Реинжениринг образовательного процесса при комбинированной форме обучения в программах высшего профессионального образования

Внедрение в образовательный процесс возможностей, которые предоставляются современными информационными и телекоммуникационными технологиями, привело к очередному этапу развития дистанционного обучения — появлению комбинированных (смешанных) форм обучения (blended learning), суть которых заключается в сочетании дистанционного обучения с использованием ИКТ-технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете. Очная часть обучения — это обязательные зимние сессии, в ходе которых читаются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр. В это же время студенты сдают зачеты и экзамены по тем курсам, которые они изучили дистанционно в течение семестра в соответствии с учебным планом и графиком. Дистанционная часть обучения — это удаленный режим обучения в течение семестра, который завершается либо очной либо удаленной сессией. Учащиеся дистанционных программ могут пользоваться электронной почтой, форумами, чатами, онлайновыми тестами и прочим сетевым инструментарием [1]. Все эти механизмы должны обязательно учитывать программы дистанционного образования. Более того, растущая пропускная способность сетей делает не только актуальным, но и необходимым использование игровых и имитационных методик, а также видеолекций и видеоконсультаций.

В процессе реализации дистанционного обучения в университете необходимо решать одновременно следующие задачи: обеспечить выдачу учебных теоретических материалов и соответствующих методических руководств, обеспечить возможность удаленного выполнения лабораторных работ, предоставить возможность on- или off-line консультирования с преподавателем и общения с однокурсниками, проводить удаленные семинары, проводить удаленные контрольные мероприятия (зачеты, экзамены, защиту курсовых и контрольных работ). По утверждениям поставщиков образовательных услуг, обеспечение всех вышеперечисленных возможностей в ВУЗах России будет возможно с появлением хороших телекоммуникационных каналов — в первую очередь, в отдаленных регионах, на которую изначально был рассчитан этот вариант обучения.

Современные студенты [1], особенно потребители программ второго ВПО достаточно требовательно подходят к выбору программ обучения, часто они уже владеют практическим опытом, помогающим лучше и быстрее понять теоретические выкладки. При этом они более критично относятся к содержанию учебных планов, и интересуются заранее, зачем в них включены те или иные учебные дисциплины. Традиционная форма подачи информации в виде «начитки» лекций для них менее приемлема, а более востребованы практические занятия, выполнение проектов и пр.

Таким образом, при принятии решения о запуске технологий электронного обучения в университете необходимо заранее получить ответы на ряд вопросов: какова необходимость перехода к дистанционному обучению в ВУЗе, какие формы дистанционного обучения в Университете уже внедрены, каковы достоинства и недостатки электронного обучения с методический точки зрения, как меняется технология обучения, роль преподавателя и поведение учащегося при переходе от традиционных форм обучения к электронному обучению? Как показывает опыт внедрения комбинированной формы (КФ) обучения в НГТУ происходит серьезная трансформация учебного процесса в целом, требующая решения многих организационных, финансовых и политических вопросов на уровне университета.

Организация учебного процесса по КФ обучения имеет ряд особенностей, во-первых, это разработка учебного плана, учитывающего специфику обучения: сохранение очной зимней сессии. Во-вторых, это создание, наполнение и работа в электронной обучающей среде. В этом случае перед преподавателем стоит целый ряд задач, с которыми он в своей повседневной практике скорее всего еще не сталкивался — это подготовка комплектов электронных учебно-методических материалов (УМК) по дисциплинам, размещение УМК в системе обучающего портала ИДО НГТУ, а также работа в электронной учебной среде в режиме консультаций (on-line и/или off-line), семинаров (форумов), тестирования. Все это обуславливает необходимость эффективной организации работы с преподавателем с целью обеспечения качества обучения, а также стимулирования внедрения ИКТ в учебный процесс.

Учебно-методические материалы классифицируются на основные и дополнительные [2], в состав основных учебно-методические материалов входят:

  • методическое руководство по курсу (путеводитель);
  • рабочая программа курса (дисциплины);
  • теоретические материалы;
  • контролирующие материалы (или банк тестовых заданий);
  • методические рекомендации по выполнению (в соответствии с рабочей программой курса) самостоятельной работы;
  • информационное издание (как минимум один вид).

В состав дополнительных учебно-методических материалов могут входить видеоматериалы по курсу, хрестоматии, атласы, 3D, Flash, VRML-модели, т.е. весь комплект материалов необходимых для сопровождения учебного процесса по дисциплине.

Известно, что подготовка учебно-методических материалов, их структура, методическая и содержательная наполненность, как правило, зависят только от самого преподавателя. Задача организации учебного процесса по комбинированной форме — стимулировать преподавателя максимально учесть самостоятельный характер работы студентов и необходимость использования информационно-коммуникационных технологий.

На базе портала НГТУ функционирует целый ряд модулей различного назначения (DiDesk, DiTest, eDitoria, DiClass). Интеграция совместимых между собой сервисов, благодаря которым и создается виртуальная среда обучения, ядром которой является система управления курсами DiDesk [3-7], позволяет размещать готовые учебно-методические материалы, формировать электронные УМК, и делать их доступными для студентов.

С целью реализации организации и технологического сопровождения обучения по КФ в ИДО сформировано дистанционное отделение ИДО, выполняющее функции службы поддержки студентов (СПС). В состав службы входят инспекторы по работе со студентами, чьи функции — прием документов на обучение, ведение документации по учебному процессу, подтверждение успешного прохождения курсов, оформление выпускных документов, обеспечение взаимодействия обучающихся с администрацией учебного заведения, предоставление администрации оперативной информации о ходе набора, наполнении потоков. В состав СПС входят также кураторы, в обязанности которых входит обеспечение эффективной коммуникации с преподавателем, между преподавателем и учащимися и коммуникации в учебной группе в процессе изучения курса. Кураторы также обеспечивают взаимодействия со службами административной и технической поддержки, способствуют эффективному использованию ИКТ в организации процесса обучения, обеспечивают использование эффективных методов и приемов обучения конкретным учебным дисциплинам в системе. В сферу деятельности руководителя СПС входит управление ходом учебного процесса, его мониторинг, подбор преподавателей, принятие решений по ходу учебного процесса в нестандартных ситуациях, подготовка аналитической информации о ходе набора, наполнении потоков, выпусках, отчислениях и их причинах. Как показал опыт нашей работы по комбинированной форме обучения, преподаватели также нуждаются в адаптации к особенностям преподавания, использующим информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, и на сегодняшний день эти функции выполняет служба поддержки дистанционного отделения ИДО НГТУ.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Абашкин А. Онлайновое обучение вытесняет вузовские программы [Электронный ресурс] / А. Абашкин // «CNews» : [информ. портал]. – 2009. – URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shttnl72003/09/22/148857/ (дата обращения: 27.09.2009).
  2. Казанская О. В. Расчет затрат труда преподавателя при комбинированной форме обучения / О. В. Казанская, Н. С. Фоменко // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки. – Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – С. 98-99.
  3. Автоматизированная система удаленного тестирования «DiTest v.2» / М. Э. Ильин, В. И. Гужов, Д. Д. Бочаров, Е. А. Зима, В. М. Козлов, Д. В. Емелин // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). – [2008]. – №6(41). – С. 3.
  4. Программная система мониторинга информатизации и качества образования «ИНФОРМОС» / Д. В. Емелин, А. Ю. Погребняк, О. В. Казанская, Г. Б. Паршукова // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). – [2008]. – № 6(41). – С. 2.
  5. Программная среда разработки и доставки электронных учебных курсов «DiCourse» / Д. В. Емелин, В. И. Гужов // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). – [2008]. – № 6(41). – С. 3.
  6. Программная среда размещения и доставки электронных учебных материалов «DiDesk» / А. С. Максименко, Д. В. Емелин, В. И. Гужов, О. В. Казанская // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). – [2008]. – №6(41). – С. 3.
  7. Программная среда управления обучением «DiClass v. 3.01» / В. М. Козлов, О. В. Андрюшкова, А. В. Козлова, В. И. Гужов, О. В. Казанская, Д. В. Емелин // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). – [2008]. – № 6(41). – С. 2.
01.01.2009 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 8 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Томск, 17-19 сент. 2009 г. – Томск : Графика-Пресс, 2009. – С. 92-94.