Электронная образовательная среда вуза: комплексный подход

С сентября 2013 г. вступил в действие новый закон Российской Федерации «Об образовании», в котором большое внимание уделено применению электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ), что дает вузам новые возможности и перспективы в оказании образовательных услуг и тем самым ставит новые задачи. Представляется, что на данный момент актуальна не степень «дистанционности» процесса обучения по образовательной программе, а использование ЭО как одной из важнейших технологий традиционного профессионального образования, используемой в рамках информационной электронной образовательной среды (ЭОС) учебного заведения.

Формирование ЭОС университета и ее интеграция в единое информационное образовательное пространство страны и мира позволяют улучшить качество традиционного очного и заочного образования за счет таких факторов, как повышение качества учебно-методических материалов и оперативности доступа к ним, повышение квалификации преподавательского состава и персонала, сопровождающего образовательный процесс, улучшение организации учебного процесса; реализовать смешанные (комбинированные) и дистанционные формы обучения; комплексно решать задачи формирования, реализации и сопровождения образовательных программ ВПО и ДПО. Вполне закономерно, что набирающие популярность современные технологии дистанционного и электронного обучения становятся все более востребованными в учебном процессе различных целевых групп. Таким образом, основная цель электронной образовательной среды НГТУ – обеспечение удаленного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разных пользователей) к образовательным ресурсам университета, обеспечение реализации электронного обучения. Несомненно, функционирование ЭОС вуза невозможно без технологического (аппаратного и программного), нормативного, методического, кадрового и, наконец, организационного обеспечения. Именно такой комплексный подход в НГТУ привел к созданию условий для функционирования ЭОС, развития, наполнения ее электронными образовательными ресурсами и качественного совершенствования [1].

Программную платформу ЭОС образует совокупность разработанных университетом программных систем: веб-портал, система дистанционного обучения DiSpace, информационная система университета. Используемая система DiSpaceпозволяет создавать электронные учебно-методические комплексы, проводить тестирование, осуществлять управление и поддержку процессов обучения в ЭОС.

Преподавателями кафедр разрабатываются ЭОР различных видов: электронные учебно-методические комплексы, разработанные в DiSpace, отдельные тренажеры и виртуальные лаборатории, создание которых крайне востребовано вследствие насыщенности учебных планов технического университета дисциплинами, требующими серьезной лабораторной базы. ЭОР размещаются в электронной библиотечной системе на портале университета, которая содержится более 5 тыс. ресурсов. При комплексной оценке деятельности кафедр и факультетов, влияющей в том числе и на объем дополнительного финансирования, одним из рейтинговых показателей, является «Количество ЭОР на портале университета» (см. рисунок 1).

Системность подготовки преподавателей для работы в режиме ЭО обеспечивается комплексом мер, обеспечивающих возможность преподавателям с любым начальным уровнем владения ИКТ освоить работу в программных системах, лежащих в основе ЭОС.

Совершенствуется нормативная база ЭО: разработаны положения об электронном издании НГТУ, об уровне компетентности преподавателя в области применения ИКТ в образовательном процессе, методические рекомендации для преподавателя по работе в ЭОС и др. Установлена и нормативно закреплена процедура подготовки и регистрации электронного издания в НГТУ и в федеральных регистрирующих структурах.

ЭО активно используется при работе с абитуриентами: предлагаются дистанционные подготовительные курсы, интернет-тренажеры по подготовке к ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку, обществознанию и химии. При поступлении в магистратуру вступительные испытания проводятся в форме электронного тестирования. ДОТ применяются при реализации магистратуры и аспирантуры. Университет – участник проекта Темпус «Двойной магистерский диплом по автоматизации / мехатронике стран ЕС – стран партнеров», в котором реализуется идея использования ЭО для реализации совместных образовательных программ.

Рисунок 1. Курс в системе DiSpace

 Развитие ЭО породило целый спектр новых научных направлений в университете, которые связаны не только с развитием информационно-коммуникационных и педагогических технологий, но и исследованием социальных явлений, порождаемых развитием ЭО, в культурологическом, социологическом и философском аспектах.

Созданная университетом ЭОС и поддерживающие ее инструменты в полной мере позволяют предлагать не только услуги аутсорсинга, но и поддерживать образовательный процесс с использованием ДОТ на базе любых сетевых инфраструктур, в том числе университетов Шанхайской организации сотрудничества.

 Литература

1. Пустовой Н. В. Комплексный подход к развитию электронного и дистанционного обучения в техническом вузе / Н. В. Пустовой // Качество образования. – 2012. – № 9. – С. 20-23.

30.12.2013 Единая образовательная информационная среда: на пути к глобальному образованию : сб. материалов 12 междунар. науч.-практ. конф., Омск, 26–27 сент. 2013 г. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 77-79.