Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность использования информационных технологий в образовании, является уровень подготовки преподавателей-предметников в области компьютерного обучения. Для преподавателей языка необходимость такой подготовки является особенно значимой, поскольку современные технологии предоставляют огромные возможности для изучения языка и позволяют работать над совершенствованием навыков во всех видах речевой деятельности и формированием языковой, речевой и коммуникативной компетенции.
Квалификация преподавателей языка в области информационных технологий складывается из двух составляющих: владение навыками пользователя компьютера и основами компьютерной лингводидактики – теории и практики использования компьютерных технологий в обучении языку. Уже на протяжении нескольких лет в нашей стране и за рубежом компьютерная лингводидактика является одной из специальностей подготовки преподавателей языка и исследователей; помимо этого, в учебные планы ряда высших педагогических учебных заведений в качестве дисциплин специализаций введены курсы, ориентированные на использование информационных технологий в преподавании языка. На факультетах и курсах повышения квалификации преподавателей также наряду с курсами для пользователей компьютера предлагаются курсы по использованию информационных технологий в обучении языку.
Создание центров, предоставляющих ресурсы для изучения одного или нескольких языков, также как и центров повышения квалификации преподавателей, получили широкое распространение во всем мире. Как правило, подобные центры располагают фондом учебной и художественной литературы на изучаемых языках, аудио-, видео-, а в настоящее время и компьютерных материалов, организуют работу клубов и проводят методические семинары для преподавателей.
Основной задачей специализированного ресурсного центра «Информационные технологии в обучении языку» (ИТОЯ), созданного в Новосибирском государственном техническом университете, является предоставление преподавателям языка различных учебных заведений региона и студентам — будущим преподавателям языка профессиональную информационно-методическую поддержку по вопросам применения компьютерных технологий в учебном процессе.
Ресурсной базой для создания центра послужил лингвистический компьютерный класс кафедры филологии гуманитарного факультета, в котором на протяжении ряда лет использовались информационные технологии для обучения студентов русскому языку, русскому языку как иностранному, английскому, немецкому, французскому и итальянскому языкам; проводились семинары для преподавателей учебных заведений города и региона, а также был апробирован курс «Компьютерная лингводидактика» в группах студентов, специализирующихся в области преподавания русского языка как иностранного.
Работа центра ведется по следующим направлениям:
Представляется, что созданный специализированный ресурсный центр, обеспечивающий комплексную поддержку и обучение преподавателей в области компьютерной лингводидактики, поможет сделать подготовку преподавателей в данной сфере методики более целенаправленной, а использование информационных технологий в процессе обучения языку – более эффективным.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯbovtenko@russ.fgo.nstu.ru