Роль университета в региональной системе оценки качества образования

Учитывая особое внимание, которое в настоящее время уделяется построению региональных систем оценки качества образования, одним из перспективных направлений, на наш взгляд, в рамках комплексного развития таких систем является объединение опыта и навыков работы в этой области образовательных организаций различных уровней: общего и высшего профессионального. Университет имеет все необходимые предпосылки, чтобы стать одним из региональных ресурсных центров оценки качества образования: организационные, научно-методические, кадровые, технические и технологические, опыт работы и творческий потенциал. Кроме того, важнейшими предпосылками является интеграция университета в региональное образовательное сообщество, а также готовность его коллектива работать в данном направлении.

В Новосибирском государственном техническом университете имеется достаточно большой накопленный опыт и навыки работы области оценки качества образования, что подтверждает наличие в университета таких организационных структур, как отдел качества; кафедра оценки качества образования; научно-методический центр; факультет повышения квалификация преподавателей; центр новых информационных технологий, специализирующийся в областях административного управления и компьютерной безопасности; сеть ресурсных центров информационной образовательной среды. Деятельность всех этих подразделений направлена на достижение общих целей и задач в области качества образования в университете.

В рамках научно-методической деятельности НГТУ разработаны и внедрены методики оценки качества:

  • учебного процесса в целом,
  • образовательной программы,
  • направления подготовки или специальности,
  • рабочей программы курса,
  • а также методика подготовки ежегодного доклада по качеству образования.

На настоящий момент также разработаны, но находятся на стадии апробации методика оценки качества учебно-методических материалов, подготовленных к изданию; методика оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования, а также методика оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде.

На стадии разработки находятся методики оценки качества электронного обучения и оценки уровня ИКТ-компетенций преподавателя и студента. Готовятся к разработке методики рейтинговой оценки качества подготовки студентов и выпускников, а также оценки деятельности кафедр и факультетов.

Таким образом, в рамках научно-методической деятельности НГТУ идет плодотворная работа по формированию системы оценки качества образования в образовательном пространстве университета. Все полученные разработки можно применять для решения аналогичных задач в организациях различных уровней образования.

За последние годы проведено шесть международных конференций «Качество образования», в которых принимали активное участие представители различных уровней образования не только из России, но и из стран СНГ, а также признанные международные эксперты.

С 1999 года Новосибирским государственным техническим университетом представлены 5 ежегодных докладов по качеству образования. Экспертами НГТУ разработан формат ежегодного доклада по качеству образования в техническом университете, который рекомендован высшим учебным заведениям РФ в качестве модели. В НГТУ на стадии разработки находится система менеджмента качества (СМК). СМК готовится к сертификации по международному стандарту ISO 9001:2001.

Для автоматизации обеспечивающих бизнес-процессов университета разрабатывается корпоративная информационная система управления вузом, которая включает в себя различные функциональные модули: отдела кадров, планово-финансового отдела, бухгалтерии, бюро расписаний и др.

Кадровое обеспечение процесса управления качеством образования в университете соответствует достаточно высоким требованиям. Подготовлены и работают уполномоченные подразделений по качеству, эксперты по качеству деятельности преподавателя. На настоящий момент по тематике управления качеством образовательного процесса защищено 6 диссертационных работ, около 10 аспирантов и соискателей занимаются научными и практическими исследованиями в области качества деятельности преподавателя, учебного процесса и информационной образовательной среды. Также разработан и реализуется ряд программ повышения квалификации для преподавателей в области качества образования:

  • Разработка системы менеджмента качества вуза и подготовка ее к сертификации
  • Проектирование образовательной программы или курса. Определение результатов обучения
  • Самоанализ и построение собственной системы педагогической деятельности.
  • Качество учебного процесса и деятельности преподавателя.
  • Тестовые технологии в образовании.
  • Преподаватель-тьютор в современном образовании.
  • Эксперт по качеству электронного обучения.

Для достижения необходимого уровня качества образовательного процесса важную роль играет техническое и технологическое обеспечение. Развитие технического и технологического обеспечения образовательного процесса в НГТУ связано с реализацией ряда различных проектов, как межвузовских проектов, так и внутриуниверситетских. Ценгр информационных: технологий (ЦИТ) и Институт дистанционного образования (ИДО) НГТУ принимают участие в разработке Новосибирской телекоммуникационной образовательной среды. НГТУ имеет локальную вычислительную сеть с устойчивыми каналами связи с Интернет, достаточный парк вычислительного и мультимедийного оборудования, а также лицензионное программное обеспечение.

В рамках работ по созданию информационной образовательной среды НГТУ создан образовательный портал университета, на котором можно найти необходимую информацию для всех заинтересованных лиц (студентов, абитуриентов, преподавателей и сотрудников, а также научных работников) обо всех факультетах, кафедрах, подразделениях университета.

В ряду технологических разработок университета особо важными представляются системы управления обучением. К разряду данных систем можно отнести систему управления учебными курсами DiDesk (Digital Desk) и систему тестирования знаний DiTest (Digital Testing). Система DiDesk (рис. 1) позволяет автоматизировать процесс структурирования учебно-методических материалов преподавателем и размещения их на образовательном портале. Система DiTest (рис. 2) предназначена для автоматизации процесса тестирования знаний: создания и редактирования тестовых заданий, хранения тестовых заданий, проведения процесса тестирования, получения результатов тестирования и их просмотра в форме разнообразных отчетов, а также получения и просмотра статистики результатов. Система может использоваться для тестирования знаний учащихся всех уровней образования. Уже создан банк тестовых заданий по физике, информатике и др. дисциплинам.

Также в НГТУ создана медиатека и формируется депозитарий образовательных ресурсов.

Таким образом, все вышеперечисленное научно-методическое, техническое и технологическое обеспечение, разработанное в НГТУ, позволяет университету выполнять роль одного из ресурсных центров оценки качества образования регионального уровня.

Например, факультет повышения квалификации совместно с Институтом дистанционного образования НГТУ разработали ряд образовательных программ повышения квалификации. В январе — феврале 2006 г. по программе «Педагогические информационные технологии», разработанной специально для руководителей и учителей школ, прошли обучение более 80 учителей четырех профилей деятельности (математика, физика, химия, английский язык), а также более 20 специалистов системы управления образованием.

В структуре университета функционирует развитая сеть ресурсных центров информационной образовательной среды. Центр лингвометодических информационных ресурсов (www.ittt.edu.nstu.ru) создан в 2003 г. в рамках ФЦ11 «Развитие единой образовательной информационной среды». Основными задачами Центра являются подготовка и переподготовка преподавателей в области использования ИКТ в профессиональной деятельности, преподавание иностранных языков с использованием информационных технологий, а также информационно-методическая поддержка преподавателей.

Основными направлениями деятельности Центра довузовского дистанционного образования (http://cddo.edu.nstu.ru) являются организация подготовительных курсов с применением дистанционных технологий, создание ресурсной и учебно-методической базы для сопровождения процесса дистанционного обучения в довузовской подготовке, методическая поддержка преподавателей по созданию электронных учебно-методический комплексов.

Основными направлениями деятельности Центра тестирования НГТУ, созданного весной 2005 года на базе Научно-методического центра и Института дистанционного образования, являются развитие системы мониторинга образовательного процесса в НГТУ, филиалах и представительствах; внедрение тестовых технологий в учебный процесс и их совершенствование; создание условий для реализации дистанционных технологий обучения; улучшение качественного состава студентов посредством профессиональной ориентации абитуриентов и учащихся старших классов средних школ вне зависимости от районов их проживания.

В НГТУ уже третий год издается бюллетень «Информационные технологии в образовании» (http://bit.edu.nstu.ru), изначально позиционировавшийся как внутриуниверситетское издание. В конце 2005 года бюллетеню был присвоен статус издания Ассоциации «Сибирский открытый университет». Теперь в бюллетене публикуются материалы представителей образовательных учреждений, входящих в состав Ассоциации, а часть тиража распределяется в рамках образовательного пространства региона. Мы считаем, что бюллетень также может способствовать формированию единого регионального сообщества в области оценки качества образования.

Новосибирский государственный технический университет является соисполнителем межрегиональных проектов по формированию информационной образовательной среды для общего и профессионального образования. Одним из последних крупных проектов, в которм в качестве соисполнителя участвовал НГТУ, является проект «Научно-методическое, технологическое и кадровое обеспечение межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций в Сибирском федеральном округе» в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы».

Таким образом, можно говорить о том, что сформированная в НГТУ информационная образовательная среда позволяет интенсифицировать деятельность по улучшению качества образования. В роли основных факторов улучшения качества образования могут выступать следующие:

  • Обеспечение доступа к оперативной информации, мировым образовательным ресурсам, результатам научных и методических исследований
  • Повышение квалификации преподавателей, экономия преподавательского времени при выполнении рутинной работы
  • Улучшение организации учебного процесса
  • Улучшение качества учебно-методических материалов
  • Повышение заинтересованности, самостоятельности и креативности учащихся
  • Улучшение подготовки учащихся в области ИКТ
  • Предоставление возможности получения дополнительного обучения и тестирования

Одной из перспективных разработок НГТУ является программная система мониторинга качества и информатизации образования в регионе «ИНФОРМОС». К системе предъявлялись определенные требования, обусловленные принципами реализации мониторинга, которые в результате стали основными преимуществами системы «ИНФОРМОС»: распределенный характер сбора и хранения данных, хранение данных за длительный промежуток времени, высокая скорость работы, защищенность информации, авторизованный доступ, функциональная вариативность (настройка на конкретную задачу мониторинга качества образования). Другая часть требований к системе связана с удобством и экономичностью использования: дружественный пользовательский интерфейс, упрощенное внедрение, относительно невысокая стоимость системы, бесплатное программное обеспечение (платформа), доступные системные требования. Апробация данной системы проходит в рамках межрегионального проекта по ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)» в соответствии с методикой оценки влияния обеспечения доступа сельских школ е телекоммуникационным ресурсам иа качество образования на примере 30 школ нескольких регионов СФО (НСО, Омская область, Алтайский край, Кемеровская область).

Таким образом, основной задачей университета в региональной системе оценки качества образования является распространение большого опыта НГТУ в области оценки и управления качеством образования. Для решения названной задачи существует много возможностей: формирование совместных образовательных программ, создание Общества экспертов по качеству образования и т.д.

Также перспективным направлением деятельности можно назвать совместное усовершенствование и использование программной системы «ИПФОРМОС» для мониторинга оценки качества образования в регионе и управления его качеством.

Решая задачи, которые в первую очередь соответствуют статусу одного из крупнейших университетов региона, HI ТУ может и должен быть полноправным участником региональной системы оценки качества образования. Несмотря на специфику общего среднего образования, ресурсы, готовность и нацеленность на работу в данном направлении позволяют университету выполнять функции Ресурсного Центра в региональной системе оценки качества образования.

01.01.2006 Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования : (материалы межрегион. совещ.), 15-17 марта 2006 г. - Новосибирск, 2006. - 48-54.