Электронное обучение (ЭО) в НГТУ развивается уже достаточно давно; в его реализации участвует значительное количество подразделений, преподавателей и сотрудников университета.
Формы электронного обучения в НГТУ
1. Целевые группы
Целевые группы электронного обучения в традиционном университете возможны непосредственно в университете и вне его.
Целевые группы ЭО в НГТУ – это студенты заочной и дневной форм обучения; студенты, получающие первое высшее и второе высшее образование частично в дистанционном режиме (комбинированное обучение); преподаватели и сотрудники университета, повышающие квалификацию.
Существующие и потенциальные целевые группы ЭО вне университета – это школьники старших классов, абитуриенты в Новосибирске и регионе (дистанционная довузовская подготовка); преподаватели общего и профессионального образования, слушатели дистанционных учебных курсов, организаторы и слушатели корпоративного обучения и др. (дополнительное профессиональное образование (ДПО)).
2. Формы электронного обучения
В настоящее время в НГТУ реализуются следующие формы ЭО:
Рассмотрим каждую форму ЭО в НГТУ более подробно.
Электронное обучение в высшем образовании
а) Электронная поддержка очной и заочной форм образования.
Существующие сегодня в НГТУ технологические и методические возможности позволяют преподавателю реализовывать в электронном режиме – как на дневном, так и на заочном отделении – следующие элементы учебного процесса:
Наиболее активно преподаватели используют электронные учебные курсы и удалённое тестирование.
б) Комбинированная форма обучения в НГТУ предусматривает:
Комбинированная форма реализуется для первого и второго высшего образования на трёх факультетах (ЗФ, АВТФ, ФБ), где по двум специальностям занимаются 47 студентов 1–4 курсов.
С октября 2008 г. комбинированная форма развивается также в обучении студентов, ранее занимавшихся в шести представительствах НГТУ. В настоящий момент это более 1 200 студентов 1–5 курсов (71 группа), которые обучаются по восьми специальностям. С ними работает около 300 преподавателей 56-ти кафедр восьми факультетов. За это время в электронной среде обучения было представлено 568 дисциплин, подготовлены и размещены комплекты электронных учебных материалов (ЭУМ) по 158 дисциплинам.
Требования к обеспечению ЭО в высшем образовании в НГТУ отражены в таблице 2.
Таблица 2. Требования НГТУ к обеспечению электронного обучения в высшем образовании
Форма обучения | Наличие ЭУМ | Регламент на ЭУМ | Сертификация ЭУМ | Средства доставки ЭУМ | Электронная поддержка современных педагогических технологий |
---|---|---|---|---|---|
Очная | приветствуется | нет | приветствуется | разделы портала НГТУ «Электронное обучение», «Личный кабинет студента», сайт ЗФ | по инициативе преподавателя |
Заочная | требуется | нет | |||
Комбинированная | обязательно | есть | DiClass | обязательны портфолио студентов и преподавателей |
Электронное обучение в среднем специальном образовании
В Институте социальной реабилитации (ИСР) с элементами ЭО реализуются две специальности: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Организация сурдокоммуникации».
Электронное обучение в системе дистанционной довузовской подготовки
В Центре дистанционного довузовского образования (ЦДДО, http://cddo.edu.nstu.ru) при Институте дистанционного образования для абитуриентов созданы дистанционные учебные курсы математики, физики и др. и интернет-курсы по подготовке к ЕГЭ. На интернет-курсы по подготовке к ЕГЭ, включающие в себя тестирование, с апреля 2009 г. было подано 668 заявок не только из России, но и из Казахстана и Южной Кореи.
Электронное обучение в дополнительном профессиональном образовании
В области ЭО в дополнительном профессиональном образовании в НГТУ реализовано:
Состояние ресурсов электронного обучения в НГТУ
Основные ресурсы электронного обучения:
Рассмотрим каждый из ресурсов более подробно.
Наиболее активно посещаемые электронные курсы в системе DiDesk представлены в таблице 3.
Таблица 3. Статистика посещаемости электронных курсов в системе DiDesk (30.05.2008 — 22.05.2009)
№ | Дисциплина, факультет, преподаватель | Кол-во обращений |
---|---|---|
1. | Философия* | 8 858 |
2. | Теоретические основы электроники (доцент кафедры теоретических основ электротехники В.А. Аксютин) | 5 500 |
3. | Макроэкономика (старший преподаватель кафедры экономической теории Н.Б. Севастьянова) | 5 468 |
4. | Методология и методика социологических исследований (профессор кафедры социологии В.И. Игнатьев) | 5 402 |
5. | Монтаж* | 5 374 |
6. | Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика* | 4 868 |
7. | Культурология (доцент кафедры теории и истории культуры М.Т. Усова) | 4 171 |
8. | Социальная педагогика (профессор кафедры социологии В.И. Игнатьев) | 3 666 |
9. | Рисунок* (Л.В. Ворфоломеева) | 3 598 |
10. | Теория вероятностей и математическая статистика (профессор кафедры экономической информатики Н.Ш. Никитина) | 3 204 |
* Факультет и преподаватель в системе не указаны
3. Электронные образовательные ресурсы
Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) разрабатываются на факультетах и кафедрах университета; значительная часть разработок была сделана в рамках Инновационной образовательной программы (2007–2008 гг.).
Инициаторами создания ЭУМК являются Научно-методический центр, ИДПО, Центр подготовки кадров для системы госзакупок, ИДО (ЭУМК для развития комбинированной формы на заочном факультете, поддержки ЭО в представительствах и ресурсных центрах, ЦДДО, ЦЛИР, электронные версии методических пособий), ИСР. Эти же подразделения обеспечивают регламентацию, хранение и использование ЭУМК.
Полнотекстовые информационные ресурсы, которые активно применяются для ЭО, размещаются на сайтах Научной библиотеки и ИДО. Параллельное существование двух систем вряд ли разумно, и надо решать, кто ими будет заниматься дальше и в каком формате. Все эти ресурсы абсолютно доступны, любую методичку, изданную в НГТУ с 1998 г., можно без пароля скачать с сайтов Научной библиотеки и ИДО из сети университета.
Очень неплохие информационные ресурсы для ЭО представлены в издательстве НГТУ. На его сайте можно познакомиться с содержанием всех изданий НГТУ, чтобы решить, нужно ли приобретать ту или иную книгу.
Большим упущением является отсутствие в НГТУ видеолекций. Особенно важно запечатлеть лекции ведущих профессоров; этой сложной задаче, требующей огромного труда, нужно уделить особое внимание.
4. Квалификация преподавателей
Для повышения квалификации преподавателей университета в сфере ЭО в НГТУ делается очень многое.
Уже несколько лет на ФПК существуют разноуровневые программы повышения квалификации (базовый курс по ИКТ, «ИКТ в образовании», «Современные педагогические технологии»).
В 2005–2006 гг. НМЦ совместно с ИДО провёл исследование уровня компетентности преподавателей НГТУ в сфере ИКТ, а также обеспеченности преподавателей рабочими местами. Такой мониторинг нужно проводить регулярно.
При НМЦ работает группа по поддержке авторов электронных учебных материалов.
С марта 2004 г. издаётся ежеквартальный бюллетень «Информационные технологии в образовании» – издание НГТУ и ассоциации «Сибирский открытый университет», в котором регулярно публикуются материалы о внедрении ИКТ в НГТУ. Все выпуски бюллетеня доступны на его сайте http://bit.edu.nstu.ru.
В ИДО ведётся активная работа с преподавателями, работающими в ЭО, с авторами ЭУМ. В 2008–2009 гг. ИДО разработал и реализовал программы повышения квалификации:
В Центре лингвометодических информационных ресурсов ИДО проводится повышение квалификации преподавателей иностранных языков и русского языка как иностранного.
В рамках Инновационной образовательной программы проведено повышение квалификации разработчиков и преподавателей в области подготовки тестов и ЭУМК; кроме того, разработаны рекомендации для преподавателей информатики, нормативно-методические документы для оценки уровня компетентности преподавателя в сфере применения ИКТ в образовательном процессе.
Работе в ЭСО в НГТУ способствуют такие факторы, как технический профиль университета, высокая мотивация молодых преподавателей к работе в электронных средах, развитая система повышения квалификации. Основная слабая сторона – недостаточное стимулирование преподавателей к работе в электронных средах со стороны университета.
Сейчас возможно изменение ситуации в плане заинтересованности преподавателей в повышении своей квалификации в сфере ЭО, поскольку нагрузка по кафедре может сокращаться, а для работы в комбинированной форме обучения требуется соответствующая квалификация, и преподаватели, не обладающие ей, не могут претендовать на эту нагрузку.
5. Нормативные материалы, оценка и сертификация качества ЭО
В настоящее время подготовлена серия нормативных материалов для реализации ЭО:
Этого явно недостаточно, но в университете уже есть осознание того, что нормативной базой нужно серьёзно заниматься.
Педагогические технологии ЭО (6) и организационное обеспечение ЭО (7) требуют отдельного рассмотрения за рамками настоящего доклада.
Дальнейшее развитие электронного обучения в НГТУ
Возможные направления дальнейшего развития ЭО:
Для обеспечения дальнейшего развития электронного обучения в НГТУ необходимо определить стратегию и тактику университета в этой сфере, разработать соответствующую концепцию (техническое задание), в которой должны быть предусмотрены:
От политики университета в сфере электронного обучения во многом зависит успешность инновационного развития НГТУ.