В настоящее время все вузы России претерпевают масштабные изменения, важнейшим направлением которых является информатизация образования. Одним из ключевых факторов эффективности любой организации в условиях изменений является эффективность внутриорганизационной коммуникации, которая может осуществляться с помощью комплекса средств и ресурсов, в том числе печатных и электронных изданий [1-4]. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) для информационной поддержки программы информатизации университета с 2004 года выпускается бюллетень «Информационные технологии в образовании». Издание ориентировано на различные целевые группы, отличающиеся друг от друга по уровню владения информационными технологиями и по степени вовлеченности в процесс информатизации.
Бюллетень помогает решать целый ряд задач, необходимых для информационного обеспечения процесса информатизации вуза. К их числу относятся:
Поскольку обсуждаемые на страницах издания аспекты информатизации образования актуальны для вузов Сибирского региона и России в целом, материалы бюллетеня востребованы представителями многих образовательных учреждений. Решением участников Всероссийской научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», прошедшей 21–24 сентября 2005 г. в Барнауле, бюллетеню «Информационные технологии в образовании» присвоен статус издания Ассоциации «Сибирский открытый университет». В настоящее время бюллетень рассылается не только во все подразделения университета, но и в учебные заведения России и Казахстана, входящие в Ассоциацию, а также в образовательные учреждения Новосибирска и области, в отделы образования городской и областной администрации и в организации – партнеры университета по образовательным проектам.
В связи с необходимостью сделать материалы бюллетеня максимально доступными для преподавателей и сотрудников различных образовательных учреждений у издания появилась электронная версия (http://bit.edu.nstu.ru). Веб-сайт бюллетеня позволяет активно использовать следующие дополнительные возможности электронного представления информации: ведение архива издания; представление материалов по хронологии и/или по рубрикам; эффективный поиск по сайту; ведение электронного глоссария терминов; гиперссылки на все электронные ресурсы, описываемые в материалах, а также на веб-сайты подразделений университета, на сайты организаций, входящих в Ассоциацию, на федеральные образовательные порталы и другие образовательные ресурсы; оперативное обновление информации (ведение ленты новостей по проблемам информатизации образования).
Кроме того, архив бюллетеня размещается на федеральном портале «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (http://ict.edu.ru/lib/1047).
Согласно результатам анкетирования, проведенного редакцией бюллетеня, руководители подразделений НГТУ с наибольшим интересом читают материалы бюллетеня, посвященные процессу информатизации образования в университете (18,5%); интервью с ректоратом и руководителями других подразделений университета (17,4%); материалы, в которых описывается опыт преподавателей, использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности (17,4%); и статьи о ресурсах, разработанных и используемых в НГТУ (15,2%). Следовательно, сотрудников университета бюллетень интересует, прежде всего, как корпоративное издание, позволяющее более эффективно осуществлять обмен информацией между администрацией и сотрудниками вуза, а также между его подразделениями.
Анализ посещаемости веб-сайта бюллетеня дает другие результаты: в число наиболее популярных материалов сайта входят в основном статьи о ресурсах, разработанных за пределами НГТУ (в частности, о российских электронных библиотеках), и материалы для начинающих пользователей. При этом читательскую аудиторию электронной версии бюллетеня составляют как сотрудники НГТУ и образовательных учреждений Ассоциации, так и другие пользователи из разных городов России и стран СНГ.
Таким образом, бюллетень и его электронная версия выполняют функции информационной поддержки процессов информатизации образования на двух уровнях – на корпоративном уровне вуза и на уровне профессионального образовательного сообщества.