Высшее образование и комбинированная форма дистанционного обучения

Повсеместное внедрение в образовательный процесс возможностей, которые предоставляются пользователям современных компьютеров и Интернета, привело к очередному этапу развития понимания дистанционной формы обучения. Если в самом начале основной акцент в ее определении ставился на удаленность преподавателя от учащегося (и, очевидно, именно поэтому, как правило, речь не шла о получении высшего образования), то затем, в связи с бурным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс, основное внимание при определении дистанционного обучения (ДО) стало уделяться технологии обеспечения этой удаленности, а именно ИКТ, при этом возникла великая иллюзия возможности получения только таким образом полноценного высшего образования.

Интенсивное использование сети Интернет привело к возникновение нового термина – обучение на основе веб-сети (Web-Based Training), которое может быть определено как – саморегулируемое преподавание распространяемое по Интернет («self-paced» training that is delivered using an Internet browser) [1]. Постепенно этот термин трансформировался в понятие электронного обучения (e-learning), одно из определений которого: «электронное обучение – это использование технологии, предоставляющей людям возможность учиться в любое время и в любом месте. Электронное обучение – это и соответствующее преподавание, и предоставление информации «just-in-time», т.е. по первому запросу, а также руководство экспертов» [2]. Таким образом, электронное обучение – это комплекс технологий, методик, организационных усилий и т. д., позволяющих учиться людям по разнообразным видам обучения: формальным (formal) и не формальным (nonformal), и даже информальным (informal), по разным образовательным программам: профессионального, общего, дополнительного профессионального образования, в разных формах образования: в очной, заочной, экстернате, и, наконец, с разной степенью удаленности от преподавателя. Возвращаясь к истинному пониманию дистанционного обучения (ДО), как к обучению, «обеспеченному человеком, отделенным от места [обучения] (Instruction provided by a human separated by place)» [1] естественно рассматривать ДО в высшем образовании как одну из форм обучения, обеспечиваемыми возможностями электронного обучения.

На рисунке ниже приведены различные целевые группы потенциальных пользователей электронного обучения как внутри университета, так и за его пределами, Несмотря на различие образовательных программ (по целям, задачам, содержанию, объемам часов), применяемых педагогических приемов и техник, начального уровня учащихся и т.д. основные технологии электронного обучения, его методическое и организационное ядро, сформированное в университете, инвариантны по отношению к этим группам. Очевидно, целесообразно электронное обучение организовывать для каждой из этих целевых групп на единой технологической платформе, поддерживаемой единым подразделением университета.

В настоящей статье авторы ставили перед собой задачу рассмотреть возможности электронного обучения в образовательных программах высшего образования.

Чем отличается истинное дистанционное обучение в высшем образовании от всем нам хорошо известной и, в той или иной степени, в зависимости от вуза, разумно организованной заочной формы образования? Основное регламентное различие – это обязательные очные сессии несколько раз в году, в течение которых студенты, конечно, не только сдают зачеты и экзамены, но и слушают лекции, выполняют лабораторные работы, защищают контрольные и курсовые работы. Не секрет, что основной объем работы осуществляется именно во время сессий, так как студент, для которого возможность приехать на консультацию к преподавателю в течение семестра достаточна мифическая, как-то обходится без этой консультации, т.е. работу в течение семестра не выполняет.

Таким образом, если мы ставим перед собой цель, реализовать действительно дистанционное обучение в высшем образовании, мы должны решить следующие задачи:

  • обеспечить выдачу учебных теоретических материалов (и здесь, по большому счету не важно, электронные это материалы или нет) и соответствующих методических руководств;
  • обеспечить возможность удаленного выполнения лабораторных работ (для технических вузов – это серьезнейшая проблема);
  • предоставить возможность постоянного консультирования с преподавателем и общения с однокурсниками;
  • проводить удаленные семинары – студенты, не имеющие опыт коллективного обсуждения, как правило, не развивают такие профессиональные и личностные компетенции, как умение работать в коллективе, навыки принятия решений в проектном или исследовательском коллективах, ведения дискуссии и др.;
  • проводить удаленные контрольные мероприятия (зачеты, экзамены, защиту курсовых и контрольных работ).

Очевидно, что в условиях высшего образования наиболее сложными для реализации (в меньшей степени технологически, в большей – организационно) являются удаленные лабораторные работы и удаленные контрольные мероприятия.

ЭО предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся. В настоящее время, все большее распространение в странах Западной Европы получает комбинированная форма обучения (blended learning), при которой технологии электронного обучения объединяются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию. Считается, что комбинированная форма (КФ) обеспечивает удобство и экономичность ЭО в сочетании с эффектом личного воздействия на обучающегося, который присущ традиционному обучению. В бизнесе, к примеру, данную систему успешно используют для корпоративного обучения, чтобы повышать квалификацию сотрудников без отрыва от рабочего места. В нашей стране электронные технологии обучения становятся все более актуальными для людей, которые работают по специальности, но не имеют диплома о высшем образовании и при этом имеют возможность доступа к сетевым информационным ресурсам непосредственно с рабочего места или из дома.

Комбинированная форма обучения, которая реализуется в НГТУ – это заочная форма образования с использованием технологий электронного обучения, позволяющих:

  • реализовать сочетание очных и дистанционных сессий (одна сессия в году – очная, другая – дистанционная);
  • организовывать удаленное сопровождение учебного процесса в течение семестра (во все семестры), как куратором курса, так и преподавателями-предметниками;
  • организовывать регистрацию, предварительное тестирование и вводить необходимые курсы «доучивания» для потенциальных абитуриентов за несколько месяцев до начала обучения.

Таким образом, особенностью комбинированного образовательного процесса, реализуемого в ИДО в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), является сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете. Очная часть обучения – это обязательные зимние сессии, в ходе которых читаются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр НГТУ. В это же время студенты сдают зачеты и экзамены по тем курсам, которые они изучили дистанционно в течение семестра в соответствии с учебным планом и графиком. Дистанционная часть обучения – это удаленный режим обучения в течение семестра, который завершается либо очной либо удаленной сессией.

 

Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ: http://edu.nstu.ru.

На базе ИДО НГТУ в настоящее время развивается комбинированное обучение по программам высшего и второго высшего образования по специальностям: 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, 080111 «Маркетинг» и 040101 «Социальная работа»; довузовская дистанционная подготовка.

Для информирования абитуриентов о специфике комбинированной формы обучения, наборе на специальность и правилах поступления был подготовлен комплект рекламной документации в бумажном и электронном вариантах (http://ido.nstu.ru). В предмете договора, заключаемого со студентом, обязательно указывается, что обучение осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, что потребитель образовательных услуг обязан иметь базовые навыки работы на компьютере, а также обязуется соблюдать сохранность авторских прав на предоставляемые учебно-методические материалы, пособия, электронные учебники.

Организация учебного процесса по КФ обучения имела ряд особенностей, во-первых, это разработка учебного плана, учитывающего специфику обучения: сохранение очной зимней сессии. Во-вторых, это создание, наполнение и работа в электронной обучающей среде. В этом случае перед преподавателем стоит целый ряд задач, с которыми он в свой повседневной практике скорее всего еще не сталкивался – это подготовка комплектов электронных учебно-методических материалов (УМК) по дисциплинам, размещение УМК в системе обучающего портала ИДО НГТУ, а также работа в электронной учебной среде в режиме консультаций (on-line и/или off-line), семинаров (форумов), тестирования. Все это обуславливает необходимость эффективной организации работы с преподавателем с целью обеспечения качества обучения, а также для стимулирования внедрения ИКТ в учебный процесс.

 

 

По нашему мнению, существует несколько основных направлений эффективной организации работы с преподавателем в условиях комбинированной формы обучения. Во-первых, это обеспечение возможности повышения квалификации преподавателями в области использования ИКТ в учебном процессе. Для совершенствования компетенций в этой области преподаватели имеют возможность пройти обучение, в частности, по образовательным программам, разработанным вузами-участниками межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций» [3]. В том числе, и по разработанной на факультете повышения квалификации преподавателей (http://smc.nstu.ru/fpk) в НГТУ образовательной программе «Эксперт по качеству электронного обучения». В целом в НГТУ разработан комплекс образовательных программ повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательной деятельности для преподавателей различного уровня подготовки.

Во-вторых, это разработка нормативно-методической документации, регламентирующей различные виды деятельности в рамках комбинированной формы обучения, таким образом, чтобы стимулировать внедрение современных технологий и форм дистанционного обучения в учебный процесс. В качестве одной из важнейших составляющих этого комплекта должна быть сформирована новая система оплаты работы преподавателя, использующего дистанционные технологии. В Институте дистанционного образования НГТУ разработано и утверждено Положение по расчету оплачиваемых трудозатрат преподавателей, осуществляющих обучение на осно-ве дистанционных технологий (далее Положение).

Расчет трудозатрат, утвержденный Положением, исходит из того принципа, что, несмотря на существенное снижение аудиторной нагрузки, оплачиваемые трудозатраты преподавателя не должны быть меньше, чем при очной форме обучения, так как значительно повышаются трудозатраты как на подготовку учебно-методических материалов, так и на сопровожде-ние учебного процесса.

 

Учебно-методические материалы классифицируются на основные и дополнительные [4], в состав основных учебно-методических материалов входят:

  1. Методическое руководство (путеводитель) по курсу содержит график выполнения контрольных и самостоятельных работ, сроки сдачи и темы;
  2. Материалы к лекциям могут быть представлены в виде:
    • теоретических материалов (в форматах doc, pdf, htm, zip)
    • или электронного учебного пособия
    • презентаций (Power Point) или слайд-конспекта (Word).

 

В состав основных материалов входят также тренажеры, обучающие задачи, методические рекомендации по подготовке к лабораторному практикуму, контролирующие материалы, а также методические указания по выполнению самостоятельной работы (контрольные работы, РГР, курсовые работы, курсовые проекты).

В состав дополнительных учебно-методических материалов могут входить видеоматериалы по курсу, хрестоматии, атласы, 3D, Flash, VRML-модели, т.е. весь комплект материалов необходимых для сопровождения учебного процесса по дисциплине.

При наличии у преподавателя комплекта учебно-методических материалов, включающего в себя не менее четырех видов материалов и, в обязательном порядке, методическое руководство (путеводитель) по курсу, дополнительно начисляется премия.  

Известно, что подготовка учебно-методических материалов, их структура, методическая и содержательная наполненность, как правило, зависят только от самого преподавателя. Задача организации учебного процесса по комбинированной форме – стимулировать преподавателя максимально учесть самостоятельный характер работы студентов и необходимость использования информационно-коммуникационных технологий.  

Разумно составленная нормативно-методическая документация позво-ляет повысить эффективность организации этой работы, благодаря тому, что предлагаются различные нормативно предписанные варианты состава учебно-методического комплекса, в которых отражаются резервы развития различных видов учебно-методических материалов для преподавателя по конкретной дисциплине. Наличие ограничений по объему предоставляемых к оплате учебно-методических материалов также является важным стимулом к тщательному структурированию и повышению качества разрабаты-ваемых материалов.

И, наконец, третьим непременным условием эффективной организации работы в условиях комбинированной формы обучения является технологическая и организационная поддержка преподавателя. Для обеспечения устойчивой работы в электронной среде обучения в ИДО НГТУ был создан специализированный образовательный портал: http://edu.nstu.ru.

На базе портала функционирует целый ряд модулей различного назначения, интеграция совместимых между собой сервисов, благодаря которым и создается виртуальная среда обучения, ядром которой является система управления курсами DiDesk [5], позволяющая размещать готовые учебно-методические материалы, формировать электронные УМК, и делать их доступными для студентов.

Для того, чтобы создать курс, необходимо на странице «Учебные курсы» зайти через «Вход для преподавателей» и пройти авторизацию.

Помимо работы с учебными курсами в этом окне доступны также такие модули как электронный журнал, работа со студентами и помощь в создании курса по дисциплине. Необходимо отметить, что отличительной особенностью системы управления курсами DiDesk является ее простота в использовании со стороны преподавателей, что позволяет отказаться от службы создания контента, зачастую необходимой при использовании зарубежных аналогов электронных сред обучения.

Причем, преподаватель, работая с системой управления курсами DiDesk обладает широким спектром прав на создание и размещение курса по дисциплине, его редактирование, назначение курса на факультеты, специальности, семестры и формы обучения.

Модуль электронного журнала позволяет автоматизировать процесс доставки результатов контрольных мероприятий как до студентов, так и до службы поддержки студентов, что делает процесс обучения «прозрачным», а это позволяет куратору оперативно выявлять отстающих студентов для последующей работы с ними.

 

Вид контрольного мероприятия, а также представление результатов задается преподавателем по дисциплине. Причем, на личной странице студента также отражается его успеваемость по всем дисциплинам семестра.

Студенты, обучающиеся по комбинированной форме, после прохождения авторизации, в разделе «Учеба» получают доступ ко всем учебным материалам по дисциплинам, которые необходимо изучить в данном семестре в соответствии с учебным планом специальности.

На странице со списком дисциплин, представлена также информация о преподавателях, и здесь же, напротив каждого учебного курса находится перечень сервисных услуг:

  • Отправить выполненные задания – данная опция позволяет отправлять выполненные задания и контрольные работы на проверку преподавателю. Студенту предоставляется возможность выбора способа отправки либо по электронной почте либо через данную опцию, для чего необходимо нажать на пиктограмму «отправить выполненные задания». Выполненная контрольная работа может быть набрана в каком-либо редакторе или выполнена от руки, а затем отсканирована или сфотографирована, после чего отправлена прикрепленным файлом или архивом на проверку.
  • Опция Консультации позволяет общаться с преподавателем в режиме форума, который инициируется студентами и доступен только для студентов, прошедших авторизацию. Как правило, студенты задают вопросы, связанные как с изучением учебного материала и выполнением контрольных мероприятий, так и организационного характера. Задать вопрос можно ис-пользуя диалоговое окно или прикрепленный файл.

С целью реализации организации и технологического сопровождения обучения по КФ в ИДО сформировано дистанционное отделение ИДО, выполняющее функции службы поддержки студентов (СПС). В состав службы входит инструкторы, чьи функции – прием документов на обучение, ведение документации по учебному процессу, подтверждение успешного прохождения курсов, оформление выпускных документов, обеспечение взаимодействия обучающихся с администрацией учебного заведения, предоставление администрации оперативной информации о ходе набора, наполнении потоков. В состав СПС входят также кураторы, в обязанности которых входит обеспечение эффективной коммуникации между преподавателем и учащимися и коммуникации в учебной группе в процессе изучения курса. Кураторы также обеспечивают взаимодействия со службами административной и технической поддержки, способствуют эффективному использованию ИКТ в организации процесса обучения, обеспечивают использование эффективных методов и приемов обучения конкретным учебным дисциплинам в системе. В сферу деятельности руководителя СПС входит управление ходом учебного процесса, его мониторинг, набор преподавателей, принятие решений по ходу учебного процесса в нестандартных ситуациях, подготовка аналитической информации о ходе набора, наполнении потоков, выпусках, отчислениях и их причинах. Как показал опыт нашей работы по комбинированной форме обучения, преподаватели также нуждаются в адаптации к особенностям преподавания, использующим информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, и на сегодняшний день эти функции выполняет служба поддержки дистанционного отделения ИДО НГТУ.

Таким образом, на образовательном портале института дистанционного образования НГТУ уже созданы и эксплуатируются средства, реализующие функции тех или иных подразделений, объединенных в рамках так называемого «электронного факультета». В настоящее время из этих отдельных элементов формируется образовательный портал КФ, который в дальнейшем может служить в качестве портала ЭФ. Структура портала может быть представлена в виде схемы, представленной на рисунке. Как видно из схе-мы, имеются три основных условных сектора (для студента, для преподавателя и для администратора), представляемых соответствующими интерфейсами с авторизованным доступом.

 

Абитуриенту и студенту доступны следующие разделы:

  • «Приемная комиссия» – с подробной информацией о специальностях, формах обучения, порядке поступления, процессе обучения на электронном факультете;
  • «Служба поддержки студентов (СПС)»;
  • «Библиотека» и «Методический кабинет».

Функции «Библиотеки» и «Методического кабинета» – это доступ к литературе по дисциплинам, а также доставка и управление учебно-методическими комплексами по дисциплинам через систему DiDesk, подго-товленными преподавателями.

Со стороны преподавателя доступны «Библиотека» и «Методический кабинет», а также «Служба поддержки преподавателей (СПП)» и «Отдел оценки качества обучения» – задача этих разделов предоставить всю необ-ходимую справочную и методическую информацию, необходимые сервисы для поддержки преподавателя, работающего в электронной учебной среде.

Административный вход предоставляет доступ к разделам планово-финансовой службы и службы маркетинга, технической службы и студен-ческого отдела кадров.

Организационное оформление ЭФ предполагает формирование как ми-нимум трех подразделений: службы поддержки студентов (деканат), мето-дического кабинета (функции службы поддержки преподавателей, отделов маркетинга и оценки качества обучения) и технической службы.

Техническая служба в рамках ЭФ также играет одну из ключевых ро-лей – это и построение и поддержание бесперебойной работы сети, а также служба программного обеспечения, создающая электронную обучающую среду. Техническая служба должна обеспечить возможность оперативной связи пользователей портала – преподавателей, студентов и абитуриентов с дежурным администратором, причем в рамках ЭФ распорядок работы служб технической поддержки должен стремиться к формату 24×7.

Литература

  1. Instruction provided by a human separated by place [Электронный ре-сурс] // E-glossary Brandon Hall Research. – 2006. – Режим доступа: http://elearning.surf.nl/docs/e-learning/hannywestrik.pdf
  2. Leo Lucas. – Режим доступа: http://www.e-learningconsulting. com/consulting/leolucas.html
  3. Заседатель В.С., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Подготовка кадров в области ИКТ для межрегионального сегмента образовательной информаци-онной среды общего и профессионального образования // Открытое и дис-танц. образование. – Томск, 2006. – №1 (21). – С. 29-37.
  4. Казанская О.В., Фоменко Н.С. Расчет затрат труда преподавателя при комбинированной форме обучения // ЕОИС: проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – С. 98-99.
  5. Гужов В.И., Данин В.Ю., Бочаров Д.Д. Создание электронных средств поддержки дистанционного обучения на основе автономных моду-лей // Телематика–2004: тр. X Всероссийской науч.-метод. конф. – СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2004. – Т. 2. – С. 506-507.
01.01.2006 Открытое и дистанц. образование. – 2006. - № 4 (24). – С. 5-13.