Апробация обучения по программе ДПО «Пожарная безопасность» с оценкой качества процесса обучения по комбинированной форме

 Обучение на курсах повышения квалификации, в частности, курсах по пожарной безопасности, работников предприятий связано с достаточными трудностями: отдаленностью от центра обучения, характером работ, материальными, хозяйственными проблемами слушателей при выезде на обучение. Одной из наиболее приемлемых форм обучения является дистанционное обучение (distancelearning) без отрыва от мест проживания и трудовой деятельности. Руководителями и специалистами предприятий дистанционное обучение воспринимается положительно, так как приводит к снижению расходов на первичное обучение и последующее повышение квалификации персонала, за счет экономии на аренде и обустройстве учебных аудиторий, зарплате персонала, транспортных расходах и многом другом.

Проведение процедуры апробации обучения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) «Пожарная безопасность» было проведено в центре дистанционного обучения «Комплексная безопасность» при Институте дистанционного обучения (ИДО) НГТУ с привлечением различных категорий обучающихся [1]. Авторами представлены результаты апробации обучения по пожарной безопасности с использованием комбинированной модели и сформированы рекомендации для повышения качества процесса обучения.

Для лучшего усвоения учебного материала группе обучающихся (30 человек) предлагалось использовать комбинированную форму (модель) обучения, сочетающую очную форму обучения и обучение в дистанционном режиме.

Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий (ИКТ-технологий) для работы в удаленном доступе [2]. Для реализации обучения по проблемам безопасности человека был создан сайт ДО «Комплексная безопасность», имеющий разделы – пожарная безопасность, электробезопасность, экологическая безопасность, безопасность труда, информационная безопасность и т.д., и, размещенный на портале НГТУ, по адресу http://kb.edu.nstu.ru. Структура сайта приведена на рис. 1 [3].

В соответствии с выбранной моделью обучающиеся принимали участие в вводном и итоговом занятиях в очной форме («лицом к лицу» с преподавателем), а также в четырех дистанционных семинарах, при этом основная масса учебной информации была представлена для обучающихся в виде набора электронных учебных материалов (ЭОР), доступных в сетевом режиме с личной страницы обучающегося. Целью дистанционных семинаров, проводимых в режиме форума, является систематизация знаний и контроль учебного процесса обучающихся, полученных в результате самостоятельной работы с материалами модулей программы курса. Дистанционные семинары способствуют формированию умений групповой работы, развитию невербальных коммуникаций, а кроме того способствуют дополнительному непосредственному контакту с преподавателями курса и группой.

Рис. 1. Структура сайта «Комплексная безопасность». Организация обучения пожарной безопасности по комбинированной модели

Вводный вебинар проводился в очной форме и одновременно записывался в виде видео-файла для просмотра в электронной среде обучения ЭСО) в удобное время для обучающихся. Вебинар включал пояснение куратора курса (тьютора) о работе в электронной среде обучения Учебного центра, о формах взаимодействия с преподавателями и тьюторами. После проведения очной встречи следовало предоставление доступа обучающимся к учебно-методическим материалам согласно программе и выбором вариативных модулей, и начиналось собственно обучение (самостоятельное изучение модулей ЭУМК), отправка обучающимися выполненных заданий по модулям на проверку преподавателю и участие их в дистанционных семинарах Центра.

Обучающиеся несли ответственность за свои успехи, были относительно свободны в выборе темпа работы (в рамках установленных сроков обучения), а также могли осуществлять самоконтроль качества усвоения материала модулей, используя возможности программной среды (предоставление возможности тестирования полученных знаний). Для процесса обучения было характерно преобладание самостоятельной работы обучающихся («в свободное время») и уменьшение непосредственного контакта с преподавателями.

Обучение в дистанционном режиме организовано с использованием электронной среды обучения (ЭСО) Учебного центра ДО НГТУ. Структурно программно-технический комплекс дистанционного обучения можно представить в виде двух взаимосвязанных частей: сайта «Комплексная безопасность» и системы дистанционного обучения. В ИДО НГТУ успешно реализовано семейство продуктов, получивших название DiSpace. DiSpace – это семейство программных систем, служащих для поддержки дистанционного обучения на уровне планирования и организации учебного процесса. ЭСО DiSpace позволяет обучающемуся организовать работу по выполнению, хранению и пересылке индивидуальных заданий преподавателю курса, пройти тестирование в электронной форме, связаться с преподавателями и кураторами/тьюторами курса.

При разработке учебно-методического комплекса (ЭУМК) по программам ДПО «Пожарная безопасность» учитывалось, что электронные учебные материалы должны охватывать обязательные разделы курса, что было сделано в рамках выполнения научно-исследовательской работы по всем модулям программы «Пожарная безопасность» [3]. Формирование групп осуществлялось согласно индивидуальным траекториям обучающихся по выбранным программам с учетом модулей, входящих в ядро курса и модулей вариативной части программы. Модульная технология обеспечивает индивидуальную траекторию обучения: по содержанию обучения, по уровню самостоятельности, по методам и способам обучения, по способам контроля и, в конце концов, по темпу усвоения учебного материала [4].

Итоговая аттестация по курсу

Для проведения итоговой аттестации обучаемых использовалась система тестирования программной среды, вместе с этим, обучаемые должны были проходить процедуру тестирования и после освоения учебных материалов каждого модуля. Предлагались тестовые вопросы следующих типов:

— выбор из предлагаемых вариантов ответов единичного или множественного верного ответа;

— ввод порядка следования элементов и сравнение с эталоном;

— выбор соответствующих друг другу элементов из двух групп.

Общая оценка знаний обучающихся по всем тестам определялась процентным отношением набранной им общей суммы баллов к максимально возможной сумме, определяемой в тестирующей системе автоматически. Результаты тестирования признавались успешными, если обучаемый набирал больше половины максимально возможного количества баллов.

Результаты тестирования обрабатывались по каждому модулю, рассчитывались их среднеквадратичные отклонения. Согласно полученным результатам, все модули обучающимися были освоены. Наиболее трудными для изучения оказались модули «Теория горения и взрыва», а также «Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в РФ».

После подведения итогов тестирования обучаемых был издан приказ об окончании обучения, заполнены экзаменационные (зачетные) ведомости и проводился «круглый стол» в очной форме, на котором были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, организации обучения по комбинированной модели с применением электронного обучения, а также были вручены удостоверения о повышении квалификации. Мероприятия «круглого стола» также был записаны в режиме вебинара.

Оценка качества электронного обучения по комбинированной форме

В процессе реализации обучения особое внимание акцентировалось на проблеме качества электронного обучения по комбинированной форме в ЭСО Центра ДО «Комплексная безопасность». В рамках модели, разработанной Европейским фондом управления качеством EFQM, вопросы качества образования рассматриваются с точки зрения удовлетворения потребностей обучающихся, а качество обучения обеспечивается за счёт постоянного мониторирования и совершенствования учебного процесса [5].

Качество процесса комбинированного обучения по программам «Пожарная безопасность» определялось в соответствии с процессным подходом. Согласно выбранной модели оценки качества авторами сформированы показатели и критерии качества, разработаны инструменты (анкеты) и выбраны методы анализа и представления результатов. Анализ удовлетворенности результатов обучения проводился в ходе эксперимента для каждой из целевых групп обучаемых. Для оценки различий мнений обучающихся использовался критерий Вилкоксона. Рассчитывалось математическое ожидание (m) и среднеквадратическое отклонение (S) по каждому из показателей.

В сводной табл. 1 представлены результаты опроса обучающихся по перечисленным выше показателям.

Таблица 1

Сводная таблица с результатами опроса по всем показателям

№ п/п

Показатели

m

S

Информационное содержание программы

1

Актуальность

3,50

1.17

2

Практическая направленность

5,83

0.28

3

Системность

4,50

0.56

Качество электронных учебных материалов

4

Доступность (понятность)

4,17

0.56

5

Полнота

4,33

1.33

6

Удобство реализации ЭУМК

4,83

1.22

 

Обучающая деятельность преподавателя

 

 

7

Соответствие целей и содержания программы ожиданиям обучающихся

5,50

0.50

8

Использование активных форм обучения

4,83

0.67

9

Вовлеченность обучающихся в учебный процесс

2,73

1.22

Качество электронной среды обучения

10

Функциональная полнота

5,67

0.44

11

Работа с системой тестирования

5,33

0.67

12

Простота (удобство) установления связи со всеми участниками учебного процесса

5,67

0.44

13

Удобство и простота интерфейса

5,50

0.67

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что результаты проведенного исследования в целом по курсу «Пожарная безопасность» высоки, и обучающиеся удовлетворены предложенной формой процесса обучения. Наиболее низкие результаты получены по показателям: «Актуальность» (3,5), «Вовлеченность обучающихся в учебный процесс» (2,73). После анализа полученных данных авторам программы обучения были сформированы рекомендации для повышения качества процесса обучения по комбинированной форме. Авторам-разработчикам программы были даны рекомендации дополнить и расширить электронные учебные материалы, которые были представлены, в основном, в текстовой форме, мультимедиа ресурсами. Например, совместно с программистами разработать имитационные модели-тренажеры по пожарной безопасности.

Итоги апробации обучения «пожарной безопасности» по комбинированной модели

Наряду с положительным опытом, отмечены и определенные недостатки, легко устраняемые:

— отмечено, что большинство обучающихся отложили тестирование на последнюю неделю, ссылаясь на занятость по работе. Целесообразно устанавливать контрольные даты, к которым обучаемые должны освоить установленный объем материала для изучения, отчитаться результатами тестирования и выполнения заданий.

— для лучшего вовлечения обучающихся в учебный процесс показана необходимость дополнения ЭУМК по программам ДПО «Пожарная безопасность» материалами с использованием активных и интерактивных методов обучения.

— показано, что обучающиеся должны владеть уверенными навыками работы с персональным компьютером и умением ориентироваться в интернет-среде.

В ходе апробации были сделаны следующие выводы:

1. Показано, что результаты исследования в целом высоки, и обучающиеся удовлетворены предложенной формой процесса обучения.

2. Отмечено, что использование модульной технологии формирования программы повышения квалификации с возможностью выбора модулей вариативной части программы обеспечивает организацию индивидуальной траектории для обучающегося, а использование комбинированной модели способствует повышению качества обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организациях».

2. Казанская О. В. Технология комбинированного обучения / О. В. Казанская, О. В. Андрюшкова // Проф. учебник. – 2008. – № 4 (14). – С. 26-29.

3. Реализация дистанционного обучения по программе ДПО «Пожарная безопасность» / М. В. Леган, О.В. Андрюшкова, М.Э. Ильин, С.Г. Юн // Дистанц. и виртуал. обучение. – 2012. – № 7. – С. 20-29.

4. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе : практико-оринтир. моногр. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский ; под ред. П. И. Третьякова. – М. : Новая шк., 2001. – 352 с.

5. Никитина Н. Ш. Мониторинг и оценка качества в образовании. Ч. 2. Методы мониторинга. Обучение менеджменту качества в образовании : учеб. пособие / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 60 с.

30.12.2013 Сиббезопасность–Спассиб–2013. Совершенствование системы управления, предотвращения и демпфирования последствий чрезвычайных ситуаций регионов и проблемы безопасности жизнедеятельности населения : материалы науч. конгр., 25-27 сент. 2013 г. – Новосибирск : СГГА, 2013. – № 1. – С. 135-141.