Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс приводит к необходимости его трансформации.
Электронное обучение становится неотъемлемой частью учебного процесса, так как представляет широкие возможности для представления учебных материалов, для разработки интерактивных курсов или просто создания электронных версий курса.
Хаотичность формирования электронных учебных ресурсов — основной недостаток современного состояния электронных учебных материалов. Виды и компоненты этого материала различаются у разных преподавателей. Отсутствуют ясные требования, критерии, как по разработке, так и по оценке материалов разных видов. Отсутствует четкая процедура создания и использования учебного материала.
Для того чтобы стимулировать использование и разработку учебных материалов в электронной форме преподавателями, необходимо формирование среды — как управляемой совокупности ресурсов и технологий.
До настоящего времени происходил процесс, в какой-то степени хаотичный, накопления ресурсов. Но этот процесс должен стать управляемым. Поэтому назрела необходимость перехода от ресурсного к средовому подходу.
Средовый подход к формированию учебной электронной среды позволяет:
Цели формирования обучающей электронной среды — это оптимальное взаимодействие преподавателей и студентов, совместное творчество и совместное развитие. Использование алгоритмов на базе ИКТ позволяют формализовать обучение и обеспечить объективность контроля знаний, а также организовать процесс получения новых знаний эффективным путем.
В средовом подходе выделяются задачи: на распознание (диагностические действия), на прогнозирование, на проектирование, продуцирование результата.
Для более активного внедрения электронных технологий и новых форм представления учебных материалов необходимо: стандартизировать учебный процесс, прописать требования к учебным материалам, разработать инструкции, выработать новые или дополнительные критерии оценки учебных материалов и учебного процесса.
Таким образом, электронная среда обучения — это информационная система (ИС). ИС, как инструмент анализа, выработки критериев, разработки требований и инструкций по выполнению этих требований.
На наш взгляд, это своеобразная База знаний, (KnowledgeBasedSystems) — система, базирующаяся на знаниях, дающая возможность использовать подходящим образом представленные знания с помощью вычислительной машины. Компоненты систем баз знаний: собственно база знаний, механизм получения решений, интерфейс.
Решение информационной системы как базы знаний позволит совместить возможности стандартизации учебного процесса и творческого подхода к обучению, поскольку алгоритмизированные механизмы получения решений исключают субъективность преподавателей, а широкие возможности базы знаний позволяют отразить всю полифонию методик, приемов, инструментов обучения.
В Новосибирском государственном техническом университете в настоящее время разработана автоматизированная информационная система, призванная интегрировать электронную и традиционную образовательную среду — интегрированная электронная среда, которая является технологической основой внедрения различных элементов образовательного пространства. Функционирует электронный образовательный портал, основной задачей которого является управление информационно-образовательным пространством НГТУ с помощью системы управления обучением, основой которого является собственная система разработки и управления обучением.
В настоящее время основа его наполнения — электронные учебно-методические комплексы по разным курсам.
На основе анализа уже выставленных материалов, предполагается разработать единые шаблоны к каждому виду контента. Используя их, любой преподаватель вуза сможет творчески наполнять свои курсы. Дальнейшая цель — сделать ИС инструктивной методической средой, касающейся всех аспектов реализации электронного обучения.