Комбинированная форма обучения – заочная форма образования с использованием технологий дистанционного обучения – реализуется в НГТУ с 2005 года. Именно тогда были набраны первые 25 студентов для обучения в комбинированной форме по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (230105). В 2006 году началась реализация обучения в комбинированной форме еще по двум специальностям: «Маркетинг» (080111) и «Социальная работа» (040101), а также впервые была набрана группа для получения второго высшего образования по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (230105)».
Основной задачей внедрения в НГТУ комбинированной формы обучения было предоставление студентам возможности получить высшее образование с минимальным отрывом от места проживания и работы и уменьшением транспортных расходов (в том числе за счет того, что только одна из двух ежегодных экзаменационных сессий является очной). Сейчас в комбинированной форме в нашем университете обучаются жители различных регионов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и США.
Обучение проводится с помощью разработанной в Институте дистанционного образования электронной системы DiClass, интерфейс и возможности которой постоянно развиваются в соответствии с потребностями студентов и преподавателей. По каждой читаемой дисциплине созданы электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), позволяющие студентам усваивать материал и выполнять контрольные задания. В процессе обучения каждый студент имеет возможность получать дистанционные консультации преподавателей и тьютора – по электронной почте, с помощью форума или чата.
В ходе реализации Инновационной образовательной программы НГТУ развитию электронного обучения, в частности, комбинированной формы обучения, было посвящено несколько закупок, в том числе связанных с созданием сетевых и локальных версий ЭУМК по направлениям «Информационные технологии», «Мехатроника и автоматизация» и «Новые материалы и технологии». Было разработано около сотни электронных учебно-методических комплексов, которые прошли апробацию в учебном процессе по комбинированной форме. Ряд УМК представляют собой полноценные электронные учебники, снабженные системой гиперссылок, глоссарием, Flash-моделями с настраиваемыми параметрами для проведения виртуальных лабораторных работ и создания тренажеров.
Для оценки эффективности обучения в комбинированной форме во время очной сессии со студентами регулярно проводится анкетирование. Анализ анкет показывает, что преимуществами этой формы обучения студенты чаще всего называют отсутствие необходимости часто приезжать в НГТУ, постоянную дистанционную связь с преподавателями и тьютором, гибкий график учебы. Редкие негативные отзывы связаны не с самим процессом обучения, а с условиями проживания в общежитии во время очной сессии.
По мнению преподавателей и тьюторов, основными условиями успешного обучения в комбинированной форме являются заинтересованность студентов в получении знаний, их умение организовать свою деятельность и готовность к самообразованию.
С 2008 года у комбинированной формы обучения в НГТУ появились новые перспективы, связанные с изменением статуса и функций представительств университета. На базе представительств создаются ресурсные центры, в которых студентам-заочникам обеспечивается возможность доступа к интернет-ресурсам, а также участия в лекционных и семинарских занятиях в режиме онлайн. Эти занятия ведут преподаватели соответствующих кафедр НГТУ. Часть занятий проходит с использованием голосовой связи и видеоконференций, для которых используется оборудование компьютерного центра Института дистанционного образования и разработанное в ИДО программное обеспечение – телекоммуникационная система Editoria.
Успешное внедрение комбинированной формы обучения в НГТУ стало возможным только благодаря огромной работе, проделанной преподавателями нашего университета, которые решились на участие в этом эксперименте, связанном с совершенно новым для них форматом образовательной деятельности.
Особую благодарность за эффективное сотрудничество и оперативное решение всех возникающих проблем хочется высказать декану факультета бизнеса В. А. Титовой, завкафедрой высшей математики В. А. Селезневу, завкафедрой экономической теории Г. П. Литвинцевой.