Реформа современного высшего образования в России и требования современного рынка труда ведут к необходимости использовать новые, эффективные современные технологии обучения. В рамках национального проекта «Образование» предполагается существенным образом изменить содержание образовательного процесса, внедрить инновационные технологии в учебный процесс, включая использование информационных и телекоммуникационных технологий, реализуемых посредством электронного обучения(ЭО, e-learning).
Дистанционное обучение (ДО, distancelearning) в образовании рассматривается как одна из форм обучения, обеспечиваемая возможностями электронного обучения, и осуществляемая без отрыва от мест проживания и трудовой деятельности. Под дистанционным обучением понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя, в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии).
Преимуществом ДО является индивидуализация учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения.
В настоящее время большое распространение в странах Европы получает комбинированная форма обучения (КФ, blendedlearning), при которой технологии ЭО совмещаются с традиционным преподаванием в аудитории. Считается, что комбинированное обучение обеспечивает удобство и экономичность ЭО, в сочетании с эффектом личного воздействия на обучающегося, который присущ традиционному обучению.
Комбинированными называются программы обучения, в которых занятия в классах комбинируются с дистанционными уроками, часто посредством онлайн инструментов, которые позволяют студентам получить консультации преподавателей. К таким инструментам относятся интернет-форумы, видеоконференции, или, например, Скайп [1].
Необходимо отметить, что, несмотря на широкое распространение комбинированного обучения, единиц его модели не существует, каждое образовательное учреждение выбирает свою собственную модель, согласно целевым группам, задачам и программам обучения. Успешность дистанционного, и комбинированного обучения, в том числе, зависит не только от организационной модели, но и от верно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения.
Проблемы, связанные с ДО, в настоящее время можно разделить на две группы: прежде всего, методические, связанные с разработкой учебно-методической базы (электронных образовательных ресурсов – ЭОР) и технические, связанные с особенностями применения программной среды, позволяющей реализовать процесс дистанционного обучения.
В НГТУ создана инфраструктура дистанционного обучения (институт дистанционного обучения – ИДО), которая действует в университете с 1997 г. Основная цель ИДО НГТУ – внедрение, поддержка и развитие дистанционных форм обучения в университете на базе технологий электронного обучения по программам комбинированного обучения. В учебном году проводятся 2 сессии, одна из которых очная, другая – дистанционная (без посещения образовательного учреждения). Комбинированная форма в НГТУ реализуется на базе электронной среды (ЭС) ИДО DiSpace, включающей модули DiClass, DiDesk, DiTest, которые позволяют организовать процесс обучения студентов дистанционно.
В связи с необходимостью формирования компетентной широко образованной личности, обладающей системным и творческим мышлением, способной к целостному видению и анализу проблем социальной и экологической сферы в педагогической литературе активно обсуждается проблема повышения экологической компетенции учащихся образовательных учреждений [2].
Для решения этой задачи на базе ЭС НГТУ (модуль DiClass) в качестве электронных образовательных ресурсов применяются создаваемые преподавателями электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам учебного плана. Автором подготовлены два учебно-методических комплекса по дисциплинам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности» для студентов технических и гуманитарных специальностей. В состав ЭУМК включены: руководство по курсу (содержит график выполнения контрольных и самостоятельных работ, сроки сдачи и темы); теоретические материалы (содержат учебные материалы, которые позволяют выполнить контрольные и самостоятельные работы); контрольные мероприятия (включают задания для контрольных и самостоятельных работ, например, список тем рефератов, которые студенты присылают на проверку преподавателю); список литературы (содержит методические пособия, учебную литературу, которая может использоваться дополнительно для успешного выполнения контрольных работ); тесты для итогового и промежуточного контроля знаний учащихся.
В ЭС НГТУ предусмотрена возможность отправки контрольных заданий преподавателю (куратору ДО), проведения промежуточного и итогового тестирования посредством размещения материалов ЭУМК на базе ЭС НГТУ (модуль DiDesk).
В ДО назрела необходимость разработки системы измерения качества обучения и образовательных услуг. В целом, информация о тестировании в ДО в настоящее время представлена исследованиями о разработке программного обеспечения, тестовых программ или непосредственно тестовыми программами. Авторы в основном рассматривают проблемы организации тестирования, разработки тестов, особенности работы с тем или иным тестовым продуктом. Говоря о качестве дистанционного обучения, следует понимать, что во многих отношениях оно должно быть близко к качеству очного или заочного обучения, отвечать одним и тем же требованиям [3;4).
В исследованиях Е. Э. Слава ставятся под сомнение объективность оценки знаний обучаемых с помощью тестов, говорится о необходимости сочетать тесты с другими традиционными формами и методами проверки. Также рассматривается инструмент «Тест» LMS Moodle, позволяющий проводить тестирование. Среди систем управления обучением, в том числе дистанционным, широкую известность получила система opencource Moodle. Система Moodle позволяет использовать различные формы контроля знаний студентов в виде письменных контрольных работ, эссе, онлайн-опросов, тестов [4].
Для непосредственного контроля знаний студентов, проведения промежуточной и итоговой аттестаций, в электронной среде НГТУ реализована система удаленного тестирования DiTest, состоящая из двух подсистем: DiTesr.Creator (создание и редактирование тестов) и DiTest.Testing (непосредственное проведение тестирования). Система DiTest включает в себя следующие разделы: создание нового / загрузка существующего теста; тестовые задания: список тестов; пробное тестирование; назначение доступа к тесту; результаты тестирования; статистический анализ качества тестовых заданий.
С помощью модуля DiTest системы DiSpace по дисциплинам «Экологии» и «Безопасность жизнедеятельности» тестируются студенты различных специальностей (гуманитарных и технических). Результаты тестирования могут отображаться в трех режимах: краткий режим (выводится только итоговое количество баллов по тесту), подробный режим (выводится список вопросов и количество баллов за каждый из них), и в виде теста (выводится список вопросов с полной информацией о каждом из них: текст задания, варианты ответов, выбранный слушателем ответ, а также итоговая оценка за вопрос) [5].
Результаты тестирования доступны преподавателям и выводятся в сводной таблице по группе обучающихся. Для просмотра результатов конкретного тестируемого требуется на странице со списком обучающихся перейти к данному студенту. Статистический анализ, помимо составления рейтинга всех обучающихся, позволяет выявить сильные и слабые стороны теста. Для этого формируется ряд диаграмм, на которых видно, какие разделы теста, либо какие конкретные вопросы, вызывали у обучающихся затруднения при ответе.
Преимуществом системы DiTest является простота в ее использовании, как преподавателями, так и студентами. Кроме того, в систему внедрены:
разработанные специалистами учебно-методического центра НГТУ редактор формул и редактор текста WYSIWYG, которые дают возможность легкого создания теста самим преподавателем;
возможность предоставления доступа к тесту на конкретное время, что позволяет проводить тестирование по необходимому расписанию (например, дистанционной сессии, что важно для эффективной организации учебного процесса);
возможность отслеживания преподавателем нескольких попыток прохождения теста обучающимся.
Таким образом, дистанционное обучение студентов на базе электронной среды НГТУ включает все составляющие учебного процесса, одновременно обеспечивая его необходимое качество.
Глазачев С. Н. Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда // Материалы международной научно-практической конференции. – Мичуринск, 2006. – С. 12.
Отчет о научно-исследовательской работе: Система критериев качества учебного процесса для дистанционного образования / И. П. Норенков, В. А. Трудоношин, М. Ю. Уваров и др. – М. 2002. – 75 с.
Слав Е. Э. Тестирование как один из способов проверки знаний в системе дистанционного обучения // Межрегион. науч.-практ. конф. «Развитие региональной образовательной информационной среды». – СПб., 2009.
Ильин М. Э., Юн С. Г. Система тестирования DiTest.V2 // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 7 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 22−25 сент. 2008 г. – Томск ; Омск, 2008. – С. 199-200.