Веб-лекции и видеолекции: новые компетенции преподавателя и тьютора

С начала XXI века в дистанционном и комбинированном обучении все активнее используются видеотехнологии. С одной стороны, своеобразный ренессанс переживают традиционные видеолекции, предполагающие однонаправленную коммуникацию преподавателя со студентами, с другой – появляются новые интерактивные формы взаимодействия преподавателя и студентов в асинхронном и синхронном режимах с использованием видео.

Терминология в этой области только начинает складываться, поэтому сегодня для обозначения данных технологий используется множество разных терминов: «видеолекция», «телелекция», «интерактивная видеолекция (с синхронными слайдами)», «медиалекция», «видеосеминар», «видеоконференция», «телеконференция», «веб-конференция», «вебинар (веб-семинар)», «веб-лекция» и др. [2, 4, 6, 7, 8]

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) применяются следующие технологии:

  • интерактивные лекции, консультации и семинары в режиме видеоконференции;
  • предварительно подготовленные лекции, которые выдаются студентам на CD / DVD или размещаются как видеофайлы в Интернете.

Представляется целесообразным обозначать технологии I группы обобщающим термином «веб-лекция», а технологии II группы – термином «видеолекция».

Веб-лекции проводятся для студентов НГТУ, обучающихся в заочной форме с применением дистанционных технологий (в комбинированной форме), с 2009 г. В качестве программного обеспечения применяется бесплатный сервис веб-конференций Dimdim. Возможности этого сервиса позволяют преподавателю использовать аудио, видео, электронные презентации, документы в форматах .pdf, .doc и др., текстовый чат, демонстрировать веб-сайты и осуществлять совместную работу над текстами и графическими объектами. В ходе веб-лекций преподаватели используют интерактивную доску и / или планшет (дигитайзер).

Организационную поддержку веб-лекций осуществляют тьюторы Института дистанционного обучения (ИДО) НГТУ. Они составляют расписание веб-лекций с учетом заявок студентов и занятости преподавателей; размещают расписание в электронной среде обучения DiSpace, разработанной в ИДО; оповещают преподавателей и студентов о времени и месте проведения лекций; координируют работу системных администраторов по программно-техническому обеспечению веб-лекций; отслеживают посещаемость и др.

Первые видеолекции были сняты в НЭТИ-НГТУ в 1970-х гг. на базе телестудии университета. Подготовка видеолекций нового поколения началась в вузе в 2010 г. Лекции записываются в видеостудии НГТУ с использованием хромакея (технологии совмещения в кадре нескольких изображений, основанной на прореживании изображения по цвету). Звукоряд представляет собой лекцию без фонового сопровождения, а видеоряд может включать информационные заставки, кадры с лектором, экраном монитора, традиционной или интерактивной доской, а также фрагменты презентаций. В подготовке видеолекций участвуют преподаватели различных кафедр университета и сотрудники Информационной службы, координирует работу ИДО НГТУ.

Таким образом, для эффективного применения веб-лекций и видеолекций в учебном процессе преподавателям и тьюторам нужны новые профессиональные компетенции, входящие в структуру информационно-коммуникационной компетенции [3]:

  • представление о необходимом аппаратном и программном обеспечении, о технологии проведения лекций;
  • владение основами соответствующей терминологии;
  • умение осуществлять организационную поддержку лекций;
  • умение выстраивать лекции в соответствии с методическими принципами, особенностями материала, характеристиками обучаемых и условиями обучения;
  • визуальная компетенция, а именно – умение работать с видеорядом [5];
  • умение эффективно интегрировать веб-лекции и видеолекции в учебный процесс и др.

В работе над веб-лекциями преподавателям помогает памятка, разработанная в ИДО [1]. Тем не менее, очевидно, что вышеперечисленные компетенции нужно специально развивать у преподавателей и тьюторов в рамках системы повышения квалификации.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Андрюшкова О.В., Паршукова Г.Б. Памятка преподавателю по проведению видеомероприятий (видеолекций, видеоконсультаций) в ИДО НГТУ. – Новосибирск: НГТУ, 2009.
  2. Ахромушкин Е.А. Классификация видеолекций по педагогическим и технологическим признакам. // Образовательная среда сегодня и завтра. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27.09 – 30. 09.2006). – М.: Рособразование, 2006. – С. 63-66.
  3. Бовтенко М. А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография / М. А. Бовтенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.
  4. Киселев М.Н., Паршукова Г.Б. Видеоконференции в образовательном процессе // Информационные технологии в образовании. – 2008. – №1. – http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-1-2008/videokonferentsii_vnbspobrazovatelnom_190
  5. Кочетурова Н.А. Визуальная компетенция преподавателя иностранного языка: электронные презентации и видео // Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты. Материалы I городской научно-методической конференции (Новосибирск, 22.04.2010). – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С. 251-259.
  6. Куклев В.А. Управление качеством аудиовизуальных технологий обучения // Современные технологии учебного процесса в вузе. – 2007. – http://www.nmk.ulstu.ru/index.php?tezis=255&item=4&god=2007
  7. Серов В.Н. Основные концепции создания видеолекций для электронного учебника // Сборник научных трудов «Дистанционные образовательные технологии» – М.: ТГУ, 2004. – с. 240-242.
  8. Толоконников С.В. Системы компьютерной видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке студентов : дисс. … к. п. н. : 13.00.08. – Ставрополь, 2001.
01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 160-162.