Системный подход к проектированию учебного курса для подготовки специалистов открытого образования (на примере курса «Качество открытого образования»)

Особенности образовательных программ подготовки кадров для открытого образования (ОО)

Необходимость разработки полноценных образовательных программ подготовки кадров для системы ОО диктуется все более широким распространением технологий дистанционного обучения в российском образовании, увеличением потребности в специалистах, необходимостью повышения их квалификации и совершенно недостаточным на сегодняшний день учебно-методическим обеспечением для поддержки учебного процесса.

Специфика подготовки кадров для системы ОО предъявляет существенные требования к образовательным программам. В первую очередь, надо учитывать достаточно высокий уровень квалификации и эрудиции обучающихся, их умения самостоятельно учиться. С другой стороны, нужно помнить о психологических особенностях многих преподавателей, на которых в основном рассчитаны данные образовательные программы, а именно: более долгое по сравнению со студентами освоение компьютерных технологий, критическое восприятие педагогических новаций. В силу своей занятости, как правило, такие слушатели обучаются в основном по так называемой очно-заочной системе, предпочитая основной акцент при теоретическом обучении переносить на самостоятельную работу. Но при этом остается высокой потребность в непосредственном руководстве преподавателя на занятиях в компьютерном классе. Достаточно востребованы занятия, организованные в виде семинаров и деловых игр, где слушатели могут проявить себя в активных обсуждениях, что значительно увеличивает эффект обучения для группы в целом.

В силу того, что в системе ОО заняты специалисты самого различного профиля — преподаватели, методисты, менеджеры систем образования, программисты, специалисты в области сетевых вычислительных технологий, дизайнеры и др., одним из важнейших требований образовательной программы является ее адресный характер, т.е. ориентация на слушателя — конкретного специалиста. С другой стороны, особенности именно открытого образования являются тем системообразующим фактором, который позволяет эффективно взаимодействовать специалистам разного профиля в системе ОО, и, следовательно, должны быть положены в основу всех образовательных программ этого направления. Отсюда возникает требование модульности как образовательной программы, представленной модулями (учебными курсами), так и модульности учебных курсов, каждый из которых может быть включен (или не включен) в ту или иную образовательную программу. Существенным также является тот факт, что на сегодняшний день нет государственных образовательных стандартов на подготовку специалистов для ОО.

Основу любой образовательной программы составляет учебный план и рабочие программы курсов. В настоящее время в Новосибирском государственном техническом университете ведется научно-методическая работа по подготовке образовательных программ для специалистов системы ОО, в том числе разработка учебных планов и рабочих программ дисциплин. В этой статье мы хотели на примере рабочей программы отдельного учебного курса показать, как учитываются вышеперечисленные требования.

Рабочая программа курса «Качество открытого образования»1. Общая характеристика обучающихся

Рабочая программа по курсу «Качество открытого образования» ориентирована на подготовку экспертов в области качества образования (при условии изучения всех модулей данного курса), в том числе открытого. Кроме того, изучение отдельных модулей курса в совокупности с модулями других курсов образовательной программы позволит подготовить администраторов, тьюторов, методистов, программистов и др. специалистов в области открытого образования.

Область профессиональной деятельности эксперта по качеству включает:

  • научные и научно-методические исследования и прикладные разработки в области качества образования, деятельности специалистов и стандартов в области открытого образования;
  • разработку методик и технологий самоанализа и внешнего аудита качества;
  • организацию и проведение аудита (экспертизы) качества образования и качества деятельности специалистов, обработку, анализ и интерпретацию результатов;
  • организацию консультаций для руководителей и специалистов по результатам экспертизы;
  • формирование итоговых документов (записок, отчетов, докладов) с рекомендациями по улучшению качества;
  • оказание помощи руководству по планированию мероприятий по улучшению качества;
  • участие в организации работ по управлению качеством;
  • участие в работах, связанных с мониторингом, экспертизой, сертификацией организаций ОО, методик и технологий ОО;
  • участие в мероприятиях организации по улучшению качества.

Объекты профессиональной деятельности эксперта по качеству:

  • методы оценки качества открытого образования, качества деятельности специалистов, качества достижений обучающихся;
  • образовательный процесс, его результаты и условия организации (кадры, информационно-образовательная среда и материально-техническая база);
  • стандарты ОО;
  • специалисты, работающие в системе открытого образования.

Целевые группы по программе:

  • эксперты по качеству ОО;
  • администраторы системы открытого образования (менеджеры, руководители разного уровня);
  • преподаватели и тьюторы;
  • авторы курсов, методисты;
  • разработчики учебно-методических материалов в электронном виде, программисты, дизайнеры.

Примечание. Для каждой целевой группы возможна собственная траектория обучения (один или несколько модулей программы) в зависимости от ее потребностей.

2. Общие требования к специалистам, обучившимся по программе курса «Качество открытого образования»

Специалисты в области качества открытого образования должны иметь представление об основных понятиях предметной области, месте и роли работ по качеству образования в организации качественного учебного процесса образовательной организации, состоянии дел в стандартизации ОО; знать основные методы, методики и технологии оценки качества образования, стандарты ОО; уметь использовать методы, методики и технологии оценки качества образования, стандарты ОО в своей профессиональной деятельности, осуществлять качественный и количественный анализ полученных результатов, интерпретировать результаты и формировать содержательные выводы.

3. Принципы преподавания курса «Качество открытого образования»

  • Ориентированность на разные целевые группы. Структура рабочей программы, содержание модулей позволяют легко формировать образовательную траекторию для каждой целевой группы, ориентируясь на ее потребности.
  • Практическая направленность. Изучение курса «Качество открытого образования» осуществляется в деятельности при выполнении практических заданий из предметной области (качество открытого образования). Знания доводятся до уровня умений и навыков.
  • Структурированность. Курс имеет модульную структуру. Модули различной трудоемкости. Комбинирование модулей позволяет формировать программы обучения для каждой целевой группы.

Таблица 1. Матрица соответствия модулей курса целевым группам

  Модуль 1(4 ч) Модуль 2(4 ч) Модуль 3(6 ч) Модуль 4(6 ч) Модуль 5(6 ч) Модуль 6(6 ч) Объемнагрузки
Эксперты по качеству + + + + + + 32
Администраторы системы ОО + +   +   + 20
Тьюторы +   + + +   22
Авторы курсов, методисты +   +   + + 22
Программисты, дизайнеры +   +   + + 22
  • Направленность обучения на достижение целей. Каждый модуль содержит цели курса, сформулированные в терминах, допускающих проверку достижений обучающихся.
  • Методическая обеспеченность курса. Комплект учебно-методических материалов по курсу включает в себя рабочую программу, раздаточные материалы (в твердой копии и размещенные на образовательном сайте), практические задания для самостоятельного освоения, материалы для самоконтроля и итогового контроля, фрагмент задания по курсу для выпускной работы, блокнот закладок для просмотра дополнительной информации по теме в сети Internet.

 

Рис. 1.

4. Структура курса «Качество открытого образования»

Модульная структура курса «Качество открытого образования» представлена на рис. 1, а в табл. 1 — матрица соответствий модулей курса целевым группам.

5. Цели изучения курса

В данном разделе рабочей программы сформулированы цели курса в соответствии с его модульной структурой. Цели представлены на трех уровнях: о чем будет «иметь представление», что «знать» и «уметь» обучающийся по курсу (табл. 2).

6. Содержание курса «Качество открытого образования»(32 ч, из них 12 ч — самостоятельная работа)

Модуль 1. Общие сведения. Понятия. Определения (4 ч)

Цели модуля.

Тема 1. Качество образования. Понятия. Нормы. Критерии. Измерение качества.

Тема 2. Нормативная база качества образо¬вания. Государственный образовательный стандарт и профессиональная образовательная программа как основа высокого качества образования.

Модуль 2. Организационные аспекты аудита качества (4 ч)

Цели модуля.

Тема 1. Менеджмент качества в открытом образовании. Планирование менеджмента качества. Самооценка и внешний аудит качества. Методика оценки качества (опрос, анкетирование и пр.).

Тема 2. Нормативная база системы качества. Руководство по самообследованию. Руководство по работе экспертной комиссии.

Таблица 2. Цели изучения курса

  Иметь представление Знать Уметь
Модуль 1.

Общие сведения.Понятия.Определения

  • об основных понятиях в области качества ОО;
  • системах управления качеством (СК) ОО, структуре СК;
  • нормативной базе качества ОО
  • терминологию по проблеме;
  • общие методы оценивания качества;
  • используемые технологии мониторинга
 
Модуль 2.

Организационные аспекты аудита качества

  • об основных понятиях в области менеджмента качества
  • этапы создания системы качества ОО;
  • роль руководства организации в формировании системы менеджмента качества;
  • методики самооценки;
  • методики внешнего аудита качества
  • планировать и выполнять самооценку и аудит;
  • готовить отчет о самообследовании и внешнем аудите качества;
  • представлять результаты в удобной для восприятия форме;
  • проводить консультации для потребителей информации о самообследовании и аудите;
  • интерпретировать результаты; — использовать в работе нормативную базу по ОО;
  • разрабатывать регламентирующие документы
Модуль 3.

Качество условий организации учебного процесса

 
  • структуру условий организации образовательного процесса;
  • структуру образовательной программы (концепция, учебный план, рабочие программы дисциплин, учебно-методические материалы);
  • методики и технологии оценки качества условий организации учебного процесса
уметь оценивать качество условий организации учебного процесса:
  • кадрового обеспечения учебного процесса;
  • информационно-образовательной среды;
  • материально-технической базы;
  • учебно-методических материалов
Модуль 4.

Качество образовательного процесса

 
  • структуру образовательного процесса и структуру педагогической деятельности;
  • критерии оценки качества компонентов образовательного процесса;
  • методики измерения качества учебного процесса и качества педагогической деятельности
  • проводить мониторинг качества образовательного процесса;
  • анализировать удовлетворенность участников образовательного процесса (обучающихся, тьюторов, разработчиков, администраторов и пр.);
  • обрабатывать результаты мониторинга;
  • формировать содержательные выводы и рекомендации по управлению образовательным процессом;
  • консультировать участников образовательного процесса по результатам анализа
Модуль 5.

Качество результатов обучения

 
  • виды и формы контроля результатов обучения;
  • формы контролирующих материалов;
  • технологии проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • тестовые технологии оценки результатов обучения, виды тестов
  • проектировать контролирующие задания разных видов, в том числе тестовые задания;
  • составлять спецификации к контролирующим материалам.
  • обрабатывать и анализировать результаты тестирования;
  • корректировать тестовые задания по результатам анализа
Модуль 6.

Стандарты в ОО

  • о состоянии дел в области стандартизации ОО в мире и в России
  • виды стандартов ОО;
  • стандарты общего назначения ОО;
  • типы компьютерных средств обучения;
  • требования к компьютерным средствам обучения
  • пользоваться стандартами ОО;
  • осуществлять экспертизу организаций ОО, их методического и технологического сопровождения в целях сертификации

Модуль 3. Качество условий организации учебного процесса (6 ч)

Цели модуля.

Тема 1. Условия организации образовательного процесса. Кадры, МТБ, информационно-образовательная среда.

Тема 2. Методическое обеспечение учебного процесса. Качество образовательных программ (концепции учебного плана, рабочих программ дисциплин). Критерии оценки качества.

Тема 3. Методики и технологии оценки качества учебно-методических материалов.

Модуль 4. Качество образовательного процесса (6 ч)

Цели модуля.

Тема 1. Структура образовательного процесса (исследовательский, учебный и управленческий компоненты). Нормы. Качество норм. Критерии оценки качества компонентов образовательного процесса. Мониторинг качества. Методика измерения качества учебного процесса.

Тема 2. Структура педагогической деятельности. Оценка качества педагогической деятельности (самооценка, мнение обучающихся, внешняя экспертиза).

Тема 3. Анализ удовлетворенности участников образовательного процесса (обучающихся, тьюторов, разработчиков, администраторов и пр.). Обработка результатов. Корректировка или уточнение норм. Формирование содержательных выводов и рекомендаций по управлению образовательным процессом.

Модуль 5. Качество результатов обучения (6 ч)

Цели модуля.

Тема 1. Основные понятия. Виды контроля результатов обучения. Формы контроля. Формы контролирующих материалов. Технологии проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Тема 2. Тесты. Виды тестов. Технология проектирования тестовых заданий. Спецификация контролирующих материалов.

Тема 3. Обработка и анализ результатов тестирования.

Модуль 6. Стандарты в открытом образовании (6 ч)

Цели модуля.

Тема 1. Теоретико-методологические основания стандартизации в сфере образования. Взаимосвязь стандартов и качества ОО. Эталонная модель системы ОО. Необходимость и цели разработки стандартов в ОО. Предмет стандартизации и сертификации в ОО. Органы стандартизации и системы сертификации ОО в России и в мире. Технология создания и принятия стандарта. Концепция стандартизации Benchmarking.

Тема 2. Классификация стандартов ОО. Стандарты общего назначения. Терминология ОО. Стандарты, ориентированные на обучение. Стандартизация содержания. Стандартизация данных и метаданных.

Тема 3. Текущее состояние дел в разработке и использовании стандартов ОО. Государственные и отраслевые стандарты информационно-образовательной среды. Нормативы в ОО России.

Тема 4. Стандартизация учебных материалов для системы ОО. Типологизация компьютерных учебных материалов. Требования к электронному учебнику. Технические требования к программным и аппаратным обучающим средствам для ОО.

Тема 5. Сертификация организаций ОО и ее технологического сопровождения. Сертификация тестов.

Модуль 6. Стандарты в открытом образовании (6 ч)

К модулю 2. Разработать принципы, положенные в основу аудита качества, и план менеджмента качества организации открытого образования.

К модулю 3. Разработать структуру информационно-образовательной среды.

К модулю 4. Разработать принципы системы управления ОО.

К модулю 5. Сформировать классификационную схему типов контролирующих материалов.

К модулю 6. Разработать требования к заданному виду учебно-методических материалов для ОО.

8. Выпускная квалификационная работа

В качестве выпускной квалификационной работы обучающиеся выполняют комплексное задание, в которое входят составной частью задания по каждому курсу (помодульно).

К модулю 2. Сформулировать цели самоанализа и аудита качества. Разработать руководство по самообследованию и руководство по внешней экспертизе. Разработать технологический процесс самоанализа для разных категорий специалистов ОО (администратора, тьютора, разработчика, методиста, эксперта и пр.).

К модулю 3. Разработать критерии оценки качества информационно-образовательной среды (компонентов: образовательной программы, учебного плана, рабочей программы, учебно-методических материалов с учетом специфики ОО).

К модулю 4. Сформировать систему норм качества учебного процесса.

К модулю 5. Разработать структуру комплексного задания по осваиваемой образовательной программе. Разработать тестовые задания к фрагменту курса.

К модулю 6. Разработать схему сертификации подразделения ОО.

Литература

  1. Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Адепт, 1998. — 217 с.
  2. Андреев А. А. К вопросу о стандартизации представления учебной информации в системе открытого образования // Материалы конф., 31.01 — 01.02.2001. – М.: МЭСИ, 2001. — С. 11-15.
  3. Бовтенко М. А., Казанская О. В., Никитина Н. Ш. Критерии экспертной оценки компьютерных учебных материалов // Материалы междунар. науч.-метод. конф. 21-23 марта 2000 г. «Новые информационные технологии в университетском образовании». — Новосибирск: НГУ, 2000. — С. 7-8.
  4. Волов В. Т., Сопов В. Ф., Капцов А. В. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. — Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2000. — 231 с.
  5. Вройенстийн А. И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  6. Гречихин А. А., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод. пособие в помощь авторам и ред. — М.: Логос: МГУ печати, 2000. – 155 с.
  7. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 102 с.
  8. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. — 72 с.
  9. Титарев Л. Г. Стандартизация — основа открытого образования // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования: Материалы конф. 31.01 — 01.02.2001. – М.: МЭСИ, 2001. — С. 320-333.
  10. Шишковский В. И., Чернышев А. А., Мидуков В. З. Менеджмент качества в высшем учебном заведении: Учебное пособие. — Томск: STT, 2001. — 40 с.
01.01.2001 Открытое и дистанц. образование. – 2001. - № 2(4). – С. 45-50.