В 2005 году в Новосибирском государственном техническом университете начато обучение по комбинированной форме, которое реализуется в очном и дистанционном режимах с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [1].
В связи с этим для преподавателя появляется новый спектр задач, связанных с подготовкой комплектов электронных учебно-методических материалов по дисциплинам, проведением консультирования с использованием дистанционных технологий в режимах on-line и off-line, а также необходимостью приема и проверки работ студентов в условиях привязки к компьютеризированному рабочему месту.
Все это обуславливает необходимость эффективной организации работы с преподавателем для обеспечения качества процесса обучения, в том числе для стимулирования внедрения ИКТ в учебный процесс. На наш взгляд, существует несколько факторов, обеспечивающих это направление деятельности. Во-первых, предоставление преподавателям возможности повышения квалификации в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Во-вторых, создание комплекта нормативно-методической документации, регламентирующей различные виды деятельности в рамках комбинированной формы обучения.
Для непрерывного совершенствования компетенций в области информационно-коммуникационных технологий преподаватели имеют возможность пройти обучение, в частности, по образовательным программам, разработанным вузами-участниками межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций» [2], в том числе, по разработанной в НГТУ образовательной программе ”Эксперт по качеству электронного обучения”. В целом в НГТУ разработан комплекс образовательных программ повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательной деятельности для преподавателей различного уровня подготовки.
Нормативно-методическая документация, регламентирующая различные виды деятельности в рамках комбинированной формы обучения, должна быть разработана таким образом, чтобы стимулировать внедрение современных технологий и форм дистанционного обучения в учебный процесс. В качестве одной из важнейших составляющих этого комплекта должна быть сформирована новая система оплаты работы преподавателя, использующего дистанционные технологии. В Институте дистанционного образования НГТУ разработано и утверждено Положение по расчету оплачиваемых трудозатрат преподавателей, осуществляющих обучение на основе дистанционных технологий (далее Положение).
Расчет трудозатрат, утвержденный Положением, исходит из того принципа, что, несмотря на существенное снижение аудиторной нагрузки, оплачиваемые трудозатраты преподавателя не должны быть меньше, чем при очной форме обучения, так как значительно повышаются трудозатраты как на подготовку учебно-методических материалов, так и на текущий учебный процесс.
Учебно-методические материалы классифицируются на основные и дополнительные [3]. По каждому виду учебно-методических материалов определяется максимальное число страниц, которое может быть представлено преподавателем к оплате. Это ограничение зависит от объема часов по данной дисциплине по учебному плану. Трудозатраты преподавателя на подготовку учебно-методических материалов в часах определяются по количеству представленных страниц материалов (в рамках максимального ограничения) с помощью вспомогательных коэффициентов, зависящих от численности обучаемых.
Наличие у преподавателя комплекта учебно-методических материалов, включающего в себя не менее четырех видов материалов и, в обязательном порядке, методическое руководство по курсу, дополнительно премируется.
Затраты труда преподавателя на текущий учебный процесс зависят от числа обучаемых студентов. Так как текущее консультирование, а также консультирование, прием и проверку всех видов самостоятельных работ студентов преподаватели ведут с использованием дистанционных технологий, при расчете трудозатрат преподавателя на эти виды работ используются нормативы времени, увеличенные в сравнении с очной формой обучения в среднем в 1.5 раза [3].
Известно, что подготовка учебно-методических материалов, их структура, методическая и содержательная наполненность, как правило, зависят только от самого преподавателя. Задача организации учебного процесса по комбинированной форме – стимулировать преподавателя максимально учесть самостоятельный характер работы студентов и необходимость использования информационно-коммуникационных технологий.
Разумно составленная нормативно-методическая документация позволяет повысить эффективность организации этой работы, благодаря тому, что:
За содержание дисциплин при комбинированной форме обучения, как и при традиционной форме обучения, отвечает выпускающая кафедра. За адаптацию преподавателя к особенностям преподавания в условиях комбинированной формы отвечает служба поддержки дистанционного отделения ИДО, выполняя функции деканата (инструктор по работе со студентами), методической и технологической поддержки студентов (тьютор-куратор), а также методической и организационной поддержки преподавателей (руководитель службы поддержки дистанционного отделения ИДО и методисты).
Литература