Анализ эффективности программы повышения квалификации преподавателей по показателю удовлетворенности результатами обучения

Одним из важнейших показателей эффективности разработанной системы подготовки ППС и АУП является удовлетворенность результатами обучения. Оценка удовлетворенности результатами учебного процесса по авторскому курсу «Практический мониторинг и оценивания качества в профессиональном образовании» проводилась после завершения обучения. Результаты данного эксперимента использовались для оценки эффективности программы повышения квалификации. В эксперименте приняли участие две экспериментальные группы. Общий объем статистических наблюдений – 55 человек. Для исследования удовлетворенности была разработана анкета «Удовлетворенность преподавателей процессом и результатами повышения квалификации в области мониторинга, оценивания и контроля качества». В анкете одиннадцать показателей, три первых из которых отражают удовлетворенность организацией учебного процесса, а показатели 4-11 позволяют на основании самооценки обучающихся сделать выводы об уровне сформированных компетенций в области экспертно-аналитической деятельности. Ниже приведены вопросы анкеты:

1. Заявленные в образовательной программе ПК цели в процессе обучения достигнуты;

2. Технология проблемно-проектного обучения, обучения в деятельности, разрешения конкретных ситуаций способствовала эффективному освоению программы повышения квалификации и достижению заявленных целей;

3. Комплект учебно-методических материалов (в твердой копии и в электронном виде) удовлетворял по полноте и содержанию потребностям учебного процесса;

4. Приобретенные в процессе обучения компетенции (теоретические знания, практические умения и навыки) достаточны для использования в практической педагогической деятельности, дальнейшего самообучения и саморазвития в области управления качеством;

5. У меня сформировались представления о нормативной базе управления качеством, типовых моделях СМК, нормах качества;

6. Могу планировать мероприятия по мониторингу и управлению качеством, устанавливать и совершенствовать «нормы качества»;

7. Могу использовать методы контроля качества в практической деятельности ОО и собственной;

8. Могу использовать простейшие методы обработки результатов мониторинга, использовать для этого персональный компьютер;

9. Могу разрабатывать и использовать в практике методики мониторинга и оценивания качества различных объектов мониторинга;

10. Могу проводить мониторинг, готовить аналитический отчет, интерпретировать результаты и делать выводы и рекомендации;

11. Понимаю, что использовать информацию о результатах мониторинга и оценки качества необходимо с позиции «не навреди»; применять результаты мониторинга не для наказания, а для устранения несоответствий и совершенствования.

Проведем анализ результатов анкетирования для экспериментальных групп, полученных после обучения. Для формирования суждения об уровне удовлетворенности преподавателей рассчитывались математические ожидания m1 показателей, которые сравнивались с нейтральным значением шкалы измерения – «3», и среднеквадратические отклонения S. Для оценки статистически значимого превышения средних значений показателей удовлетворенности от центральной линии тенденции использовалась проверка гипотез о равенстве средних по критерию t-Стьюдента.

Результаты исследования для экспериментальных групп 1 и 2 приведены соответственно в таблицах.

Таблица 1

Результаты исследования удовлетворенности обучением, полученные в экспериментальной группе 1 по критерию t-Стьюдента

Номер вопроса анкеты

m1

S

Ψэмп

Уровень значимости α

Статистическое решение

0,05

0,01

Ψкр.н.

Ψкр.в.

Ψкр.н.

Ψкр.в.

1

5,474

0,612

18,529

-2,09

2,09

-2,85

2,85

Значимо

превышает «3»

2

5,368

0,597

18,172

Значимо

превышает «3»

3

5,579

0,607

19,471

Значимо

превышает «3»

4

4,263

1,147

5,046

Значимо

превышает «3»

5

3,947

1,268

3,423

Значимо

превышает «3»

6

4,263

0,653

8,859

Значимо

превышает «3»

7

4,474

0,513

13,165

Значимо

превышает «3»

8

5,105

0,809

11,921

Значимо

превышает «3»

9

4,684

0,820

9,411

Значимо

превышает «3»

10

4,316

0,671

8,986

Значимо

превышает «3»

11

5,684

0,478

25,757

Значимо

превышает «3»

 

Поскольку гипотеза принимается по всем показателям анкеты удовлетворенности, то можно говорить о достоверно подтвержденном превышении средних значений показателей анкеты относительно среднего значения, равного трем и, следовательно, о высоком уровне удовлетворенности результатами обучения.

Полученные в результате опроса высокие показатели удовлетворенности по вопросам 1-3 можно отнести за счет проблемно-проектной технологии обучения. Все занятия проводились в режиме выполнения микропроектов, сформированном с учетом пожеланий обучающихся командами проектов по 3-4 человека в каждой. В каждой рабочей группе был хотя бы один преподаватель, хорошо владеющий компьютером. Такая работа позволяла все этапы обучения, связанные с планированием работ, разработкой методики мониторинга, выбором актуального объекта и предмета исследования проводить в виде дискуссий. Дискуссии, как известно, позволяют сблизить точки зрения, найти адекватное решение, оптимально распределить роли и функции в проекте между членами коллектива. К окончанию обучения после групповой защиты микропроектов в учебной группе сформировались слаженные команды единомышленников. Подготовленный единый формат отчета по мониторингу во многом помог выстроить деятельность в соответствии с продуманным алгоритмом, обеспечивающим достижение заявленных в программе целей. Любой этап обучения, связанный с изучением отдельных модулей, становился частью итоговой работы. Не оставалось непонятых вопросов или не изученных на практике тем.

 

Таблица 2

Результаты исследования удовлетворенности обучением, полученные в экспериментальной группе 2 по критерию t-Стьюдента

Номер вопроса анкеты

m1

S

Ψэмп

Уровень значимости α

Статистическое решение

0,05

0,01

Ψкр.н.

Ψкр.в.

Ψкр.н.

Ψкр.в.

1

5,563

0,512

20,023

-2,13

2,13

-2,95

2,95

Значимо

превышает «3»

2

5,625

0,500

21,000

Значимо

превышает «3»

3

5,643

0,497

21,272

Значимо

превышает «3»

4

5,125

0,885

9,605

Значимо

превышает «3»

5

4,875

0,885

8,475

Значимо

превышает «3»

6

5,063

0,602

13,708

Значимо

превышает «3»

7

5,125

0,806

10,546

Значимо

превышает «3»

8

5,313

0,793

11,668

Значимо

превышает «3»

9

4,813

0,911

7,960

Значимо

превышает «3»

10

4,688

0,704

9,591

Значимо

превышает «3»

11

5,625

0,500

21,000

Значимо

превышает «3»

 

Высокие оценки удовлетворенности, полученные по вопросам 4-11 можно трактовать следующим образом. Преподаватели, прошедшие подготовку по программе, приобрели в процессе обучения компетенции, достаточные для их использования в практической педагогической деятельности, дальнейшего самообучения и саморазвития. Преподаватели с уверенностью отмечают, что полученные компетенции помогут решать задачи планирования мероприятий по мониторингу и управлению качеством, устанавливать нормы качества, использовать методы контроля качества в практической деятельности, использовать простейшие методы статистической обработки информации на компьютере, разрабатывать методики мониторинга и оценки качества различных объектов мониторинга, проводить мониторинг, готовить аналитические отчеты, интерпретировать результаты и готовить рекомендации. Важный результат повышения квалификации – сформировавшееся понимание корректного, грамотного и деликатного использования информации о результатах мониторинга только для устранения несоответствий и совершенствования, но не для наказания.

Вопросы 12-14 анкеты предполагали свободное представление точки зрения относительно удовлетворенности, рекомендации преподавателям программы с целью её совершенствования.

Приведенные свободные высказывания подтверждают высокую удовлетворенность преподавателей процессом и результатами повышения квалификации, приобретенными новыми компетенциями, что подтверждает эффективность разработанной программы повышения квалификации.

12.04.2013 Moderni vymozenosti vedy – 2013 : materialy 9 mezinar. vedec.-prakt. conf., 27 ledna – 05 un. 2013 r. = [Современные научные достижения : материалы 9 междунар. науч.-практ. конф., Прага, 27 янв. – 5 февр. 2013 г.] – Praha : Publ. House «Education and Science» s.r.o., 2013. – Dil. 33 : Pedagogika. – S. 20-23.