Необходимость разработки полноценных образовательных программ подготовки кадров для системы ОО диктуется все более широким распространением технологий дистанционного обучения в российском образовании, увеличением потребности в специалистах, необходимостью повышения их квалификации и совершенно недостаточным на сегодняшний день учебно-методическим обеспечением для поддержки учебного процесса.
Специфика подготовки кадров для системы ОО предъявляет существенные требования к образовательным программам. В первую очередь, надо учитывать достаточно высокий уровень квалификации и эрудиции обучающихся, их умения самостоятельно учиться. С другой стороны, нужно помнить о психологических особенностях многих преподавателей, на которых в основном рассчитаны данные образовательные программы, а именно: более долгое по сравнению со студентами освоение компьютерных технологий, критическое восприятие педагогических новаций. В силу своей занятости, как правило, такие слушатели обучаются в основном по так называемой очно-заочной системе, предпочитая основной акцент при теоретическом обучении переносить на самостоятельную работу. Но при этом остается высокой потребность в непосредственном руководстве преподавателя на занятиях в компьютерном классе. Достаточно востребованы занятия, организованные в виде семинаров и деловых игр, где слушатели могут проявить себя в активных обсуждениях, что значительно увеличивает эффект обучения для группы в целом.
В силу того, что в системе ОО заняты специалисты самого различного профиля — преподаватели, методисты, менеджеры систем образования, программисты, специалисты в области сетевых вычислительных технологий, дизайнеры и др., одним из важнейших требований образовательной программы является ее адресный характер, т.е. ориентация на слушателя — конкретного специалиста. С другой стороны, особенности именно открытого образования являются тем системообразующим фактором, который позволяет эффективно взаимодействовать специалистам разного профиля в системе ОО, и, следовательно, должны быть положены в основу всех образовательных программ этого направления. Отсюда возникает требование модульности как образовательной программы, представленной модулями (учебными курсами), так и модульности учебных курсов, каждый из которых может быть включен (или не включен) в ту или иную образовательную программу. Существенным также является тот факт, что на сегодняшний день нет государственных образовательных стандартов на подготовку специалистов для ОО.
Основу любой образовательной программы составляет учебный план и рабочие программы курсов. В настоящее время в Новосибирском государственном техническом университете ведется научно-методическая работа по подготовке образовательных программ для специалистов системы ОО, в том числе разработка учебных планов и рабочих программ дисциплин. В этой статье мы хотели на примере рабочей программы отдельного учебного курса показать, как учитываются вышеперечисленные требования.
Рабочая программа по курсу «Качество открытого образования» ориентирована на подготовку экспертов в области качества образования (при условии изучения всех модулей данного курса), в том числе открытого. Кроме того, изучение отдельных модулей курса в совокупности с модулями других курсов образовательной программы позволит подготовить администраторов, тьюторов, методистов, программистов и др. специалистов в области открытого образования.
Область профессиональной деятельности эксперта по качеству включает:
Объекты профессиональной деятельности эксперта по качеству:
Целевые группы по программе:
Примечание. Для каждой целевой группы возможна собственная траектория обучения (один или несколько модулей программы) в зависимости от ее потребностей.
Специалисты в области качества открытого образования должны иметь представление об основных понятиях предметной области, месте и роли работ по качеству образования в организации качественного учебного процесса образовательной организации, состоянии дел в стандартизации ОО; знать основные методы, методики и технологии оценки качества образования, стандарты ОО; уметь использовать методы, методики и технологии оценки качества образования, стандарты ОО в своей профессиональной деятельности, осуществлять качественный и количественный анализ полученных результатов, интерпретировать результаты и формировать содержательные выводы.
Таблица 1. Матрица соответствия модулей курса целевым группам
Модуль 1(4 ч) | Модуль 2(4 ч) | Модуль 3(6 ч) | Модуль 4(6 ч) | Модуль 5(6 ч) | Модуль 6(6 ч) | Объемнагрузки | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Эксперты по качеству | + | + | + | + | + | + | 32 |
Администраторы системы ОО | + | + | + | + | 20 | ||
Тьюторы | + | + | + | + | 22 | ||
Авторы курсов, методисты | + | + | + | + | 22 | ||
Программисты, дизайнеры | + | + | + | + | 22 |
Рис. 1.
Модульная структура курса «Качество открытого образования» представлена на рис. 1, а в табл. 1 — матрица соответствий модулей курса целевым группам.
В данном разделе рабочей программы сформулированы цели курса в соответствии с его модульной структурой. Цели представлены на трех уровнях: о чем будет «иметь представление», что «знать» и «уметь» обучающийся по курсу (табл. 2).
Цели модуля.
Тема 1. Качество образования. Понятия. Нормы. Критерии. Измерение качества.
Тема 2. Нормативная база качества образо¬вания. Государственный образовательный стандарт и профессиональная образовательная программа как основа высокого качества образования.
Цели модуля.
Тема 1. Менеджмент качества в открытом образовании. Планирование менеджмента качества. Самооценка и внешний аудит качества. Методика оценки качества (опрос, анкетирование и пр.).
Тема 2. Нормативная база системы качества. Руководство по самообследованию. Руководство по работе экспертной комиссии.
Таблица 2. Цели изучения курса
Иметь представление | Знать | Уметь | |
---|---|---|---|
Модуль 1.
Общие сведения.Понятия.Определения |
|
|
|
Модуль 2.
Организационные аспекты аудита качества |
|
|
|
Модуль 3.
Качество условий организации учебного процесса |
|
уметь оценивать качество условий организации учебного процесса:
|
|
Модуль 4.
Качество образовательного процесса |
|
|
|
Модуль 5.
Качество результатов обучения |
|
|
|
Модуль 6.
Стандарты в ОО |
|
|
|
Цели модуля.
Тема 1. Условия организации образовательного процесса. Кадры, МТБ, информационно-образовательная среда.
Тема 2. Методическое обеспечение учебного процесса. Качество образовательных программ (концепции учебного плана, рабочих программ дисциплин). Критерии оценки качества.
Тема 3. Методики и технологии оценки качества учебно-методических материалов.
Цели модуля.
Тема 1. Структура образовательного процесса (исследовательский, учебный и управленческий компоненты). Нормы. Качество норм. Критерии оценки качества компонентов образовательного процесса. Мониторинг качества. Методика измерения качества учебного процесса.
Тема 2. Структура педагогической деятельности. Оценка качества педагогической деятельности (самооценка, мнение обучающихся, внешняя экспертиза).
Тема 3. Анализ удовлетворенности участников образовательного процесса (обучающихся, тьюторов, разработчиков, администраторов и пр.). Обработка результатов. Корректировка или уточнение норм. Формирование содержательных выводов и рекомендаций по управлению образовательным процессом.
Цели модуля.
Тема 1. Основные понятия. Виды контроля результатов обучения. Формы контроля. Формы контролирующих материалов. Технологии проведения промежуточных и итоговых аттестаций.
Тема 2. Тесты. Виды тестов. Технология проектирования тестовых заданий. Спецификация контролирующих материалов.
Тема 3. Обработка и анализ результатов тестирования.
Цели модуля.
Тема 1. Теоретико-методологические основания стандартизации в сфере образования. Взаимосвязь стандартов и качества ОО. Эталонная модель системы ОО. Необходимость и цели разработки стандартов в ОО. Предмет стандартизации и сертификации в ОО. Органы стандартизации и системы сертификации ОО в России и в мире. Технология создания и принятия стандарта. Концепция стандартизации Benchmarking.
Тема 2. Классификация стандартов ОО. Стандарты общего назначения. Терминология ОО. Стандарты, ориентированные на обучение. Стандартизация содержания. Стандартизация данных и метаданных.
Тема 3. Текущее состояние дел в разработке и использовании стандартов ОО. Государственные и отраслевые стандарты информационно-образовательной среды. Нормативы в ОО России.
Тема 4. Стандартизация учебных материалов для системы ОО. Типологизация компьютерных учебных материалов. Требования к электронному учебнику. Технические требования к программным и аппаратным обучающим средствам для ОО.
Тема 5. Сертификация организаций ОО и ее технологического сопровождения. Сертификация тестов.
К модулю 2. Разработать принципы, положенные в основу аудита качества, и план менеджмента качества организации открытого образования.
К модулю 3. Разработать структуру информационно-образовательной среды.
К модулю 4. Разработать принципы системы управления ОО.
К модулю 5. Сформировать классификационную схему типов контролирующих материалов.
К модулю 6. Разработать требования к заданному виду учебно-методических материалов для ОО.
В качестве выпускной квалификационной работы обучающиеся выполняют комплексное задание, в которое входят составной частью задания по каждому курсу (помодульно).
К модулю 2. Сформулировать цели самоанализа и аудита качества. Разработать руководство по самообследованию и руководство по внешней экспертизе. Разработать технологический процесс самоанализа для разных категорий специалистов ОО (администратора, тьютора, разработчика, методиста, эксперта и пр.).
К модулю 3. Разработать критерии оценки качества информационно-образовательной среды (компонентов: образовательной программы, учебного плана, рабочей программы, учебно-методических материалов с учетом специфики ОО).
К модулю 4. Сформировать систему норм качества учебного процесса.
К модулю 5. Разработать структуру комплексного задания по осваиваемой образовательной программе. Разработать тестовые задания к фрагменту курса.
К модулю 6. Разработать схему сертификации подразделения ОО.