Опыт реализации обучения по программам ДПО «Пожарная безопасность» по комбинированной форме

С ростом энергооснащенности современных сооружений увеличивается и опасность возникновения пожаров и пожароопасных ситуаций, что связано с риском для жизни людей и требует нового комплексного подхода к обеспечению пожарной безопасности. Обучение по пожарной безопасности работников предприятий связано с определенными трудностями: характером работ, отдаленностью от центра обучения, материальными, бытовыми, хозяйственными проблемами слушателей при выезде на длительный срок обучения. В сложившейся ситуации наиболее приемлемой формой обучения является дистанционное обучение (ДО,»distance learning») без отрыва от мест проживания и трудовой деятельности. Руководителями и специалистами предприятий дистанционное обучение воспринимается положительно, так как приводит к снижению расходов на первичное обучение и последующее повышение квалификации персонала, за счет экономии на аренде и обустройстве учебных аудиторий, зарплате персонала, транспортных расходах и многом другом. Так как обучение по пожарной безопасности должны проходить все руководители (собственники) предприятия, главные специалисты, лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, а также выполняющие работу с повышенной пожарной опасностью, до начала самостоятельного выполнения работ, то проведение процедуры апробации комбинированной формы обучения по программам ДПО «Пожарная безопасность» было проведено с привлечением различных категорий обучающихся [1].

Учебные группы формировались из специалистов, занимающих различные должности в образовательных и научных учреждениях разных видов: учреждениях РАН, органах управления образованием, учреждениях профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, пройти повышение квалификации по пожарной безопасности рекомендовало некоторым своим специалистам Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Разработаны две программы обучения: программа 1 – для руководителей, специалистов образовательных (научных) учреждений, лиц отвечающих за пожарную безопасность на предприятиях, и программа 2 – для повышения квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности. Для лучшего усвоения учебного материала группе обучающихся по программам ДПО «Пожарная безопасность» нами предлагалось использовать комбинированную форму (модель) обучения, сочетающую очную форму обучения и обучение в дистанционном режиме. Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий (ИКТ-технологии) для работы дистанционно [2].

Непосредственно для реализации обучения по проблемам безопасности человека в рамках проекта НИР был создан сайт ДО «Комплексная безопасность», имеющий 7 разделов – пожарная безопасность, электробезопасность, экологическая безопасность, безопасность труда, информационная безопасность и т.д. и размещенный на портале НГТУ по адресу http://kb.edu.nstu.ru. Структура сайта приведена на рисунке 1. В статье представлены результаты апробации обучения по комбинированной модели по программам ДПО «Пожарная безопасность» в рамках созданного в институте дистанционного обучения (ИДО) НГТУ Центра дистанционного обучения «Комплексная безопасность» [3].

Рисунок 1. Структура сайта «Комплексная безопасность»

 Организация обучения по комбинированной форме

В соответствии с выбранной моделью обучения обучающимся предлагалось принять участие в вводном и итоговом занятиях в очной форме, т.е. непосредственно «лицом к лицу» с преподавателем, а также в четырех дистанционных семинарах, при этом основная масса учебной информации представлена для обучающихся в виде набора электронных учебных материалов (ЭОР), доступных в сетевом режиме с личной страницы обучающегося. Целью дистанционных семинаров, проводимых в режиме форума, является систематизация знаний и контроль учебного процесса обучающихся, полученных в результате самостоятельной работы с материалами модулей программы курса, нормативной документацией и пр. На семинар выносилось не более 1–2 вопросов. Дистанционные семинары способствуют формированию умений групповой работы, развитию невербальных коммуникаций (умение считывать и интерпретировать визуальную информацию, выражать свое мнение в связной письменной форме, а кроме того появляется возможность дополнительного непосредственного контакта с преподавателями курса и группой в процессе коммуникативного взаимодействия. Обучение в дистанционном режиме организовано с использованием электронной среды обучения (ЭСО) Учебного центра ДО, разработанной группой технического сопровождения ИДО НГТУ. Структурно программно-технический комплекс дистанционного обучения можно представить в виде двух взаимосвязанных частей: сайта «Комплексная безопасность» и системы дистанционного обучения. В ИДО НГТУ успешно реализовано семейство продуктов, получивших название DiSpace. DiSpace – это семейство программных систем, служащих для поддержки дистанционного обучения на уровне планирования и организации учебного процесса. Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой). ЭСО DiSpace позволяет обучающемуся организовать работу по выполнению, хранению и пересылке индивидуальных заданий преподавателю курса, пройти тестирование в электронной форме, связаться с преподавателями и кураторами/тьюторами курса.

При разработке учебно-методического комплекса (ЭУМК) по программам ДПО «Пожарная безопасность» учитывалось, что электронные учебные материалы должны охватывать обязательные разделы курса, что было сделано в рамках выполнения научно-исследовательской работы по всем модулям программы «Пожарная безопасность» [4]. Формирование групп осуществлялось на основании зарегистрированных заявок и изданных приказов о зачислении на обучение согласно индивидуальным траекториям обучающихся по выбранным программам с учетом модулей, входящих в ядро курса и модулей вариативной части программы. В рамках предлагаемого модульного принципа структурирования ЭУМК учитывались требования, предъявляемые к электронным учебным материалам:

– четкость деления учебного материала на составляющие части (модульность курса);

– однозначность выбора соответствующих форм и средств представления каждого модуля;

– простоту отбора учебного материала для различных категорий обучаемых путем исключения или дополнительного введения модулей из вариативной части.

Модульная технология обеспечивает индивидуальную траекторию обучения: по содержанию обучения, по уровню самостоятельности, по методам и способам обучения, по способам контроля и самоконтроля, и, в конце концов, по темпу и срокам усвоения учебного материала. Цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала [5]. Авторами-разработчиками были сформированы индивидуальные траектории обучающихся с включением обязательных образовательных модулей, которые составили «ядро» курса для программ 1 и 2 (модули для программы 1 показаны на рисунке 2), а также модулей, которые обучающиеся выбирают на свое усмотрение, так называемой «вариативной» части программ обучения: для программы 1 – не менее 3 модулей; для программы 2 – не менее 4 модулей.

Рисунок 2. Учебные модули курса «Пожарная безопасность» (программа 1)

Проведение вводного очного занятия с параллельной трансляцией в виде вебинара

Вводный вебинар проводился в очном режиме и одновременно записывался в виде видео-файла для просмотра в ЭСО в удобное время для обучающихся. Вебинар включал пояснение куратора курса/тьютора о работе в электронной среде обучения Учебного центра, о формах взаимодействия с преподавателями и тьюторами. Вторая часть вводного вебинара включала ответы преподавателя курса на вопросы обучающихся о требованиях к выполнению заданий, особенностях контролирующих мероприятий. Заключительная часть была посвящена ознакомлению обучающихся с правилами противопожарного режима в РФ.

После проведения очной встречи следовало предоставление доступа обучающимся к учебно-методическим материалам согласно программе и выбором вариативных модулей, и начиналось собственно обучение (самостоятельное изучение модулей ЭУМК), отправка обучающимися выполненных заданий по модулям на проверку преподавателю и участие их в дистанционных семинарах Центра. Обучающиеся несли ответственность за свои успехи, были относительно свободны в выборе темпа работы (в рамках установленных сроков обучения). Обучаемые также имели возможность осуществлять самоконтроль качества усвоения материала модулей, используя возможности программной среды (предоставление возможности тестирования полученных знаний). Для процесса обучения было характерно преобладание самостоятельной работы обучающихся («в свободное время»), уменьшение непосредственного контакта с преподавателями, в связи с чем взаимодействие обучающихся с преподавателем строилось на основе разбора наиболее значимых и сложных вопросов усваиваемого модуля.

 Организация итоговой аттестации по результатам обучения

Помимо самоконтроля для проведения итоговой аттестации обучаемых использовалась система тестирования DISPACE, вместе с этим, обучаемые должны были проходить процедуру тестирования и после освоения учебных материалов каждого модуля. Предлагались тестовые вопросы следующих типов:

− выбор из предлагаемых вариантов ответов единичного или множественного верного ответа;

− ввод порядка следования элементов и сравнение с эталоном;

− выбор соответствующих друг другу элементов из двух групп.

Общая оценка знаний обучающихся по всем тестам определялась процентным отношением набранной им общей суммы баллов к максимально возможной сумме, определяемой в тестирующей системе автоматически. Результаты тестирования признавались успешными, если обучаемый набирал больше половины максимально возможного количества баллов. Результаты тестирования обрабатывались по каждому модулю, рассчитывались их среднеквадратичные отклонения. Согласно полученным результатам, все модули обучающимися были освоены. Наиболее трудными для изучения оказались модули «Теория горения и взрыва», а также «Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в РФ» (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения результатов тестирования обучаемых по модулям

Наименование модуля

Среднее значение, %

Среднеквадратичное отклонение, %

Процессы горения и взрыва

73,3

7,9

Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации

69,3

6,0

Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации

89,7

7,3

Пожарная безопасность зданий, сооружений и территорий

80,7

7,9

Пожарная безопасность оборудования

93,5

4,2

Пожарная техника

79,8

6,3

Требования безопасности при выполнении пожароопасных работ и обращении с пожароопасными материалами

88,4

9,0

Организационные основы обеспечения пожарной безопасности ОУ

86,9

9,4

Система предотвращения пожара

90,0

9,3

Система противопожарной защиты

93,8

4,8

После подведения итогов тестирования обучаемых был издан приказ об окончании обучения, заполнены экзаменационные (зачетные) ведомости. На следующий день проводился «круглый стол» в очной форме, на котором были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, организации обучения по комбинированной модели с применением электронного обучения, а также были вручены удостоверения о повышении квалификации государственного образца. Мероприятия «круглого стола» также были записаны в режиме вебинара.

Анализ удовлетворенности обучающихся после прохождения обучения

В процессе реализации обучения особое внимание акцентировалось на проблеме качества электронного обучения по комбинированной форме в ЭСО Центра ДО «Комплексная безопасность».

Для оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателей использовалась модель управления качеством, разработанная Европейским фондом управления качеством EFQM. В рамках этой модели вопрос качества образования рассматривается с точки зрения удовлетворения потребностей обучающихся, а качество обучения обеспечивается за счёт постоянного мониторирования и совершенствования учебного процесса. Такая модель оценки качества реализуется в НГТУ в течение последних лет [6]. Качество процесса комбинированного обучения по программам «Пожарная безопасность» определялось в соответствии с процессным подходом через качество нормативной базы, качество условий образовательного процесса, качество процесса обучения и качество результатов. Нормативная база включает в себя инструменты, процедуры контроля и методы обработки полученных данных. Результаты процесса обучения оценивались как достижения обучающихся по модулям, их удовлетворенность программой. Полученная на разных этапах реализации проекта информация анализировалась и использовалась для принятия решений руководством о корректировке «норм» качества, условий и процесса обучения. После прохождения обучения авторами сформированы показатели и критерии качества, разработаны инструменты (анкеты) и выбраны методы анализа и представления результатов согласно выбранной модели оценки качества [7]. Анализ удовлетворенности результатов обучения проводился в ходе эксперимента для каждой из целевых групп обучаемых. Для показателей, использованных в анкете эксперимента, рассчитывалось математическое ожидание m и среднеквадратическое отклонение (S) по каждому из показателей. Для оценки различий мнений обучающихся использовался критерий Вилкоксона. Было установлено, что различия мнений для разных целевых групп не значимы, поэтому далее анализу подвергались данные опроса независимо от целевой группы. Результаты обработки о предпочтительности формы обучения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Предпочтительность формы обучения

Форма обучения

Процент обучающихся, выразивших свою предпочтительность, %

Процент обучающихся, рекомендующих форму обучения, %

Очная

10

10

Дистанционная

40

40

Комбинированная

60

60

По результатам таблицы 2 видно, что большинство обучающихся предпочли комбинированную форму обучения. Мотивация данного выбора состояла в том, что такая форма дает возможность непосредственного общения с преподавателем и другими обучающимися для обсуждения назревших сложных вопросов, одновременно предоставляя возможности учиться «в любом месте» и в «любое время». В сводной таблице 3 представлены результаты опроса обучающихся по перечисленным выше показателям.

Таблица 3

Сводная таблица с результатами опроса по всем показателям

№ п/п

Показатели

m

S

Информационное содержание программы

1

Актуальность

3,50

1.17

2

Практическая направленность

5,83

0.28

3

Системность

4,50

0.56

Качество электронных учебных материалов

4

Доступность (понятность)

4,17

0.56

5

Полнота

4,33

1.33

6

Удобство реализации ЭУМК

4,83

1.22

Обучающая деятельность преподавателя

7

Соответствие целей и содержания программы ожиданиям обучающихся

5,50

0.50

8

Использование активных форм обучения

4,83

0.67

9

Вовлеченность обучающихся в учебный процесс

2,73

1.22

Качество электронной среды обучения

10

Функциональная полнота

5,67

0.44

11

Работа с системой тестирования

5,33

0.67

12

Простота (удобство) установления связи со всеми участниками учебного процесса

5,67

0.44

13

Удобство и простота интерфейса

5,50

0.67

Анализируя данные сводной таблицы, можно сделать вывод о том, что в целом по курсу «Пожарная безопасность» результаты проведенного исследования высоки и обучающиеся удовлетворены предложенной формой процесса обучения. Особого внимания заслуживают более низкие результаты, полученные по показателям: «Актуальность» (3,5), «Вовлеченность обучающихся в учебный процесс» (2,73). После анализа полученных данных для руководителей программы обучения были даны возможные объяснения этому факту и сформированы рекомендации для повышения качества процесса обучения по комбинированной форме:

1. Предложенные в программе теоретические материалы отчасти были знакомы обучающимся, несли информативный характер и, возможно, поэтому были оценены как менее актуальные. По данному факту авторам программ по пожарной безопасности были даны рекомендации дополнить ЭУМК курса «Пожарная безопасность» конкретными примерами из практики, что сделало бы их более актуальными и полезными. Кроме того, практико-ориентированное обучение влияет на более эффективное усвоение профессиональных навыков.

2. Требования современного рынка труда приводят к необходимости совершенствовать приемы и методы обучения и переподготовки специалистов разного уровня по программам как ВПО, так и ДПО. Низкая оценка показателя «Вовлеченность обучающихся в учебный процесс» может объясняться недостаточным использованием в ЭУМК современных педагогических технологий, активных методов обучения, например, кейс технологий, тренажеров, компьютерных симуляций, способствующих вовлечению обучающихся в учебный процесс.

Соответственно, авторам-разработчикам программы были даны рекомендации дополнить и расширить электронные учебные материалы, которые были представлены, в основном, в текстовой форме, мультимедиа ресурсами. Например, совместно с программистами разработать имитационные модели – тренажеры по пожарной безопасности.

Подведение итогов апробации обучения по комбинированной модели

После подведения итогов апробации обучения по комбинированной модели по программам ДПО «Пожарная безопасность» и были сделаны следующие выводы: 1. Соответственно полученным данным показано, что большинство обучающихся принимают и отдают предпочтение комбинированной форме обучения. 2. Было отмечено, что использование модульной технологии формирования программы повышения квалификации с возможностью выбора модулей вариативной части программы обеспечивает организацию индивидуальной траектории для обучающегося, а использование комбинированной модели способствует повышению качества обучения. Наряду с положительным опытом, отмечены и определенные недостатки, вполне устранимые.

1. Так, было отмечено, что большинство обучающихся отложили тестирование на последнюю неделю, ссылаясь на занятость по работе. На будущее, целесообразно устанавливать контрольные даты, к которым обучаемые должны освоить установленный объем материала для изучения, отчитаться результатами тестирования и выполнения заданий.

2. Выявлено, что обучающиеся должны владеть уверенными навыками работы с персональным компьютером и умением ориентироваться в интернет – среде.

3. Показана необходимость дополнения ЭУМК по программам ДПО «Пожарная безопасность» материалами с использованием активных и интерактивных методов обучения.

Тем не менее, при проведении итоговых мероприятий «круглого стола» обучающиеся положительно оценили предложенную форму обучения и высказали пожелание внедрения обучения по комбинированной форме для программ ДПО по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, обеспечении антитеррористической защищенности.

Литература:

1. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организациях».

2. Казанская О. В. Технология комбинированного обучения / Казанская О. В., Андрюшкова О. В. // Проф. учебник. – 2008. – № 4 (14). – С. 26-29.

3. Развитие технологий комбинированного (дистанционного) обучения в области комплексной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов сферы образования [Текст]: отчет о НИР (заключ.) / Новосиб. гос. техн. ун-т; рук. С. М. Коробейников; исполн: С. М. Коробейников, В. М. Попов, О. В. Андрюшкова, Г. Б. Паршукова, М. В. Леган, С. Г. Юн, О. В. Казанская, Т. А. Яцевич, М. Э. Ильин, М. А. Горбунов, Е. А. Перфильев, А. Ю. Коробенкова. – Шифр: 2012-08.708-50-056; № ГР 01201256087. – Новосибирск, 2012. – 173 с. : ил., табл.

4. Леган М. В. Реализация дистанционного обучения по программе ДПО «Пожарная безопасность» / М. В. Леган, О. В. Андрюшкова, М. Э Ильин, С. Г. Юн // Дистанц. и виртуал. обучение. – 2012. – №7. –С. 20-29.

5. Третьяков П. И. Технология модульного обучения / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. – М., 2007.

6. Никитина Н. Ш. Мониторинг и оценка качества в образовании. Ч.2. Методы мониторинга. Обучение менеджменту качества в образовании : учеб. пособие / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 60 с.

7. Никитина Н. Ш. Мониторинг и оценка качества в образовании. Ч.1. Методика мониторинга: учеб. пособие / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 32 с.

30.12.2013 Сборник научных трудов Sworld. – Одесса : Куприенко СВ, 2013. – Вып. 2, т. 12: Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании : [материалы междунар. науч.-практ. конф., 18-29 июня 2013 г.]. – ЦИТ: 213-747. – С. 77-86.