Полноценное развитие открытого и дистанционного образования (ДО) в традиционных университетах является мощным импульсом для улучшения качества всех форм обучения (Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Дистанционное образование как фактор повышения качества образования // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы 3 междунар. науч.-метод. конф. — Новосибирск, 2000. — С. 28-30).
Факторами повышения качества в этом случае являются рост квалификации преподавателей (овладение информационными и новыми педагогическими технологиями, вынужденный пересмотр курсов, создание новых видов методических материалов, например, тестов); улучшение учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельного обучения; расширение диапазона технологий обучения, реализуемых в развивающейся информационно-образовательной среде университета.
Общеизвестно, что для развития ДО необходима серьезная техническая поддержка и значительные организационные усилия, требующие немалых финансовых вложений, оборачиваемость которых не всегда быстрая. Такие затраты становятся вполне оправданными в том случае, если они ведут к серьезным изменениям в деятельности университета, соответствующим современным тенденциям развития высшего образования, а именно: большая ориентация на потребности рынка образовательных услуг, обеспечение непрерывности образования и т.д.
Обозначенные процессы должны сопровождаться и сопровождаются формированием новых направлений научной и научно-методической деятельности университета. Формирование направлений научной деятельности обусловлено в первую очередь необходимостью создания информационно-образовательной среды, а, следовательно, исследованием таких вопросов, как обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам; совместимость форматов представления информационных ресурсов и переносимость программных систем; обеспечение надежности и безопасности хранения информационных ресурсов; выбор и обоснование технических стандартов для обеспечения интероперабельности приложений и услуг в распределенном обучении. Формирование когнитивной структуры информационной системы дистанционного образования (банки принятых решений, верификация ответов «открытых» тестов в тестирующих системах и др.) требует дальнейшего развития направлений, связанных с управлением знаний. Большая часть лингвистических исследований посвящена изучению свойств гипертекста. Мощный импульс получает дальнейшее развитие систем поддержки принятия решений, в частности, в связи с разработкой адаптивных тестирующих систем.
В контексте дистанционного образования формируется также целый спектр направлений научно-методической деятельности, обусловленных необходимостью решения в ДО целого ряда задач. К этим задачам относятся формирование образовательных программ подготовки и переподготовки преподавателей и специалистов для работы в системе ДО, разработка новых технологий обучения и нового типа учебно-методических материалов, решение проблемы эффективного представления учебного материала; обеспечение эффективных средств общения преподавателей и студентов; создание средств обеспечения совместной работы учащихся.
Очевидная необходимость привлечения кумулятивных ресурсов для развития ДО вынуждает учебные заведения использовать новые формы их использования. Одной из таких форм является создание центров ресурсов ДО, которые, по сути дела, должны играть роль инновационных образовательных центров, ориентированных на практическое использование, репродуцирование и распространение новых знаний. Инновационный характер деятельности, инициированный развитием ДО, заключается также и в формировании единой информационно-образовательной среды университета, в рамках которой размываются межфакультетские и межкафедральные границы, что соответствует современной методологии познания, ориентированной на постижение целостности и интегральный синтез.
Другой формой объединения ресурсов является создание ассоциаций (как правило, это объединения по горизонтальному типу, например, университетов) или региональных консорциумов, объединяющих по вертикальной схеме как учебные заведения различных уровней, так и работодателей, заинтересованных в развитии дистанционных образовательных услуг, а также агентов инфраструктуры образования (провайдеров телекоммуникационных сетей, издателей и т.д.). Создание такого рода организаций формирует институциональную деятельность университетов, которая тем более эффективна, чем более осознано и целенаправленно она осуществляется в соответствии с концепцией развития всего университета в целом.