Формирование информационной образовательной среды технического университета

Введение

Тенденции современного образования таковы, что крупные университеты, традиционно являясь базой высшего и послевузовского профессионального образования, приобретают и новые функции, а именно:

  • предоставление широкого спектра образовательных услуг дополнительного профессионального образования;
  • обеспечение довузовской подготовки (не подменяя функций школы с ориентацией, в первую очередь, на учителя, а не на ученика);
  • создание и обеспечение сети университетских филиалов с целью повышения доступности образования;
  • развитие ресурсной базы образования (всех уровней), включая подготовку кадров /1/, разработку методического и технологического обеспечения, в том числе мультимедийных технологий /2/;
  • формирование институциональной политики в области образования, с активным участием, в различного рода региональных и отраслевых объединениях, направленных на развитие инфраструктуры образования /3/.

Выполнение университетом всех этих разнообразных функций с обеспечением необходимого уровня качества /4/, невозможно вне информационной образовательной среды университета. При этом, когда мы говорим о создании в университете информационно-образовательной среды (ИОС) /5/, то предполагаем, в первую очередь, обеспечение удаленного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разных пользователей) к образовательным ресурсам университета. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации как для преподавателей и сотрудников, так и для студентов и слушателей, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в режимах on- и off-line. Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества.

Организация формирования ИОСв Новосибирском государственном техническом университете

Создание информационно-образовательной среды университета технически непростая задача, требующая больших затрат труда и финансов. Но, в первую очередь, это проблема, решение которой предполагает организацию усилий специалистов разного профиля, разных подразделений университета, в рамках стратегического плана, сформированного в соответствии с принципами системного подхода. Таким планом является концепция развития информационно-образовательной среды университета, к разработке которой приступили в НГТУ. В настоящее время координацию усилий по формированию ИОС НГТУ осуществляет Координационный Совет по дистанционному образованию под председательством проректора. В Совет входят представители института дистанционного образования, центра информационных технологий, научно-методического центра, библиотеки, издательства – большинства подразделений, от деятельности которых во многом зависит решение поставленной задачи. Текущая работа в основном сосредоточена в институте дистанционного образования. Одним из основополагающих принципов, заложенных в основу этой деятельности, является открытость создаваемой системы, т.е. обеспечение возможности одновременного участия в ней всех заинтересованных подразделений или отдельных сотрудников университета, причем эта возможность не только декларируется, но именно обеспечивается централизованным созданием необходимой инфраструктуры, в том числе разработкой университетских требований, финансированием разработок, информационной и методической поддержкой и т.д. Очевидно, сегодня это магистральный путь информатизации образования в отдельном университете, тем более в техническом, технологические и кадровые возможности которого в этом смысле значительно выше по сравнению с другими учебными заведениями.

На базе института дистанционного образования НГТУ при содействии проекта DELPHI TACIS организован Региональный Центр ресурсов дистанционного образования.

Технологии управления обучением

Одной из основных технологий, формирующих ИОС, является так называемое электронное обучение (e-learning). Последние годы все чаще встречаются термины «технологии управления обучением» и «системы управления обучением» (learning management technologies, learning management systems). Причем, если ранее эти понятия были прерогативой дистанционного образования, теперь – это необходимая составляющая всего образовательного процесса. Технологии управления обучением, направленные на обеспечение процесса именно обучения, могут быть представлены четырьмя группами. /6/. Первая группа – технологии администрирования обучения: электронный деканат, формирование разнообразных образовательных программ, включая индивидуальные по запросу обучающегося. Вторая – технологии управления информационно-методическим обеспечением обучения: электронные каталоги, медиатеки, образовательные порталы, включая кафедральные сайты, так называемые рабочие столы студентов, преподавателей, администраторов, позволяющие оперативно обмениваться учебной информацией, а также разнообразные банки принятых решений в применении к обучению. К третьей группе относят технологии, обеспечивающие анализ качества обучения (процесса и его результатов), в том числе технологии тестирования, включая дистанционное. Четвертая группа состоит из технологий проектирования обучающих средств, от рабочей программы курса до электронного учебника. Сюда можно отнести и методические рекомендации по составлению учебно-методических материалов и мощные программные системы, позволяющие преподавателю разрабатывать электронные курсы, не владея техникой программирования. Лучшие программные системы такого рода значительно используют достижения управления знаниями (knowledge management).

Технологии управления обучением в НГТУ

В настоящее время в НГТУ в той или иной степени развиваются все вышеперечисленные группы технологий. Создаются системы баз данных, позволяющие документировать образовательный процесс. Библиотека НГТУ имеет свой сайт (http://library.nstu.ru), позволяющий через Интернет получить доступ к некоторым ее каталогам. Формируется медиатека, которая содержит в том числе электронные учебники преподавателей НГТУ (около 30) и преподавателей вузов Ассоциации «Сибирский открытый университет». Большое внимание уделяется развитию сети web-сайтов кафедр и факультетов, проведено два соответствующих конкурса. Кафедральные сайты содержат учебные планы по выпускаемым специальностям, много учебно-методических материалов, разрабатывается поисковая машина по сайтам университета. Сайт института дистанционного образования (http://ido.nstu.ru) дает возможность получить разнообразную справочную информацию, включая данные о кафедрах и преподавателях. Каждый студент института может получить свой учебный график, информацию о работе деканата. Интерфейс, с которым работает студент, является прообразом полноценного рабочего стола, дальнейшая разработка которого продолжается. Разработана и внедряется система консультаций, позволяющая значительно расширить ряд функций, реализуемых в chat’е. Разработан и апробирован сетевой вариант тестирующей системой, идет наполнение системы тестами. Ведутся работы по автоматизированному мониторингу качества обучения. Реализовано дистанционное обучение по авторскому курсу Г. Б. Скок «Как подготовить учебно-методические материалы для системы дистанционного образования». В рамках двух научно-методических работ разрабатываются и другие курсы для подготовки преподавателей для работы в системе дистанционного образования.

Литература

  1. Востриков А.С., Гужов В.И., Казанская О.В. Кадровое обеспечение информационно-образовательной среды // Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество. Материалы всерос. науч-метод. конф. — Новосибирск: НГТУ, 2001. – С. 8-10.
  2. Востриков А.С., Казанская О.В., Никитина Н.Ш. Региональный центр ресурсов открытого и дистанционного образования // Рабочие материалы к совещанию российских и европейских экспертов «Политика ОДО в Европейском Союзе и РФ». – TACIS Services D61A, European Comission. — Москва, 2001. – С. 104-109.
  3. Алексеев А.Н., Демкин В.П., Майер Г.В. и др. Университетский комплекс как межрегиональная научно-образовательная система // Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество: материалы всерос. науч.-метод. конф. Новосибирск: НГТУ, 2001. – С. 10-13.
  4. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Никитина Н.Ш. Деятельность Новосибирского государственного технического университета в области качества образования. Направления. Достижения. Перспективы // Качество образования: достижения, проблемы: Материалы IV междунар. науч.-метод. конф. — Новосибирск: НГТУ, 2001. – С. 15-20.
  5. Афанасьев Ю.А., Казанская О.В. Элементы информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое дистанционное образование. – 2001 — №1 (3). – С. 42 -45.
  6. Eric Ecoutin. The evolution of learning management technologies // The Newsletter of the PROMETEUS Network. — № 15. — P. 2-4.
01.01.2002 Новые информационные технологии в университетском образовании : тез. докл. 9 науч.-метод. конф., 20-22 марта 2002 г., г. Кемерово. – Кемерово, 2002. - С. 16-17.