Автоматизация мониторинга компетенций студентов

Интенсивные разработки корпоративных, информационных систем в настоящее время идут во многих университетах страны. В рамках корпоративной информационной системы Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разрабатывается система автоматизированного мониторинга компетенций студентов.

Компетентностный подход, который подразумевает формирование образовательных программ, максимально ориентированных на соответствие компетенций выпускников предполагаемому месту работы, интенсивно внедряется в современном образовании. Под компетенцией, как правило, понимается способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. «Компетенция — область знания или практика, в которой данное (компетентное) лицо обладает обширными, точными знаниями и опытом практической деятельности» [1].

Мониторинг компетенций студентов университета предполагает сбор групп показателей, характеризующих студента с профессиональной и личностной стороны, такие показатели будут приведены ниже.

Обзор существующих автоматизированных систем управления образовательным процессом в высших учебных заведениях РФ и мира показал, что функции автоматизированного мониторинга компетенций студентов, которые могли бы удовлетворить потребности предоставления разносторонней информации о студенте, как правило, реализуются недостаточно.

В НГТУ в рамках действующей информационной системы «Деканат» формируются большие объемы информации об успеваемости студентов. Эти данные могут быть использованы для исследования качества обученности студента, его результатов при поступлении в вуз, для сравнительной характеристики обучения студентов на разных факультетах и специальностях, а также расчета рейтингов студентов. Такого рода информация нужна не только администрации НГТУ, но самим студентам.

Для работодателя при приеме на работу студента-выпускника интересно знать более подробные сведения об обучении выпускника в университете, т.е. ту информацию, которую нельзя извлечь из диплома студента. Это, например, результаты сессий, представленные в различ¬ных обобщенных показателях (в виде положения студента на группо¬вой гистограмме рейтинга, при этом рейтинг может быть рассчитан по различным схемам). Помимо этого система должна позволять получать представление об организационных и управленческих компетенциях, компетенциях в информационных и телекоммуникационных техноло¬гиях студента, о его профессиональных и общих навыках.

Таким образом, целью создания системы автоматизированного мониторинга компетенций студентов является обеспечение оперативного сбора и обработки разносторонней информации о студенте, характеризующей его как специалиста, с последующим её выводом в удобном виде для различных групп пользователей.

Схематично работа системы представлена на рис. 1

 

 

Рис. 1. Общая схема взаимодействия пользователей и программных блоков системы

Ядро системы состоит из набора модулей по обеспечению сбора и обработки информации, поступающей от пользователей, а также из информационной системы «Деканат», визуализации полученных результатов.

Для того чтобы решить поставленную задачу нужно определить основные уровни компетенций студентов. Предлагается из собираемой информации сформировать следующие группы показателей для определения компетенций студентов:

  • информация о прохождении учебного процесса;
  • информация приемной комиссии;
  • информация о профессиональных компетенциях и навыках;
  • результаты научно исследовательской работы студентов;
  • характеристика организационной деятельности;
  • информация о культурной и спортивной деятельности;
  • дополнительная информация деканата, кафедры;
  • общие навыки.

После того как данная информация будет собрана с помощью разрабатываемого Web-приложения, можно провести классификацию студентов по ряду признаков-компетенций, выделить у него доминирующие характеристики. Это в дальнейшем может помочь студенту с трудоустройством.

Определены основные принципы, которым должна удовлетворять разрабатываемая система:

  • дружественный интерфейс;
  • распределенный характер ввода и просмотра информации;
  • авторизованный доступ;
  • расширяемость;
  • оптимизированная схема хранения данных;
  • интеграция системы в корпоративную информационную систему НГТУ.

Основной сложностью создания такой системы состоит в том, что она не может быть автономной, данная система обязательно должна быть включена в корпоративную информационную систему университета. Для создания такой системы необходимо обосновать средства разработки хранилища данных, а также сформировать основные требования к разрабатываемому хранилищу.

В условиях НГТУ было предложено использовать средства разработки баз данных ORACLE в связи с ее простотой, удобством, надежностью, а также преемственностью уже имеющемуся в системе «Деканат» программному обеспечению. СУБД ORACLE предоставляет удобные OLAP-средства для мониторинга компетенций студентов [2].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Паршукова Г.Б., Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: Учеб. пособие. — Новосибирск, 2005. — 148 с.
  2. Стасышин В.М. Информационные ресурсы НГТУ: Информационная система «Деканат» // Информационные технологии в образовании. 2004. №3.
01.01.2006 Информационно-телекоммуникационные системы. ИТКС – 2006 : сб. тез. докл. [междунар. шк.-конф. молодых ученых, г. Новосибирск, Новосиб. гос. техн. ун-т, 17-24 сент. 2006 г.]. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – С. 44-46.