Опыт электронного обучения студентов на базе системы дистанционного обучения НГТУ

Национальный проект «Образование» и условия современного рынка труда предполагают привлекать к процессу обучения новые эффективные технологии, такие как электронное обучение. (ЭО, e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-технологий). Одной из форм обучения, обеспечиваемое возможностями e-learning и осуществляемое без отрыва от мест проживания и трудовой деятельности является дистанционное обучение (ДО, «distance learning») [1].

Преимуществом дистанционного обучения является индивидуализация учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения. Использование дистанционного обучения во всем мире приводит к снижению расходов на первичное обучение и последующее повышение квалификации персонала.

Модель комбинированного обучения в НГТУ

В настоящее время широкое распространение в мировой системе образования получилакомбинированная модель обучения(blended learning model), при которой технологии электронного обучения объединены с традиционным преподаванием в аудитории [2]. В Новосибирском техническом университете (НГТУ) создана инфраструктура дистанционного обучения (институт дистанционного обучения, ИДО), функционирующая с 1999 года. Основная цельИДО – поддержка, внедрение и развитие технологий дистанционного обучения на базе электронного обучения с использованием комбинированного подхода (blendedlearningapproach). Данный подход в НГТУ предполагает проведение в учебном году двух сессий, одна из которых очная, а другая – дистанционная. В течение семестра обучающиеся осваивают предмет, взаимодействуя с преподавателями посредством электронной среде, выполняя контролирующие мероприятия, предусмотренные учебным планом. Студенты, обучающиеся по представленной модели, получают образование по заочной форме, но с применением дистанционных технологий.

Выбор платформы (системы) дистанционного обучения (СДО)

Успешность комбинированного обучениязависит от информационной системы, реализующей процесс обучения. Для ВУЗа возможны следующие варианты реализации программной системы электронного обучения: использование готовых решений (например, среды обучения с открытым кодом Moodle) или разработка собственных программных решений.

В ИДО НГТУ успешно реализована собственная программная платформа системы дистанционного обучения (СДО) DiSpace 2.0, обеспечивающая ЭО на уровне планирования и организации учебного процесса. СДО поддерживает гибкую настройку для разных целевых групп в соответствии с концепцией непрерывного образования, обладает дружественным интерфейсом, обеспечивает возможность интеграции с корпоративной системой учебного заведения.

Уникальность разработанной в НГТУ системы дистанционного обучения связана с использованием архитектурырабочих пространств на основе облачных технологий. Рабочие пространства – это сконфигурированное (с точки зрения учебного процесса) группирующее множеством пользователей, наделенных определёнными ролями.

Определенные функции в СДО НГТУ DiSpace 2.0 реализуютсяс помощью модулей: создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК); сопровождение учебного процесса; тестирование; консультирование студентов; организация дистанционных семинаров; электронный журнал и др.

Оснащение  СДО НГТУ электронными учебными материалами

На базе СДО НГТУ в качестве электронных образовательных ресурсов применяются разрабатываемые преподавателями ЭУМК. В своем составе ЭУМК может включать, например, учебные материалы, задания для контрольных и самостоятельных работ; тестыдля итогового и промежуточного контроля знаний учащихся, а также дополнительные модули в структуре курса, интерактивные тренажеры (flash), иллюстративные материалы. В настоящее время в СДО на всех обучающих кафедрах НГТУ разработано порядка 3000 ЭУМКдля студентов всех форм обучения.

Подбор кадров для реализации программ с использованием дистанционных технологий

В НГТУ также реализуется подготовка кадров для обеспечения процесса ЭО, имеющего определенные отличия от традиционных форм преподавания. Участниками учебного процесса в дистанционном режиме являются: обучающийся, преподаватель, куратор (тьютор) курса, а также сотрудники технической поддержки СДО.

Роль тьютора (куратора электронного обучения) является одной из решающих для успешной реализации образовательных программ с применением технологий дистанционного и/или комбинированного обучения. Тьютор в образовательном процессе обладает качественно новымикомпетенциямиконсультативной (помогает в освоении электронных ресурсов СДО, приемах работы в различных модулях электронной среды и пр.); организаторской (осуществляет организацию учебного процесса в СДО), управленческой,посреднической (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), проектной (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д.

Учебный процесс в СДО DiSpace 2.0

В СДО преподаватель имеет возможность управлять:семинарами;консультациями;заполнением журнала (выставление оценок согласно назначенным контрольным мероприятиям);проверкой выполненных работ;тестированием(создание теста, назначение его студентам). В своем рабочем пространстве преподаватель проверяет присланные на проверку работы студентов, выставляя оценки согласно принятой в НГТУ балльно-рейтинговой системе (БРС) оценивания контроля знаний в журнал.

Встроенный визуальный модуль статистического анализа позволяет получить рейтинг студентов и выявить сильные и слабые стороны теста. Анализ результатов тестирования показывает распределение коэффициентов освоения модулей курса обучающимися, а также коэффициентов решаемости тестовых заданий по отдельным вопросам модуля [3].

Таким образом, организация обучения по комбинированной модели, реализованная на базе СДО НГТУ DiSpace 2.0 включает все составляющие учебного процесса, одновременно позволяя оценить качество результатов подготовки обучающихся. В данный момент НГТУ расширяет комбинированный подход для заочной формы обучения, посредством использования СДО DiSpace 2.0, а также увеличивает дистанционную поддержку студентам очной формы обучения.

Литература

1.   Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

2.    Электронное обучение в традиционном университете: сб. ст. / Новосиб. гос. техн. ун-т, Ин-т дистанц. образования; отв. ред. Г.Б. Паршукова, О.В. Казанская. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 133 с.

3.   Леган М.В., Коробейников С.М., Потапова А.А., Ильин М.Э. Анализ качества освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» c помощью  автоматизированного тестирования в электронной среде обучения НГТУ/ Качество. Инновации. Образование, выпуск №89. ISSN: 1999-513X2012. – №10. – С. 45-50.

 

20.09.2014 Развитие единой образовательной информационной среды: сетевые образовательные ресурсы и программы: материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. - 128 с.