Высшее образование претерпевает в настоящее время изменения, вызванные требованием времени. Меняется учебная деятельность участников образовательного процесса. Привычная организационная модель обучения уже не устраивает ни преподавателей с одной стороны, ни обучающихся с другой. Новые организационные модели обучения, базирующие на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) не используются должным образом.
Одна из причин связана с массовостью высшего образования и появлением достаточно больших потоков студентов с низким общеобразовательным уровнем. Начальный уровень пришедших на первый курс студентов отличается по способности и готовности к обучению, а также по способности к коммуникациям.
Способности преподавателей к работе в современных условиях разные. Одна из причин, как это ни странно звучит, расширяющиеся возможности для образовательной деятельности, особенно в связи с внедрением ИКТ. Электронное обучение становится неотъемлемой частью учебного процесса. Можно упомянуть о широких возможностях представления учебных материалов, разработке интерактивных курсов или просто создания электронных версий курса целиком или отдельных фрагментов.
Однако не все преподаватели хотят использовать новые возможности. И основная причина этого вовсе не нежелание. Просто не успевают осваивать или не понимают, как это сделать, т.е. не знают, как представить курс, структурировать его и т.п. Несмотря на то, что, безусловно, есть возможность повысить компетенции в области ИКТ на курсах ПК, есть другая сторона этой проблемы, а именно: организация и процедура учебного процесса.
Многие преподаватели разрабатывают и используют различный учебный материал в электронной форме, ориентируются они при этом в большей степени на свои собственные критерии. Степень вовлечения преподавателей в этот процесс зависит от требовательности руководства и ответственности самого преподавателя.
Таким образом, несмотря на то, что в наличии у преподавателей обширный учебный материал, процесс создания электронных учебных материалов развивается в разных направлениях. Виды и компоненты этого материала различаются у разных преподавателей. Отсутствуют ясные требования, критерии, как по разработке, так и по оценке материалов разных видов. Отсутствует четкая процедура создания и использования учебного материала. В итоге страдают все – преподаватели, студенты, образовательная деятельность в целом.
Следует также упомянуть о взаимодействии преподавателя и студентов. Традиционный конфликт по поводу объективности оценки знаний студентов усиливается. Снять напряжение в этом вопросе возможно на базе алгоритмов с использованием ИКТ, которые позволяют формализовать обучение и обеспечить объективность контроля знаний. Возникает необходимость строго стандартизировать учебный процесс, прописать требования к учебным материалам, разработать инструкции, что надо делать, чтобы эти требования были выполнены. Активное внедрение электронных технологий и новых форм представления учебных материалов требует выработки новых или дополнительных критериев оценки как учебных материалов, так и учебного процесса. Так как для нового поля деятельности старые критерии становятся расплывчатыми, а иногда, наоборот, однозначными.
Как известно, хорошая форма организации учебного процесса – совместное добывание знаний в результате учебной деятельности. Т.е. учиться необходимо всем и преподавателям и студентам.
Несомненно, остаются актуальными вопросы творческого подхода к выработке – созданию – знаний (Knowledge creation) и организации процесса получения новых знаний эффективным путем. Новые знания – результат образовательного процесса, интернализации (комбинирования) информации, данных, опыта. Разобраться, посредством чего можно создавать новые знания, как оптимизировать образовательное пространство, каковы компоненты этого пространства, что работает наиболее эффективно – ключевой вопрос современного образования.
Но уже созрели условия для упорядочивания всех элементов данного процесса. Большую помощь в этом оказывают ИКТ. А именно, информационная система (ИС). ИС как инструмент анализа, выработки критериев, разработки требований и инструкций по выполнению этих требований.
На наш взгляд это своеобразная База знаний, (Knowledge Based Systems) – система, базирующаяся на знаниях, дающая возможность использовать подходящим образом представленные знания с помощью вычислительной машины.
Обычно называют следующие компоненты систем баз знаний: собственно база знаний, механизм получения решений и интерфейс.
На наш взгляд именно решение информационной системы как базы знаний позволит совместить возможности стандартизации учебного процесса и творческого подхода к обучению, поскольку алгоритмизированные механизмы получения решений исключают субъективность преподавателей, а широкие возможности базы знаний позволяют отразить всю полифонию методик, приемов, инструментов обучения.
В Новосибирском государственном техническом университете разработана автоматизированная информационная система, призванная интегрировать электронную и традиционную образовательную среду – интегрированная электронная среда, которая является технологической основой внедрения различных элементов образовательного пространства.
Функционирует электронный образовательный портал, основной задачей которого является управление информационно-образовательным пространством НГТУ с помощью системы управления обучением, основой которого является собственная система разработки и управления обучением.
Работа над совершенствованием различных составляющих данной системы проводилась, в том числе и в рамках инновационной образовательной программы НГТУ.
В настоящее время основа ее наполнения – электронные учебно-методические комплексы по разным курсам.
На основе анализа уже выставленных материалов, предполагается разработать единые шаблоны к каждому виду контента. Используя их, любой преподаватель ВУЗа сможет творчески наполнять свои курсы.
В то же время ИС может явиться основанием для организации инструктивного менеджмента в университете, касающегося всех аспектов реализации электронного обучения. Для российской системы высшего образования не характерно использование подробных инструкций в традиционном учебном процессе, но поскольку образование становится все более массовым, с одной стороны, и появились новые формы представления и «доставки» учебных материалов с другой, существует необходимость организации такой работы. Поэтому наша дальнейшая цель – сделать ИС также инструктивной методической средой, с ее помощью внедрять инструктивный менеджмент в университете в области электронного обучения.
Не следует думать, что речь идет о строго алгоритмизированном мышлении.
Преподаватель вовлекается в процесс добывания знаний, в какой-то степени он такой же обучающийся. Можно представить, что с одной стороны есть обучающее пространство, с другой – изучающее пространство. И все это – образовательный портал, видимая часть ИС. ИС является своего рода инструментом для создания новых знаний, а также для проведения исследований по выработке новых знаний. Поэтому она становится необходимой составляющей учебного процесса, творческого процесса, от которого выигрывают все: студенты, преподаватели, ВУЗ.