Общие положения. В последнее время в профессиональном образовании все чаще говорят о возможности использования методов менеджмента качества на основе разнообразных моделей управления качеством: ГОСТ Р ИСО 9001, TQM (Total Quality Management), моделей разнообразных премий за качество и т.д. Есть ряд лидеров профессионального образования (С.-Петербургский государственный электротехнический университет – «ЛЭТИ», Сибирский технологический университет, Томский государственный политехнический университет и др.), которые проводят исследования, разрабатывают, внедряют и сертифицируют системы менеджмента качества (СМК). Однако руководство многих вузов, а также специалисты в области менеджмента качества отмечают значительные проблемы в данном направлении деятельности. Главные из них:
Данные проблемы не разрешимы без создания системы комплексного мониторинга – простого и технологичного механизма, в котором найдется место для каждого участника процессов подготовки специалистов как управленца на собственном уровне. В данной статье представлен формат методики мониторинга и оценки качества различных компонентов системы подготовки специалистов в вузе, инвариантной к объектам мониторинга. Будем рассматривать мониторинг как внутреннюю процедуру вуза, проводимую либо специально подготовленными, наделенными полномочиями и ответственностью внутривузовскими экспертами по заранее разработанной и утвержденной программе, либо как самооценку – распространенный инструмент улучшения и управления процессами и результатами персональной деятельности участника образовательного процесса.
Мониторинг и оценивание качества услуги или продукции (УП) согласно [1-2] состоит из следующих этапов: мониторинг удовлетворенности разнообразных категорий потребителей; аудиты объектов мониторинга – компонентов образовательного процесса; обработка и анализ результатов мониторинга, подготовка отчетов и рекомендаций; информирование всех заинтересованных сторон и принимающих решение специалистов об обнаруженных в процессе мониторинга несоответствиях; разработка программ устранения несоответствий и формирование управляющих воздействий с целью исполнения этих программ и улучшения качества.
Здесь приведен формат инвариантной методики мониторинга, которым можно пользоваться независимо от объекта мониторинга, и который определяет логику мониторинга, его основную структуру. К формату необходимо относиться творчески, изменяя и развивая его в зависимости от целей, объектов и субъектов мониторинга. Любой участник образовательного процесса, не только эксперт по качеству, может воспользоваться данной методикой, модифицировать и использовать ее для самооценки, самоанализа и совершенствования собственной деятельности.
Будем исходить из того, что методика – это установленный способ осуществления некоторой деятельности [5]. Методика обычно включает в себя: цели и область деятельности; что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть осуществлено; какие материалы, документы и какое оборудование будет использовано, какие методы и инструменты обработки должны быть применены; каким образом результаты должны быть зарегистрированы и проконтролированы.
В ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 [6] мониторингу и оцениванию качества посвящены разделы: «Процессы жизненного цикла УП» и «Измерение, анализ и улучшение». В них определяются: деятельность по мониторингу, оценке и испытаниям УП; необходимый мониторинг, измерения, устройства и средства; регламент мониторинга удовлетворенности потребителей, внутренних аудитов, самооценки; анализ данных и управления несоответствиями.
Уровень удовлетворенности измеряют, сопоставляя цели и показатели качества с ожиданиями заинтересованных сторон. Объектами мониторинга могут быть:
Важным аспектом является мониторинг процессов проектирования образовательной услуги. При этом проверяют и измеряют характеристики процессов: их непрерывность, соблюдение графика обучения, результативность и эффективность прочее. При этом не следует забывать об адекватности заинтересованным сторонам методов сбора и хранения данных. Мониторинг должен осуществляться в сроки, допускающие возможность введения улучшений, устранения выявленных проблем (несоответствий). В образовании как нигде важно уметь выявлять несоответствия в сроки, допускающие их своевременное устранение или исправление. Данные о результатах мониторинга должны быть доступны участникам соответствующих процессов – педагогическим дизайнерам, преподавателям, консультантам, менеджерам, экспертам по качеству, обучающимся и другим участникам процессов.
Методы измерений и мониторинга также определяются методиками, являются объектом планирования и обеспечиваются ресурсами, в частности квалифицированным персоналом. Сотрудники, отвечающие за процессы мониторинга, должны уметь не только планировать и проводить мониторинг и оценку качества, но и грамотно использовать его результаты. Все мероприятия по измерениям и мониторингу документируются, и это также должно быть частью методики мониторинга.
С точки зрения ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 под несоответствиями понимают отклонение результатов функционирования системы управления качеством, характеристик УП от ожидаемых (запланированных, востребованных). Примерами несоответствий в образовании могут служить следующие: несоответствие основной образовательной программы (ООП) ГОСу; ресурсов – лицензионным требованиям; результатов деятельности – аккредитационным и аттестационным нормативам; несоответствие требованиям федеральной нормативной базы, например, к состоянию здоровья, мерам безопасности и другое. Методики управления несоответствиями должны содержать:
Любой вуз для совершенствования качества своей деятельности должен собирать и использовать данные об ожиданиях и потребностях заинтересованных сторон; о соответствии образовательной УП ожиданиям и требованиям; о функционировании процессов, производящих УП. Информация должна собираться систематически с применением специальных методик и использоваться для оценки эффективности СМК сотрудниками вуза, отвечающими за процессы, и для корректировки процессов, методик, учебных материалов; а также высшим руководством для планирования и анализа, выявления областей деятельности, требующих совершенствования и др. Информация – это основа непрерывного совершенствования.
Корректирующие (КД) и предупреждающие действия (ПД) – составные части процесса повышения качества подготовки специалистов. Потребность в КД – основа для недопущения повторного их проявления. ПД связаны с анализом информации для выявления причин и предупреждения потенциально возможных несоответствий. Для проведения КД и ПД необходимы специальные методики, устанавливающие распределение полномочий и ответственности; методики, обеспечивающие анализ претензий заинтересованных сторон и несоответствий, выявленных при аудите. Для вуза или его подразделения особенно актуальным является определение действий, направленных на устранение причин возникновения потенциальных несоответствий и предупреждения их повторного появления.
Процедура формирования ПД определяет требования к установлению потенциальных несоответствий, выявлению причин их возникновения, оцениванию необходимости действий для предупреждения несоответствий; к определению и осуществлению ПД, анализу результативности предпринятых ПД. В качестве примеров ситуаций, требующих введения ПД в образовании могут служить следующие:
В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ)
Методика мониторинга. Описание методики мониторинга, анализа и оценки качества подготовки специалистов в вузе приведено в виде некоторого формата с последовательностью этапов и их краткой характеристикой.
УТВЕРЖДАЮ ____________________ Ф.И.О. (ответственное лицо) |
СОГЛАСОВАНО ____________________ Ф.И.О. (ответственное лицо) |
|
«____» ________________ 200 г. |
«____» ________________ 200 г. |
МЕТОДИКА мониторинга, анализа и оценки качества
___________________________________________________________________________
(наименование методики)
Наименование организации __________________________________________________
Наименование подразделения ________________________________________________
Наименование этапа методики | Характеристика этапа методики |
---|---|
1. Цели: общая цель; конкретная цель (цели) | В данном разделе методики приводится характеристика общей цели, которая может быть глобальной, выраженной в социально значимых категориях. Общая цель может быть удалена во времени. Конкретные цели должны быть связаны с непосредственно выявленным несоответствием. Конкретная цель – это то, что надо сделать в определенный срок, конкретно измерить, вычислить, обработать, исследовать. Для достижения каждой конкретной цели может быть необходимым решение одной или нескольких последовательных или одновременно решаемых задач.Конкретные цели рекомендуется нумеровать. Например, «Цель 1», «Цель 2» и т.д. |
2. Задачи мониторинга | Для достижения конкретных целей на данном этапе формируются задачи, которые необходимые решить. Задачи связаны с целями и также нумеруются. Например, задачи:
Задачи следует формулировать четко и определенно, т.к. на их основе формируется план-программа мониторинга, планируются конкретные мероприятия и необходимые ресурсы. |
3. Мероприятия | Для решения каждой задачи возможно проведение нескольких мероприятий. Поэтому мероприятия также могут сопровождаться нумерацией и прикрепляться к соответствующим задачам, например: мероприятие 1.1.1, …, мероприятие 2.1.2, … . |
4. Риски | Описываются риски, связанные с факторами внешней среды, которые не являются управляемыми. Такие факторы надо предусматривать и, по возможности, планировать нейтрализацию их негативного влияния |
5. Рабочая группа по мониторингу | Руководитель рабочей группы, исполнители. Здесь могут быть сформулированы специальные требования к специалистам рабочей группы; приказом назначаться конкретные исполнители, руководитель; определяться полномочия и ответственность руководителя и членов рабочей группы; выделяться ресурсы и др. Возможно распределение ролей в группе. |
6. Сроки мониторинга | Дата начала: ________________; дата окончания: _________________ |
7. Локализация процесса мониторинга | Указывается место проведения мониторинга, условия, ограничения и пр. На этом этапе также возможно определение места проведения мониторинга в зависимости от целей, задач и конкретных мероприятий |
8. Статус мониторинга |
Первичный (данный вид мониторинга проводится впервые) Коррекционный (имеет место, когда данный объект уже подвергался мониторингу и оценке качества, однако на очередном этапе анализа качества повторно выявлено несоответствие, возможно отличное от предыдущего): этап №1 (указывается, какой этап коррекционного мониторинга имеет место); этап №2. Этот раздел методики заполняется при условии, когда мониторинг, анализ качества и улучшение осуществляется в несколько этапов, если достигнутое на предыдущем этапе качество не удовлетворяет требованиям, нормам |
9. Характеристика предыдущего этапа мониторинга | При наличии предыдущих этапов мониторинга в данном разделе приводится его краткая характеристика, имевшие место несоответствия, причины неудовлетворенности |
10. Решения, принятые на предыдущем этапе мониторинга | Для коррекционного этапа мониторинга приводятся основные результаты предыдущих исследований, принятые корректирующие действия, основные сведения из отчета предыдущего этапа, рекомендации |
11. Объект и предмет мониторинга | По каждой задаче указываются объект и предмет мониторинга, приводится их характеристика, особенности. Для коррекционного этапа также сообщаются имеющие место изменения объекта и предмета мониторинга по сравнению с предыдущим этапом |
12. Показатели качества (критерии, нормы) | Если к моменту проведения мониторинга уже сформированы критерии и нормы качества, то они приводятся в виде описания, правил вычисления или использования, установленных значений норм качества и т.д. |
13. Целевые группы | Описание особенностей целевых групп – важная часть методики мониторинга, т.к. является составляющей условий проведения любого эксперимента. При этом указываются конкретные требования к составу, количеству, приводятся профессиональные и социальные и др. ограничения. От правильности исполнения данного раздела методики, равно как и других, зависит чистота эксперимента и адекватность содержательных выводов. |
14. Методы мониторинга | Приводятся конкретные рекомендуемые методы мониторинга, анализа и оценивания качества. Они также могут быть связаны с задачами и мероприятиями: например, по задаче 2.1.1 (или конкретному мероприятию задачи), по задаче 2.1.2 и т.д. |
15. Методы сбора, обработки и хранения информации | Аналогично п. 12 указываются методы сбора, обработки и хранения информации в целом или по задачам и конкретным мероприятиям. При необходимости задаются требования к базе данных. |
16. Инструменты мониторинга | Инструментами мониторинга могут быть анкеты, опросные листы, специальные таблицы, программные продукты, необходимое оборудование (например, персональный компьютер с указанием технических характеристик, требований к стандартному и/или специализированному программному обеспечению, набору периферийных устройств и пр.). Инструменты могут указываться в целом, по отдельной задаче или конкретному мероприятию |
17. Ресурсы мониторинга | В разделе должны быть описаны все необходимые ресурсы для достижения поставленных в данной методике целей и решения конкретных задач. Ресурсы также могут относиться к конкретной задаче или мероприятию |
18. План-график (календарный план) реализации мониторинга, анализа и оценки качества | На основании уже сформированной и заполненной таблицы методики мониторинга составляется план-график реализации процесса мониторинга, анализа и оценки качества с указанием последовательности выполнения задач, мероприятий, установлением временных ограничений. В плане-графике могут быть указаны и необходимые ресурсы. Важно отметить, что все этапы методики мониторинга связаны между собой, и эта связь должна найти отражение в отдельных документах методики. Основные разделы плана-графика: цель (глобальная, частная); задача; мероприятие; сроки исполнения; ресурсы; показатели мониторинга и его результативности, необходимые для демонстрации исполнения и адекватности мониторинга; форматы представления информации; ответственный исполнитель, исполнители; планируемые риски, которые могут помешать исполнению плана-графика; другое |
19. Отчет | Формируются требования к отчету, его структуре, задается формат и уровень детализации, формы представления информации, рекомендации. Определяется перечень должностных лиц, которым передается информация о результатах мониторинга. В требованиях к отчету должно быть описано, для какой категории персонала должна быть подготовлена и передана необходимая информация и какая конкретно |
20. Бюджет мониторинга | В данном разделе, при необходимости, разрабатывается интегральный бюджет мониторинга, возможно, по отдельным задачам или мероприятиям |
Примечания к таблице мониторинга.Цели и задачи методики исследования можно разделить на три основные подгруппы: оправдательные, поисковые, описательные [7]. Оправдательные цели и задачи призваны: подтвердить или опровергнуть потребительские требования; сравнить результаты данного исследования с оценками, полученными ранее, если имеет место корректировочный этап методики; на основании полученных результатов исследования сформировать рекомендации по улучшению качества исследуемого объекта, устранению несоответствия.
Поисковые цели и задачи направлены на изучение отношения потенциальных потребителей к проблеме качества услуги и отдельных этапов ее создания и предоставления; определение потребительских проблем, предпочтений, особенностей и факторов мотивации; изучение степени удовлетворённости целевой группы по отношению к решаемым проблемам.
Описательные цели и задачи должны помочь выяснить отношение целевой группы к проблеме качества процесса и уровень информированности о ней; исследовать мотивацию потенциальных потребителей процесса.
Объекты мониторинга. Объекты мониторинга тесно связаны с задачами, которые предстоит решить для достижения соответствующих конкретных целей. К объектам мониторинга в контексте качества учебного процесса можно отнести условия (ресурсы), процессы и результаты, их отдельные компоненты [8].
Целевые группы в области образования очень многообразны. Приведем лишь некоторые из них: сотрудники; студенты; работодатели; родители [1-2]. В частности в качестве особенностей целевых групп могут отмечаться социальные, социально-психологические и профессиональные характеристики, место работы, учебы, образование; половозрастная структура; территориальные особенности; распределение респондентов по сферам деятельности; различия в мировоззренческих взглядах и установках и т.д.
Методы мониторинга. Методы мониторинга очень разнообразны. Они зависят от объектов мониторинга и задач, которые решает мониторинг. Отметим, что в образовании могут найти применение как традиционные методы управления качеством (семь простых, семь новых и семь новейших методов), так и методы прикладного статистического анализа, экспертное оценивание и др.
Одним из наиболее распространённых на данном этапе методом исследования продолжает оставаться опрос респондентов [7, 9, 10]. При разработке метода сбора данных происходит переход от теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора данных, при котором источником информации служат письменные или словесные сообщения респондентов. Однако в [11-12] показана эффективность применения других методов, ранее не применяемых при исследовании социальных систем.
Выводы. Настоящую методику предполагается использовать в системе повышения квалификации преподавателей и специалистов профессиональных образовательных учреждений разного уровня, а также в учебном процессе подготовки преподавателей по программе «Преподаватель высшей школя». Инвариантность методики делает ее легко адаптируемой под различные потребности образовательных учреждений, подразделений, субъектов, объектов мониторинга. На основе методики мониторинга и оценивания качества планируется разработка программы повышения «Мониторинг и оценивание качества в профессиональном образовании». Обучение по программе позволит специалистам образования освоить простейшие методы контроля качества, научиться применять их в практике на примере управления, например, собственным учебным курсом. Основной ожидаемый результат – вовлечение преподавателей и руководителей разного уровня в процессы управления качеством.
Список использованных источников