 1 представлена технологическая схема проведения комплексной экспертизы ЭУМК.
Как видно из рисунка 1 в экспертизе ЭУМК участвует не одно подразделение НГТУ, что повышает достоверность определения качества материалов. На первом шаге ЭУМК подвергается содержательной экспертизе, что позволяет определить, соответствует ли материал целям, задачам учебной дисциплины и учебному плану специальности. На следующем шаге у авторов есть возможность доработать ЭУМК до категорий А, В и С. Данные категории предполагают различный состав ЭУМК, например категория А – это основной обязательный состав, в который входят: рабочая программа курса, методическое руководство по курсу, теоретические материалы, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, библиографический список.
Рис. 1. Схема проведения экспертизы ЭУМК
После получения одной из категорий А, В и С ЭУМК проходит ряд экспертиз, которые позволяют оценить качество каждого элемента комплекса по критериям эргономики, психологии, дизайна и технической составляющей. Для исключения возможных орфографических и стилистических ошибок предусмотрена редакционно-издательская обработка ЭУМК.
Пройдя все выше перечисленные экспертизы, ЭУМК претендует на статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ) НГТУ и регистрацию в ИНФОРМРЕГИСТРЕ НГТУ. Получив статус ОЭУИ, ЭУМК автоматически попадает в электронную научную библиотеку НГТУ. Вместе с этим процесс экспертизы предполагает, что у автора есть возможность поместить свои материалы в электронную научную библиотеку НГТУ на каждом шаге экспертизы.
На первый взгляд процесс экспертизы ЭУМК не производит впечатления простого и прозрачного, но он позволяет удовлетворить нескольким целям, для которых процесс экспертизы был разработан. Во-первых, это обеспечение качества ЭУМК, используемых для студентов комбинированной формы, во-вторых, уменьшение сроков подготовки ЭУМК к получению грифа официального электронного издания НГТУ, в третьих, что очень важно, обеспечение защиты авторских прав преподавателей.