Электронное обучение — новая форма, которая стремительно входит в практику деятельности учебных заведений России. Это вызвано развитием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс. Дальнейшее эффективное существование системы образования непосредственно зависит от решения задачи повышения качества обучения и его доступности. Добиться этого можно только путем внедрения в образование технологий электронного обучения.
Электронное обучение (e-learning) — это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий (толковый словарь). Элементы электронного обучения применяются в очном, заочном образовании и дистанционном обучении (ДО).
Под ДО («distance learning») понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя — в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии) [1, 3].
В институте дистанционного обучения (ИДО) на базе Новосибирского государственного технического университета уже не первый год ведется обучение по комбинированной форме.
Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий: в учебном году проводится 2 сессии, одна из которых очная, а другая — дистанционная (без приезда в НГТУ). Комбинированная форма реализована на базе электронной среды ИДО DiTU-Digital Technical University (DiClass, DiDesk, DiCourse, DiTest). Перечисленные модули позволяют организовать процесс обучения студентов дистанционно.
В своем развитии все виды обучения базируются на трех составляющих:
В рамках традиционного очного и заочного обучения для достижения образовательной цели основная роль отводится педагогической составляющей учебного процесса. Для этого применяются неимитационные, имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые.
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия: наличие имитационной модели изучаемого процесса (трудовой деятельности) и наличие ролей.
Таблица 1. Классификация активных методов обучения
Неимитационные | Имитационные | |
---|---|---|
Неигровые | Игровые | |
Проблемное обучениеЛабораторная работаПрактическое занятиеТематическая дискуссияКурсовая работаДипломное проектированиеНаучно-практическая конференцияЗанятие на производстве | Анализ конкретных ситуаций (case-study)Имитационное упражнениеМетод проектов«Портфель ученика» | Педагогическая (дидактическая) игра |
Любые из приведенных выше методов (табл. 1) широко используются преподавателями в образовательном процессе в традиционной очной и заочной форме обучения.
Если неимитационные методы обучения прекрасно реализуются в комбинированной форме учебного процесса (посредством электронной среды и занятиях на сессии), то есть ли возможность использования имитационных методов в дистанционной обучении комбинированной формы?
В процессе обучения в рамках данной среды реализована возможность использования некоторых педагогических технологий, широко применяющихся в системе очного обучения [2].
Электронная среда обучения позволяет студенту организовать его работу по выполнению и хранению индивидуальных заданий по дисциплинам, предусмотренным рабочими программами. Данная функция реализует такой инструмент самооценки познавательного труда студента как «портфель» ученика.
«Портфель» ученика — это инструмент самооценки познавательного труда студента, ученика, рефлексии его деятельности. В дистанционной форме для каждого студента предусматривается собственный «личный кабинет», который становится его «портфелем». «Ученик» отбирает в своё «досье» работы, выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, РГЗ, курсовые проекты, тесты, сочинения, рефераты и т. д.). «Ученик» может размещать материалы на своей страничке, желающие могут выступать в роли экспертов, обсуждая выставленные материалы и давая рецензии на них. Главное в такой работе — самооценка «ученика», в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
Функция «Семинар» электронной среды дает возможность организовать педагогическую технологию дискуссии, которая используется преподавателями для проведения практических занятий и занятий-семинаров. Преподавателями отмечалось, что в ходе таких занятий студенты чувствуют себя более раскрепощено, чем при личном очном общении. Это позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них.
Участие в дискуссии — сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии хорошо осведомлены в предмете дискуссии; имеют навыки общения в группах, толерантны к чужому мнению; умеют принимать совместные, коллективные решения.
Вместе с этим, функция «Семинар» позволяет преподавателю применить в учебном процессе еще один активный метод обучения — ролевые и деловые игры.
Педагогическая (дидактическая) игра — это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся. Игра осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам и максимально опирается на самоорганизацию обучающихся. В условиях дистанционного обучения игровой средой становится Интернет, а общение — виртуальным. В ролевых и деловых играх широко применяются on-line конференции.
Дальнейшее развитие электронной среды обучения предполагает разработку и внедрение таких информационно-коммуникационных возможностей как wiki(позволяет создавать документ несколькими людьми сразу), Чат и Обмен сообщениями и файлами между студентами.
Реализация перечисленных технологий позволит использовать такие педагогические технологии как метод проектов, case-study и другие технологии, связанные с совместной творческой работой студентов в малых группах.
Метод проектов предусматривает применение полученных теоретических знаний, данных наблюдений, лабораторных и экспериментальных работ в создании конкретного продукта и его защиты в процессе презентации и дискуссии. Проект реализует различные методы: исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую и деловую игры. В ДО используются телекоммуникационные проекты, которые могут быть межшкольными, межвузовскими, межрегиональными (в пределах одной страны), международными.
Каждый учащийся публикует свое выступление на конференции; затем идет аргументированное обсуждение, в котором ключевую роль играет координатор диспута — преподаватель. Продолжительность асинхронного диспута, как правило, не превышает двух недель.
Ситуационный анализ (case-study) — это метод обучения, значительно повышающий степень освоения материала и использующийся как элемент деловой игры и мозгового штурма. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Проблемная ситуация представлена в виде текста, действующие лица взяты из реальных, жизненных ситуаций. Нужно понять, почему они попали в ту или иную ситуацию.
Преподавателями электронной среды обучения широко используется система создания тестов и проведение тестирования студентов. Такие опросы могут быть полезны для стимулирования мышления или нахождения общего мнения в процессе исследования проблемы. Главным образом тестирование студентов применяется в качестве контролирующих мероприятий, хотя в некоторых случаях могут быть и средством обучения.
Таким образом, опыт применения комбинированной формы обучения в НГТУ показал возможность использования современных педагогических технологий в процессе обучения. Однако остается нерешенным другой вопрос, готовы ли участники учебного процесса использовать все возможности такой реализации?
Далеко не все преподаватели имеют соответствующий информационно-коммуникационный уровень подготовки для работы со студентами дистанционно. Поэтому для эффективного применения педагогических технологий в системе электронного обучения требуется дополнительная подготовка преподавателей как в области информационно-коммуникационных технологий, так и в области современных педагогических технологий.