От классического университета к электронному: конференции «Электронное обучение и инновационное развитие России» и «Телематика’2008»

9-11 июня 2008 г. в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла Международная научно-практическая конференция «Электронное обучение и инновационное развитие России: мировой опыт и российская практика».

Основными темами конференции были эволюция и современное состояние электронного обучения в российских университетах. Об этом свидетельствуют и названия секций: «Трансформация классического университета в e-university», «От классического обучения в университете к e.LLL», «Политика, законы, нормативное обеспечение e-learning и KM», «От e-university к паркам знаний».

Одним из ключевых докладов было выступление В. П. Тихомирова, научного руководителя МЭСИ, Президента Международного консорциума «Электронный университет»: «Через e-learning от классического университета к e-university. Через knowledge management от e-university к knowledge parks». Докладчик наглядно показал путь развития электронного обучения, поделив его на 7 этапов:

  1. Заочное образование, переписка
  2. Одностороннее вещание, теле-, радиоуниверситеты
  3. Двусторонний Интернет (электронное обучение, e-learning)
  4. Мобильные ИКТ (мобильное обучение, m-learning)
  5. Всеохватные ИКТ (универсальное обучение, u-learning)
  6. Web 2.0
  7. Этап, который еще не начался (экономика, основанная на знаниях, knowledge industry)

В. П. Тихомиров подчеркнул, что наиболее востребованные в 2008 году профессии восемь лет назад просто не существовали, а значит, мы сейчас готовим студентов к профессиям, которые еще не существуют; наши выпускники должны будут использовать технологии, которые еще не изобрели, для решения проблем, которые еще не определены как проблемы.

Хотелось бы особо отметить очень информативный мастер-класс О. А. Балашовой, проректора МЭСИ по учебной работе, которая рассказала об управлении электронным обучением на основе технологий e-learning в МЭСИ. Интересно, что, согласно стандарту МЭСИ, учебно-методический комплекс должен включать не только программу и график изучения дисциплины, руководство по изучению дисциплины (Study Guide), учебное пособие, практикум, задачник и сборник тестов, но и требования к преподавателю, систему оценки, входные и выходные компетенции студентов, электронные презентации (обзорную и тематическую), видеолекции.

23-26 июня 2008 г. в Санкт-Петербурге проводилась XV Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика’2008». Эта ежегодная конференция отражает современный уровень развития информационных образовательных технологий в РФ. В этом году большое внимание на «Телематике» уделялось не отдельным электронным ресурсам, а комплексным решениям. Особенно впечатляющей была презентация Центра компьютерного интерактивного моделирования Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, который представил свои разработки в области многопользовательских виртуальных сред, интерактивных моделей и 3D-моделей.

Участие в данных конференциях было для НГТУ особенно удачным: нам поступило предложение об обмене контентом электронного обучения от Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, а Интернет-университет информационных технологий предложил участие в проекте по записи видеолекций и их размещении в свободном доступе в специализированной оболочке университета.

Ольга Владимировна Андрюшкова,доцент кафедры химии,руководитель отдела дистанционных образовательных технологийИнститута дистанционного образования НГТУ

01.01.2008 Информационные технологии в образовании. - 2008. - № 2 (16). - С. 6.