Типология электронных ресурсов по химии для школьного образования

Многообразие имеющихся на сегодняшний день Интернет-ресурсов и электронных учебников на CD по химии предоставляет преподавателю возможность выбора электрон-ного ресурса в зависимости от требуемой глубины подачи материала (базовое или про-фильное обучение, факультатив, спецкурс), а также от уровня компьютерной грамотности учащихся и технической оснащенности учебного учреждения. Безусловными лидерами в предоставлении образовательной информации по химии в Рунете являются специализиро-ванные кафедры ряда университетов, на которых электронные ресурсы создаются целе-направленно и находятся в свободном доступе: (http://www.chemnet.ru/, http://www.chemistry.ssu.samara.ru/, http://hemi.wallst.ru/

Однако если рассматривать весь спектр электронных материалов по химии, то необ-ходимо отметить, что часть из них содержит недостоверную информацию, т.е. представ-ляет опасность усвоения в процессе обучения ошибочных утверждений. Сравнительная характеристика обучающих компакт-дисков и сайтов по школьному курсу химии приве-дена в [1?3]. Оценка ресурсов проводилась с точки зрения достоверности химической информации, способов предъявления учебной информации, управления познавательной деятельностью обучающихся, реализации химического эксперимента.

Целью работы было проклассифицировать электронные ресурсы, рекомендуемые как для самостоятельного изучения материала, так и для использования на уроках. Общую типологию ресурсов по химии можно представить в виде следующей схемы

Примеры электронных учебников по различным разделам химии ? «Открытая химия 2.6.» 000 «Физикон»; в серии 1С: Репетитор «Химия» и «Общая и неорганическая химия. 10?11-й классы» МарГТУ; «Химия» компании «Просвещение-МЕДИА»; интересный пример виртуальной лаборатории ? ЭИ «Химия. 8?11-й класс. Виртуальная лаборато-рия». В Интернете также широко представлено тестирование, например на сайтах http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry, http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm и http://rostest.runnet.ru. Разнообразная справочная информация (энциклопедии, словари, справочники) представлены, например, на сай-тах Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru/spravki.html, «Рубрикона» http://www.en.edu.ru/db/msg/7030/_sp/3368/2749/2761, энциклопедии «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/articles/54/l005478/ 1005478al.htm.

Комплексные учебные материалы представлены, в частности, такими ресурсами, как «Органическая химия» (авторы: Г.И. Дерябина, Г.В. Кантария, А.В. Соловов) на сайте http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ или раздел по химии на сайте «Открытый колледж» ? http://www.college.ru/chemistry/index.php. Надо отметить, что появляются сайты узкоспециализированные, например по гидролизу растворов солей: http://hydorlysis.narod.ru/ или по периодической таблице: http://www.theodoregray.com/PeriodicTable/ index2.html#tabletop.

Интерактивные модели (Flash, VRML), позволяющие наглядно представить про-цессы, происходящие на атомарном уровне или продемонстрировать влияние измене-ния различных параметров на физико-химические характеристики, все чаще используются в электронных учебниках по химии. Часто модели вынесены или сгруппированы в отдельные альбомы, что существенно облегчает их поиск и упрощает работу с учебником, как это сделано, например, на сайте http://www.chemistry.ssu.samara.ru/album.htm или в электронных пособиях «Открытая химия. 2.6.» 000 «Физикон».

В Интернете также представлены учебники, которые первоначально были изданы в печатном варианте, например http://hemi.wallst.ru/index.htm (авторы А.В. Мануйлов, В.И. Родионов, «Химия. 8-й и 11-й классы. Три уровня обучения»). Печатный вариант этого учебника для средней школы был издан в 1998 г. в НГУ с участием СУНЦ НГУ. К материалам по химии, изначально опубликованным в электронном варианте, можно отнести обучающую программу «Химикус» и «Химикус II» из серии «Обучение с приключением»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1286770/, где на диске объединена игра в жанре квест с детективным сюжетом и интерактивная энциклопедия по предмету, а также занимательные логические и химические задачи.

По своему усмотрению учитель также может выбрать электронный ресурс, запи-санный на СД для автономного использования, например «Открытая химия. 2.6.», 000 «Физикон», «Химия. Видеоурок. Демонстрация опытов по темам: кислород, азот, гало-гены» ТГУ либо обратиться к Интернет-ресурсам: А.В. Мануйлов ? «Основы химии», Г.И. Дерябина, А.В. Соловов ? «Органическая химия».

Таким образом, спектр электронных ресурсов по химии уже довольно широк и у преподавателя есть возможность выбора ресурса для использования на занятиях в классе или для создания на основе существующих ресурсов собственных учебных мате-риалов, а также порекомендовать ученикам надежный электронный источник информа-ции для самостоятельной работы в зависимости от поставленных целей: получить пер-вичную информацию, научиться решать задачи или совершить виртуальную экскур-сию в музей или на производство.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Обзор русскоязычных веб-ресурсов по школьному химическому образованию. — 2001. — Декабрь.  http://www.abc.chemistry.bsu.by/school/default.htm.
  2. Критический анализ методического обеспечения онлайновых учебников и учебных пособий по общей, неорганической и органической химии, рекомендуемых образовательными российскими веб-порталами к использованию в учебном процессе. http://www.chemistry.bsu.by/abc/school/default.htm.
  3. Журин А.А. Дистанционное обучение химии. http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin8.htm
01.01.2006 Открытое и дистанц. образование. – 2006. - № 3 (23). – С. 57-58. – Библиогр. : с. 58.