Реализация дистанционного обучения по программе ДПО «Пожарная безопасность»

Введение

Электронное обучение (ЭО, e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. Элементы электронного обучения применяются как в образовательных программах высшего профессионального образования, так и дополнительного.

Под дистанционным обучением (ДО, distance learning) понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя – в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии). ДО в образовании рассматривается как одна из форм обучения, обеспечиваемая возможностями ЭО [1].

Использование дистанционного обучения во всем мире приводит к снижению расходов на первичное обучение и последующее повышение квалификации персонала, за счет экономии на аренде и обустройстве учебных аудиторий, зарплате персонала, транспортных расходах и многом другом.

Этапы реализации дистанционной программы ДПО

Реализация программы ДПО в дистанционном режиме состоит из двух этапов: подготовка к реализации и непосредственно обучение.

На этапе подготовки необходимо провести следующие организационные мероприятия:

  • выполнить маркетинговые исследования c целью изучения востребованности дистанционной формы обучения по данной программе;
  • определить источники финансирования проекта (разработка бизнес-плана);
  • выбрать программную платформу электронного обучения;
  • обеспечить материальное оснащение ресурсного центра, на базе которого планируется запуск программы;
  • разработать и/или утвердить внутри центра ДО документы, регламентирующие процесс обучения с применением технологий ЭО;
  • подобрать и обучить работе в электронной среде обучения персонал;
  • создать/освоить электронный учебно-методический комплекс (УЭМК) по курсу; назначить ответственного за внедрение обучения. 

К примеру, при организации обучения по программе «Пожарная безопасность» вышеперечисленные мероприятия должны быть выполнены одноименным учебно-методическим центром ДО, который также берет на себя затраты по организации рекламной кампании, набор обучающихся, документооборот. Для функционирования учебно-методического центра при Вузе необходима нормативная база: Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования и устав образовательного заведения. Общее руководство осуществляет директор центра.

Подбор персонала

Основной проблемой при реализации дистанционного обучения является подготовка кадров для обеспечения процесса обучения, имеющего существенные особенности в отличие от традиционных форм преподавания. В дистанционном обучении предъявляются повышенные требования к сопровождению (администрированию) процесса обучения, появляется необходимость проектирования электронных учебных материалов (ЭОР) с учетом задач и особенностей обучения; появляется возможность использования достижений ИКТ-технологий в процессе обучения.

Ключевым моментом процесса обучения является доставка товара в виде знаний от производителя (преподавателя) – до потребителя (обучающегося), т.е. – поток оцифрованной информации в удобном для усвоения виде. В этом случае все участники учебного процесса должны иметь компетенции в области информационно-коммуникационных технологий, знать специфику работы в интернет среде и принципы педагогической логистики, которая сейчас формируется [2, 3].

При реализации проекта дистанционного обучения лимитирующим становится вопрос о способах осуществления, направления и скорости информационных потоков, т.е. организационная составляющая играет особую роль.

Участниками учебного процесса в дистанционном режиме являются:обучающийся, преподаватель, куратор курса ДО (тьютор) и/или куратора курса, а также сотрудники технической поддержки процесса обучения – администраторы сайта. Функциональные обязанности каждого участника процесса обучения определяются его рабочим пространством в электронной среде обучения.

В функциональные обязанности тьютора/менеджера ДО входит как зачисление на курсы дистанционного обучения, выдача паролей, оформление приказов на зачисление и выдача удостоверений, и т.д., так и качественно новые компетенции, такие как:

– консультативная (помогает в освоении информационных ресурсов Интернет, приемах работы в различных модулях электронной среды обучения (ЭСО) и пр.);

– организаторская (осуществляет организацию учебного процесса в ЭСО),

– менеджерская (управленческая) функция процесса обучения,

– посредническая (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися),

– проектная (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д.

В настоящее время роль тьютора/куратора курса является одной из решающих для успешной реализации образовательной программы с применением технологий ДО. Это связано с тем, что тьютор/куратор – единственная связь обучающегося с лицом, принимающим решение о результативности его обучения [4]. По нашему мнению, в складывающейся форме дистанционного обучения роль тьютора/куратора должна быть усилена, в особенности, его управленческая и преподавательская составляющие.

Наряду с вышесказанным, одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности тьютора/куратора курса являются коммуникативные компетенции, к которым можно отнести: навыки межличностной коммуникации с обучающимися, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе и адаптивность, способность к тщательной интерактивной работе. Следует добавить, что от качества его работы, доброжелательности и расположенности тьютора к обучающимся, как правило, зависит первоначальный имидж образовательного центра.

Дефицит кадров для инновационной деятельности, коим является обучение с применением дистанционных технологий, остается в настоящий момент основной проблемой в РФ [5].

Необходимо расширить и компетенции преподавателя дистанционной формы обучения, добавив не только углубленное знание предметной области, но и обязательное повышение квалификации в области ИКТ-технологий, работе в электронной среде обучения, создании электронных учебных ресурсов (ЭОР).

На начальном этапе внедрения методики дистанционного обучения необходимо четко представлять себе перспективность своего решения и объем работ по переходу на новую технологию обучения, желательно провести эту работу с использованием подходов, применяемых в проектном методе управления.

Обязательным моментом организации обучения с применением дистанционных технологий является назначение ответственного за внедрение сотрудника учебно-методического центра. В идеальном случае это системный администратор центра, желательно с опытом работы в сфере образования.

Выбор платформы дистанционного обучения 

Успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от организационной модели, но и от верно выбранной программной платформы, реализующей процесс обучения. Для ВУЗа возможны следующие варианты реализации программной системы электронного обучения: использовать готовые решения или разрабатывать собственные программные решения.

В Новосибирском государственном техническом университете в институте дистанционного обучения (ИДО) более 10 лет ведутся проекты по разработке систем ЭО. В университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace [6]. DiSpace – это семейство программных систем, служащих для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса. Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер. Различные модули семейства DiSpace могут использоваться как независимо друг от друга, так и комплексно. Распределение функций по обеспечению процесса ДО между различными программными продуктами семейcтва DiSpace представлены в таблице 1.

С домашней страницы в системе DiClass авторизованным преподавателям и обучающимся доступны лента новостей, журнал успеваемости, а также модули семинаров, консультаций и личных сообщений. Для тьюторов/менеджеров учебного процесса предусмотрены возможности управления индивидуальными траекториями обучающихся и мониторинга учебного процесса.

Система DiDesk позволяет оперативно создавать сетевые версии электронных курсов/модулей, используя различные форматы документов. Обучающиеся получают возможность удаленного доступа к материалам курса в сетевом режиме, а также возможность скачивания файлов для дальнейшей работы в локальном режиме.

Система удаленного тестирования DiTest.v2 предоставляет преподавателям возможность создания и редактирования тестов, а также проведения тестирования обучающихся в удаленном режиме. Данная система соответствует современным требованиям дистанционных и электронных технологий обучения, поддерживает версию международной спецификации QTI консорциума IMS [5].

Продукт DiSpace

Функции в процессе ДО

DiDesk

Cоздание и доставка курсов

DiTest

Удаленное тестирование

DiClass

Мониторинг и управление учебным процессом, коммуникации между участниками

 Таблица 1. Функциональность программных продуктов DiSpace.

На базе систем DiSpace был создан учебный центр дистанционного обучения «Пожарная безопасность», и разработаны две программы обучения:

– для руководителей, специалистов образовательных (научных) учреждений (программа 1);

– для преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности (программа 2).

Возможности, предоставляемые программной платформой для дистанционного обучения по курсу «Пожарная безопасность» обучающимся:

– получение в электронном виде всех учебно-методические материалов по модулям;

– отслеживание в журнале своих оценок по модулям за выполнение контролирующих мероприятий;

– получение консультаций у преподавателей в формате форума;

– участие в дистанционных семинарах по модулям;

– контроль полученных знаний (тестирование по модулям и итоговый контрольный тест);

– оперативный обмен личными сообщениями с преподавателями и службой поддержки.

Программно-техническое оснащение учебно-методического центра дистанционного обучения

В настоящее время программные продукты, как и мощность современных компьютеров, развиваются в экспоненциальной последовательности, что требует постоянной модернизации компьютерной базы, совершенствования и развития программных продуктов. При закупке нового оборудования особое внимание уделяется выбору конфигураций, которые позволят в будущем производить усовершенствования основных частей компьютера без больших затрат. Особое внимание необходимо уделить качеству сервисного и гарантийного обслуживания. При таком подходе, время простоя вышедших из строя компьютеров уменьшается, что является необходимым условием существования и бесперебойного функционирования центра [7].

Необходимо обеспечивать постоянный контроль над техническим состоянием имеющейся техники, что реализуется с помощью различных программных средств тестирования. Для обеспечения сохранности информации и архивов вводится система резервного копирования данных. Обновление используемых операционных систем, серверов баз данных и приложений, антивирусных средств является важнейшей задачей бесперебойной работы. Необходимо запланировать в смете расходы на программное обеспечение, например, абонентскую плату на использование систем видеоконференций и вебинаров.

Обучение по программе «Пожарная безопасность»в дистанционном режиме

Образовательное учреждение (учебно-методический центр при НГТУ) реализует следующие программы по обучению пожарной безопасности в дистанционном режиме: для руководителей, специалистов образовательных/научных учреждений (программа 1) и для преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (программа 2) в соответствии с лицензией, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования на основании заключения экспертной комиссии. Свидетельство о прохождении образовательной программы государственного образца выдается выпускникам после прохождения итоговой аттестации.

Для оперативного набора слушателей и организации обучения на курсах повышения квалификации был создан веб-сайт учебного центра ДО «Пожарная безопасность» (адрес сайта http://pb.edu.nstu.ru, рисунок 1). Причем, в зависимости от категории пользователя (обучающийся или преподаватель) сайт предоставляет различные функциональные возможности.

 Рисунок 1. Главная страница сайта Учебного центра дистанционного обучения

«Пожарная безопасность».

 Лица, желающие пройти обучение, заполняют «Регистрационную форму» заявки на сайте «Учебный центр дистанционного обучения «Пожарная безопасность» – пункт меню «Регистрация на дистанционное обучение»). Форма заявки приведена на рисунке 2.

 Рисунок 2. Форма заявки на регистрацию

При организации процесса обучения по курсу «Пожарная безопасность» обучающийся проходит следующие этапы:

– выбор программы обучения на сайте;

Программа обучения по курсу повышения квалификации «Пожарная безопасность» предполагает основную часть – ядро курса, состоящую из набора базовых модулей и вариативную часть, состоящую из модулей, выбираемых по желанию (но не менее трех или четырех модулей, соответствующих программе 1 или 2).

– скачивание, заполнение и отправка «Анкеты об ожиданиях обучающихся» для проведения мониторинга качества учебного процесса;

– получение, при зачислении на курсы в соответствии с выбранной программой, индивидуального логина и пароля для входа в электронную среду обучения учебно-методического Центра «Пожарная безопасность»;

– обучение по индивидуально сформированной программе, предполагающее изучение учебно-методических материалов модулей, связанное с ознакомлением обучающегося с материалами лекций в текстовом виде и слайд-конспектов лекций; просмотр в записи или участие в on-line вебинарах; участие в off-line семинарах, которые предполагают ответы на поставленные преподавателем вопросы по теме модуля в режиме отложенного времени; участие в промежуточном и итоговом тестировании;

– скачивание, заполнение и отправка «Анкеты об удовлетворенности обучающихся» для проведения мониторинга оценки качества учебного процесса. Результаты анкетирования анализируются и используются для повышения качества учебного процесса по курсу «Пожарная безопасность» в Центре дистанционного обучения.

Заключение

Таким образом, определены основные этапы внедрения программ ДПО в учебно-методическом центре дистанционного обучения, разработаны основные требования к участникам дистанционного процесса обучения и программно-техническому комплексу, описаны категории специалистов, осуществляющих сопровождение процесса обучения и их функциональные обязанности. Описан программно-технический комплекс для ДО по программам ДПО, определен выбор платформы дистанционного обучения.

Список литературы

1. Электронное обучение в традиционном университете : сб. ст. / Новосиб. гос. техн. ун-т, ин-т дистанц. образования ; отв. ред. : Г. Б. Паршукова, О. В. Казанская. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 133 с.

2. Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения / В. М. Лившиц //Вопр. психологии. – 2006. – № 6. – С. 160-162.

3. Андрюшкова О. В. Логистика организации электронного обучения в университете / О. В. Андрюшкова, М. В. Леган, Т. А. Яцевич // «Открытое и дистанц. образование». – 2011. – № 4 (44). – С. 5-10.

4. Трофименко Т. И. Тьюторское сопровождение сети ресурсных центров как нетрадиционная модель методической службы / Т. И. Трофименко // Методист. – 2010. – № 3. – С. 26-32.

5. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.200 8г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

6. Ильин М. Э. Система тестирования DiTest. V2 / М. Э. Ильин, С. Г. Юн // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : сб. науч. ст. 7 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 22–25 сент. 2008 г. – Томск : Дельтаплан; Омск, 2008.

7. Григорьева А. И. Функционирование компьютерного научно-образовательного центра СПИИПАН (КНОЦ) – обеспечение надежности и безопасности /А. И. Григорьева, А. В. Яковлев // Дистанц. и виртуал. обучение. – 2009. – №6. – С. 51-61.