Каталог электронных образовательных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета

В России с 2002 года выполняется Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды (2001–2005 гг.)», в рамках которой выполняются проекты, нацеленные на формирование единой информационно-образовательной среды и ее региональных фрагментов. Одним из таких региональных проектов является организация на базе Новосибирского отделения регионального Центра ресурсов Сибирского федерального округа депозитария электронных образовательных ресурсов.

В задачи депозитария входит:

  • каталогизация, хранение, распространение и учет электронных образовательных ресурсов г. Новосибирска и области, филиалов и представительств новосибирских вузов в других городах.
  • обеспечение удаленного доступа (в режимах on- и off-line) к ресурсам распределенной информационной образовательной среды всех участников образовательного процесса в Сибирском регионе: специалистов и администраторов образования, преподавателей, научных работников и учащихся всех уровней системы образования.

Основу организуемого депозитария составят электронные образовательные ресурсы Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета за 1997-2003, 2004 (первая половина) годы, описания которых представлены в настоящем каталоге, это:

  • электронные версии методических указаний, методических и учебных пособий преподавателей НГТУ, выпущенных издательством НГТУ;
  • электронные учебники,
  • учебные курсы,
  • системы электронных консультаций,
  • системы тестирования,

разработанные преподавателями и сотрудниками ИДО НГТУ для системы заочного и дистанционного образования. Все перечисленные ресурсы представлены на сайте ИДО http://edu.nstu.ru/

Описания учебных ресурсов большей частью аннотированы и сгруппированы по видам ресурсов в 3 раздела:

  • учебно-методические электронные ресурсы,
  • обучающие электронные ресурсы,
  • контролирующие электронные ресурсы.

Внутри разделов описания расположены в алфавитном порядке, имеют сплошную нумерацию и группируются следующим образом:

  • электронные версии учебно-методических пособий преподавателей НГТУ группируются по годам (в обратной хронологии).
  • полнотекстовые учебные пособия ИДО НГТУ сгруппированы по видам образования и блокам дисциплин.
  • учебные курсы подразделяются на курсы для студентов и преподавателей.

Учебные курсы для студентов представляют собой электронные комплексы учебно-методических материалов (КУММ), которые в зависимости от содержания дисциплины могут включать:

  • рабочую программу курса,
  • руководство по курсу,
  • теоретические материалы,
  • презентационные материалы к лекциям,
  • темы рефератов и курсовых работ,
  • методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ (рефератов, контрольных, лабораторных, курсовых работ и дипломных проектов),
  • примеры зачетных и экзаменационных заданий,
  • списки рекомендуемой литературы.

Группировка описаний – по факультетам, внутри факультета – по алфавиту.

Учебные курсы для преподавателей, в основном, представляют электронные версии авторских учебных курсов, составленные в соответствии с программами факультета повышения квалификации преподавателей и специалистов образовательных учреждений, которые используют в своей работе технологии открытого дистанционного обучения. Другую часть составляют учебные курсы Центра лингвометодических информационных ресурсов, входящего в структуру ИДО НГТУ. Группировка описаний всех курсов — алфавитная.

Важным моментом процесса обучения является разрешение преподавателем вопросов, возникающих у студентов по изучаемой теме. В настоящее время, по ряду курсов для студентов НГТУ осуществлена возможность получения электронной консультации в режиме off-line (курсы, имеющие выход на систему электронной консультации, в каталоге отмечены символом *). Описания данной системы электронных консультаций и созданной ранее системы ИнтернетКонсультант представлены в соответствующем разделе каталога.

Не менее существенным компонентом процесса обучения является контроль усвоения знаний. В системе заочного и дистанционного обучения, большая роль в оценке полученных знаний отводится компьютерным тестирующим системам. В данном каталоге представлены созданные в разные годы (1999-2004 гг.) системы тестирования, имеющие широкий спектр технологических возможностей: от создания тестов до анализа полученных результатов. Возможности представленных тестовых систем позволяют проводить опросы студентов как в локальных вычислительных сетях (непосредственно в терминальном классе), так и дистанционно, через глобальную сеть Интернет.

Для удобства пользования в конце каталога приведен Именной указатель, который состоит из рубрики, включающей фамилии авторов и других лиц, участвовавших в создании электронного ресурса (соавторов, составителей, редакторов, разработчиков и дизайнеров) и ссылки на номер библиографической записи в каталоге. Номера ссылок на фамилии других лиц, участвовавших в создании ресурса заключены в квадратные скобки.

01.01.2004 Каталог электронных образовательных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2004. - 127 с. - Список сокращенных наименований учебных подразделений Новосибирского государственного технического университета: с. 120-121. - Именной указатель : с. 122-127.