На сегодняшний день внедрение элементов электронного обучения в образовательных программах университетов практически стало повсеместным. Однако пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательный, используемый по желанию преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения информационно-коммуникационных технологий невозможно. Использование элементов электронного обучения должно быть системным и использоваться в практике как рядового преподавателя, так и других сотрудников подразделений, отвечающих за учебный процесс. Известно, что процесс обучения базируется на трех составляющих:
Несмотря на то, что в рамках традиционного очного и заочного обучения для достижения образовательной цели все компоненты процесса обучения играют важную роль, насущным становится вопрос об информационной логистике процесса обучения при комбинированной форме обучения (КФО) студентов в университете, т.е. организационная составляющая играет особую роль.
На сегодняшний день в НГТУ реализована система электронного документооборота «Деканат» Центра информатизации университета (ЦИУ), связывающая все подразделения университета в одну электронную среду.
КФО позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и возможности ИКТ-технологий, т.к. функционирует на базе электронной обучающей среды института дистанционного обучения (ЭСО ИДО), позволяющей организовать процесс обучения студентов дистанционно [1]. Таким образом, в реализации комбинированной формы обучения в ИДО НГТУ параллельно участвуют две системы. От того, насколько удастся консолидировать усилия подразделений, опирающихся в своей работе на эти системы и максимально интегрировать информационные потоки зависит эффективность организации учебного процесса и эффективность технологии в целом. При реализации КФО главную роль играет разумное распределение обязанностей и сфер ответственности между структурными подразделениями. Возможная схема распределения ответственности и движения информационных потоков между традиционным деканатом (Деканат) и структурой, осуществляющей электронную поддержку процесса обучения, приведена на рис. 1.
Рис.2.1.
Если обязанности работников деканатов не требуют особой подготовки для их осуществления (оформление и выдача студенческих билетов, зачётных книжек, формирование личных дел студентов, подготовка и оформление приказов и др.), то менеджер ОДОТ выполняет качественно новые для университета функции, такие как: консультативную (помогает в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.); организаторскую (осуществляет организацию учебного процесса), менеджерскую (управленческую) функцию процесса обучения, посредническую (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), проектную (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д.
Именно согласованные и организованные действия вышеназванных структур и определяют успешное осуществление учебного процесса в ИДО университета.