Управление информационными ресурсами (Information Resources Management) организации как в бизнесе, так и некоммерческой сфере является в настоящее время, пожалуй, одним из самых быстро развивающихся направлений. От построения автоматизированных систем управления и управления данными, от развития корпоративных информационных систем менеджмент организаций переходит к управлению знаниями (knowledge management). Еще совсем недавно от подразделений, обеспечивающих использование информационных технологий, в первую очередь требовалось, чтобы вовремя были обработаны необходимые объемы данных. Теперь же очевидно, что менеджмент информационных ресурсов организации, владея специфическими знаниями о технологиях и бизнес-процессах, может и должен знать общую структуру информационных потоков, что позволяет устранять недостатки сложившихся структур и таким образом повышать общую эффективность деятельности организации.
Далеко не все тенденции развития в образовании идут с той же скоростью, что и в обществе в целом, и благодаря сильным традициям и определенной консервативности образования сохраняется интеллектуальный потенциал общества. Но проблема управления информационными ресурсами в университетах в настоящее время является также одной из самых актуальных вследствие ее многоаспектности и многофакторности. Успешное ее решение позволяет улучшить качество образования, повысить конкурентоспособность на рынках образовательных услуг, снизить издержки, обеспечить приток молодых кадров: преподавателей и специалистов, повысив привлекательность профессии.
Управление информационными ресурсами в университетах начиналось с развития информационных технологий. И если ранее это направление было, как правило, в ведении директора вычислительного центра вуза, то теперь в основном в ведении проректора по информационным технологиям или директора центра информационных технологий. Основное внимание руководителей этих служб сосредоточивается на обеспечении потребностей вуза вычислительным и телекоммуникационным оборудованием, надежной работы терминальных классов, оборудования кафедр и научных лабораторий, устойчивой связи с Интернетом, на кадровом обеспечении этого направления, иногда на автоматизированных системах управления вузом. Последние годы в связи с развитием технологий дистанционного обучения и формированием информационной образовательной среды в вузах возникли новые подразделения, (институты и центры дистанционного образования, центры и лаборатории мультимедийных средств обучения, web-лаборатории и др.), в задачи которых входит разработка, внедрение и использование разнообразных электронных средств обучения. Большое количество точек пересечения в области деятельности перечисленных подразделений приводит к необходимости их координации в тех или иных формах (управление по информатизации образования ТГУ, Координационный Совет по информатизации образования НГТУ и др.).
Современные тенденции развития высшего образования предполагают создание систем качества образования, обеспечение возможности формирования индивидуальных траекторий обучения, многовидовой прием в университет (по результатам вступительных экзаменов, ЕГЭ, олимпиад и др.), внедрение системы зачетных единиц и т. д. Дальнейшее развитие этих процессов, формирование информационной образовательной среды университета в сочетании с внедрением в вузы технологий менеджмента организаций (мониторинг результативности и реинжиниринг бизнес-процессов и др.) делают очевидными не только необходимость обеспечения этих процессов информационными технологиями, но и необходимость координации и управления создаваемыми информационными потоками, обеспечения возможности получения новых знаний на основе обработки получаемой информации. Таким образом, от управления информационными технологиями университет приходит к необходимости управления информационными ресурсами и формирования среды получения знаний. При этом в зоне внимания подразделений университета, ответственных за его информационную политику, помимо обеспечивающих, появляются такие принципиальные функции, как формирование новых знаний (на основе оперативной обработки данных) о факторах, влияющих на качество образовательного процесса и подготовки специалистов, об уровне обученности студентов и выпускников и уровне подготовки профессорско-преподавательского состава, о совокупном научном и научно-методическом потенциале вуза и др. Управление информационными ресурсами превращается в элемент стратегии университета, его стратегические направления, с одной стороны, определяются стратегией университета, с другой стороны, влияют на нее.
Различные источники неоднозначно определяют понятие информационного ресурса, поэтому будем понимать под информационными ресурсами университета совокупность материалов, представленных в сети университета, его медиатеках и депозитариях, электронные средства обучения, включая электронные учебники, атласы, лабораторные практикумы, виртуальные лаборатории. Очевидно, в это понятие имеет смысл включить разнообразные информационные системы, обслуживающие образовательный процесс (learning management system – LMS). Эти системы включают в себя подсистемы управления обучением, т. е. обеспечивающие планирование, организацию и руководство обучением: ведение документации о ходе прохождения учебного процесса, организация групп и индивидуальных обучающих траекторий; подсистемы предоставления учебных материалов в нужное время в нужном количестве в нужном месте; подсистемы поддержки обучающей среды (удаленное консультирование, организация общения самих обучающихся, формирование и мониторинг выполнения персонального календаря учебного процесса и др.). Важное значение имеют также развивающиеся подсистемы управления компетенцией для отслеживания результатов обучения (системы тестирования) начиная от выполнения текущих упражнений до анализа подготовленности и обученности студентов и слушателей до обучения, в процессе обучения и после него; а также подсистемы управления знаниями для формирования, организации и распространения знаний, выработанных в процессе обучения. К информационным ресурсам университета также можно отнести подсистемы, обеспечивающие жизнедеятельность университета (ведение документации, кадровая, финансовая, маркетинговая и другие подсистемы) и формирующие его корпоративную информационную систему, а также сопутствующие базы данных и базы знаний. Важной составляющей в комплексе информационных ресурсов университета должна явиться подсистема качества образования, которая немыслима в настоящее время не только без информационного сопровождения всех процессов, но и требует хранения и обработки больших массивов информации и экспертных знаний с последующим формированием новых знаний.
При таком толковании информационных ресурсов становится очевидным, что в комплекс задач управления ими входят: