С начала XXI века в дистанционном и комбинированном обучении все активнее используются видеотехнологии. С одной стороны, своеобразный ренессанс переживают традиционные видеолекции, предполагающие однонаправленную коммуникацию преподавателя со студентами, с другой – появляются новые интерактивные формы взаимодействия преподавателя и студентов в асинхронном и синхронном режимах с использованием видео.
Терминология в этой области только начинает складываться, поэтому сегодня для обозначения данных технологий используется множество разных терминов: «видеолекция», «телелекция», «интерактивная видеолекция (с синхронными слайдами)», «медиалекция», «видеосеминар», «видеоконференция», «телеконференция», «веб-конференция», «вебинар (веб-семинар)», «веб-лекция» и др. [2, 4, 6, 7, 8]
В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) применяются следующие технологии:
Представляется целесообразным обозначать технологии I группы обобщающим термином «веб-лекция», а технологии II группы – термином «видеолекция».
Веб-лекции проводятся для студентов НГТУ, обучающихся в заочной форме с применением дистанционных технологий (в комбинированной форме), с 2009 г. В качестве программного обеспечения применяется бесплатный сервис веб-конференций Dimdim. Возможности этого сервиса позволяют преподавателю использовать аудио, видео, электронные презентации, документы в форматах .pdf, .doc и др., текстовый чат, демонстрировать веб-сайты и осуществлять совместную работу над текстами и графическими объектами. В ходе веб-лекций преподаватели используют интерактивную доску и / или планшет (дигитайзер).
Организационную поддержку веб-лекций осуществляют тьюторы Института дистанционного обучения (ИДО) НГТУ. Они составляют расписание веб-лекций с учетом заявок студентов и занятости преподавателей; размещают расписание в электронной среде обучения DiSpace, разработанной в ИДО; оповещают преподавателей и студентов о времени и месте проведения лекций; координируют работу системных администраторов по программно-техническому обеспечению веб-лекций; отслеживают посещаемость и др.
Первые видеолекции были сняты в НЭТИ-НГТУ в 1970-х гг. на базе телестудии университета. Подготовка видеолекций нового поколения началась в вузе в 2010 г. Лекции записываются в видеостудии НГТУ с использованием хромакея (технологии совмещения в кадре нескольких изображений, основанной на прореживании изображения по цвету). Звукоряд представляет собой лекцию без фонового сопровождения, а видеоряд может включать информационные заставки, кадры с лектором, экраном монитора, традиционной или интерактивной доской, а также фрагменты презентаций. В подготовке видеолекций участвуют преподаватели различных кафедр университета и сотрудники Информационной службы, координирует работу ИДО НГТУ.
Таким образом, для эффективного применения веб-лекций и видеолекций в учебном процессе преподавателям и тьюторам нужны новые профессиональные компетенции, входящие в структуру информационно-коммуникационной компетенции [3]:
В работе над веб-лекциями преподавателям помогает памятка, разработанная в ИДО [1]. Тем не менее, очевидно, что вышеперечисленные компетенции нужно специально развивать у преподавателей и тьюторов в рамках системы повышения квалификации.