Всероссийский форум «Образовательная среда – 2005»

С 28 сентября по 1 октября в павильоне № 57 Всероссийского выставочного центра в Москве проходил Всероссийский форум «Образовательная среда — 2005».

Организаторами форума выступили Министерство образования и науки, Федеральное агентство по образованию, ФГУП «Центр по межвузовским научно-техническим программам», ФГУП Российское научно-производственное объединение «Росучприбор», ОАО «Государственное акционерное общество ВВЦ», Выставочный комплекс ВВЦ «Наука и образование» и другие организации.

В программу форума были включены следующие мероприятия.

  1. Тематические экспозиции:
    • «Современная образовательная среда»;
    • «Материально-техническое оснащение образовательных учреждений»;
    • Межгосударственная выставка «СНГ: Образование — 2005»;
    • «Мир без границ»;
    • «Где учиться»;
    • «Где работать»;
    • «Учебная и развивающая литература XXI века».
  2. Научно-практические мероприятия:
    • Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда сегодня и завтра»;
    • Совещание «Развитие материально-технической базы образовательных учреждений»;
    • Всероссийский Интернет-педсовет;
    • Семинар — совещание пресс-секретарей и специалистов по связям с общественностью органов управления образованием субъектов РФ.
  3. Конкурсы научно-технических разработок.

В общей сложности участниками форума стали более 200 организаций всех уровней образования из 52 регионов России и семи других стран, в том числе из етырех государств СНГ (Армении, Беларуси, Казахстана и Таджикистана). По данным организаторов форума, его участники представили более 4 000 разработок и экспонатов и более 300 экспозиций. Мероприятия форума посетили около 30 000 человек.

Для вузов главными мероприятиями форума стали тематические экспозиции. На выставке-ярмарке «Материально-техническое оснащение образовательных учреждений» компании представляли учебно-лабораторное оборудование, мебель, приборы учебно-научного назначения, системы нергосбережения и пожарной безопасности для образовательных учреждений.

В выставке-ярмарке «Современная образовательная среда», где были представлены новейшие достижения в области образования, наряду с Международным консорциумом «Электронный университет» и Некоммерческим партнерством «Открытый университет» приняли активное участие вузы, входящие в Ассоциацию «Сибирский открытый университет».

Томский государственный университет поделился опытом создания региональной модели ЕОИС в Томской области и продемонстрировал следующие ресурсы:

  • комплект программ повышения квалификации работников образования по направлению «Информационные технологии в образовании»;
  • комплект электронных ресурсов естественно-научного направления для многоуровневой системы непрерывного образования;
  • комплект материалов для одготовки кадров по специализации «Гуманитарная информатика».

Темой презентации Алтайского государственного университета была роль АлтГУ в создании единого образовательного пространства региона.

Красноярский государственный университет представил систему подготовки специалистов в области ИКТ на основе распределенной проектной деятельности и бизнес-сотрудничества, а также провел видеоконференцию с членами открытого Учёного совета КрасГУ.

Рис. 1. Экспозиция Ассоциации «Сибирский открытый университет»

Экспозиция Дальневосточного государственного университета была посвящена роли ДВГУ в федеральной системе открытого образования Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сотрудники Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского предоставили участникам форума сведения о разработанной в ОмГУ информационно-аналитической системе «Абитуриент», о дистанционном преподавании учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» студентам очной формы обучения и об информационном пространстве своего университета.

Коллеги из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники представили опыт работы Томского межвузовского центра дистанционного образования и корпоративный образовательный портал Центра.

Темой презентации Томского политехнического университета был инновационный комплекс обеспечения дисциплины.

Новосибирский государственный технический университет представил основные направления и результаты своей деятельности по формированию информационной образовательной среды университета и региона:

  • мониторинг компетенций преподавателей;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • дистанционное обучение (учебная среда, электронные учебные материалы и пр.);
  • электронные учебники в печатной и электронной версии;
  • обучающие сайты НГТУ (веб-сайты Центра лингвомето- дических информационных ресурсов, Факультета повышения квалификации, Центра дистанционной довузовской подготовки).

Рис. 2. Стенд НГТУ в составе экспозиции Ассоциации

Экспозиция и презентации Ассоциации вызвали у участников выставки и представителей Министерства образования большой интерес. Все вузы — члены Ассоциации, приславшие на форум своих представителей, были награждены дипломами за активное участие во Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2005».

Делегации от вузов получили на выставке следующие материалы:

  • информацию об участниках форума: тезисы докладов конференции, каталог участников, рекламные проспекты учебных заведений и факультетов;
  • каталоги электронных учебных пособий вузов, издательств и компаний, специализирующихся на производстве CD-учебников («Физикон», 1С и ДР).

Кроме того, у участников выставки-ярмарки была возможность приобрести представленное на ней техническое и лабораторное оборудование (мультимедийное оборудование, планшеты, приборы, лабораторные комплексы и т.д.), а также системы управления и охраны для учебных заведений.

Рис. 3. Представители Ассоциации: А.В. Максимов, проректор по информатизации (АлтГУ), В.П. Демкин, проректор по информатизации, В.М. Вымятнин, доцент кафедры физики плазмы (ТГУ) и В.И. Гужов, директор ИДО (НГТУ)

___________________________________________________________

На мой взгляд, одним из плюсов выставки-ярмарки было то, что многие участвовавшие в ней компании и вузы технического профиля привезли свои демонстрационные комплекты лабораторного оборудования и проводили для посетителей выставки показательные эксперименты по сбору и обработке данных с помощью компьютера. Хотелось бы иметь возможность работать на подобных комплексах в лабораториях кафедр НГТУ.

О.В. Андрюшкова

___________________________________________________________

По мнению сотрудников НГТУ, принимавших участие в форуме, наиболее интересными из продемонстрированных на выставке технических решений были следующие.

  1. Комплекты типового лабораторного оборудования по электротехнике, энергетике и др. (Инженерно-производственный центр «Учебная техника»).
  2. Технические обучающие средства по гидродинамике, безопасности жизнедеятельности и т.д. (Институт ТОС).
  3. Автоматизированные лабораторные стенды (Пензенский государственный университет).
  4. Оборудование и комплекты для проведения учебных демонстрационных экспериментов с обработкой на компьютере по физике, химии и другим дисциплинам («Лаборатория L-микро»).
  5. «ACTIVpanel-pro» — графический планшет для управления компьютером через панель LCD с использованием электронного карандаша, предназначенный для больших лекционных залов(ООО «ТДС-Прометейн-М» — TDS Promethean GMBH).
  6. Графические планшеты с интерактивной доской формата A3 (Компания «Wacom»).

Многие из вузов Ассоциации, участвовавших в форуме, подали заявки на Всероссийский конкурс научно-технических разработок. Некоторые из этих проектов были высоко оценены конкурсной комиссией. Так, ОмГУ был награжден дипломом за разработку сетевого учебно-методического и информационного комплекса «Концепции современного естествознания»; дипломами были отмечены разработки сотрудников ОмГУ Г. И. Геринга и С. Л. Тимкина. В то же время, к сожалению, многие интересные инновационные проекты, представленные на конкурс вузами Ассоциации, не были отмечены комиссией конкурса.

Тем не менее, члены Ассоциации «Сибирский открытый университет» пришли к выводу, что их участие в форуме было эффективным как для Ассоциации в целом, так и для каждого вуза-участника в отдельности. Во-первых, оно стало еще одним этапом маркетинговой и пиар-кампании вузов и Ассоциации; во-вторых, позволило собрать оперативную информацию о тенденциях в учебном процессе в вузах СНГ; наконец, сыграло важную роль в повышении квалификации сотрудников и преподавателей вузов.

Рис. 4. О. В. Андрюшкова (НГТУ) испытывает интерактивный плазменный экран, работающий в режиме смарт-дисплея

Для того чтобы в дальнейшем сделать свое участие в подобных мероприятиях более эффективным, члены Ассоциации считают необходимым следующее:

  • взаимодействие при подготовке к форуму (конференции, выставке и т.д.) между различными подразделениями вуза — Институтом дистанционного образования, Центром информационных технологий, Научно-методическим центром, издательством и т.д.;
  • более тесное сотрудничество между вузами в рамках Ассоциации «Сибирский открытый университет»;
  • централизованное распространение полученной на мероприятии информации по вузам и их подразделениям.

Более подробную информацию о мероприятиях, прошедших в рамках форума, можно найти на веб-сайте форума «Образовательная среда»

Рис. 5. Универсальные и типовые комплекты по химии для оснащения рабочих мест студентов («Лаборатория L-микро»)

Материал подготовилиВладимир Иванович Гужов, директор ИДО НГТУ,Ольга Владимировна Андрюшкова, руководитель Центра дистанционного довузовского образования ИДО НГТУ,Наталья Сергеевна Фоменко, пресс-секретарь ИДО НГТУ

01.01.2005 Информационыне технологии в образовании. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - № 4. - С. 7-9.