15 октября 2006 года завершился Всероссийский конкурс инновационных проектов аспирантов и студентов по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы», который проводился в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.
Конкурс был организован Федеральным агентством по науке и инновациям при поддержке Федерального государственного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»), Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки, Ассоциации международного образования и крупнейших российских и зарубежных компаний, занимающихся разработкой программных продуктов.
В рамках конкурса были объявлены следующие номинации:
Конкурс проводился в два этапа. Всего было принято 290 заявок; из них 53 были присланы представителями Сибирского Федерального округа (Таблица 1).
Таблица 1. Статистика принятых заявок по федеральным округам
Федеральный округ | Количество заявок |
---|---|
Дальневосточный | 9 |
Приволжский | 68 |
Северо-Западный (без Санкт-Петербурга) | 13 |
Сибирский | 53 |
Уральский | 17 |
Центральный (без Москвы) | 35 |
Южный | 27 |
Итого без Москвы и Санкт-Петербурга | 222 |
Северо-Западный (включая Санкт-Петербург) | 45 |
Центральный (включая Москву) | 71 |
Больше всего заявок (по 15) было подано студентами и аспирантами Иркутского и Пермского государственных университетов. Из НГТУ на конкурс было прислано 7 проектов (Таблица 2).
Таблица 2. Статистика принятых заявок по организациям (три и более заявок)
Организация | Количество заявок |
---|---|
Иркутский государственный университет | 15 |
Пермский государственный университет | 15 |
Санкт-Петербургский государственный университетинформационных технологий, механики и оптики | 14 |
Самарский государственный технический университет | 11 |
Московский государственный институт радиотехники,электроники и автоматики (технический университет) | 10 |
Воронежский государственный университет | 9 |
Тамбовский государственный технический университет | 9 |
Санкт-Петербургский государственный политехническийуниверситет | 8 |
Саратовский государственный технический университет | 8 |
Томский политехнический университет | 8 |
Астраханский государственный технический университет | 7 |
Новосибирский государственный техническийуниверситет | 7 |
Воронежский государственный технический университет | 5 |
Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого | 5 |
Московский государственный технический университетим. Н.Э. Баумана | 4 |
Пензенский государственный университет | 4 |
Петрозаводский государственный университет | 4 |
Южно-Уральский государственный университет | 4 |
Адыгейский государственный университет | 3 |
Алтайский государственный технический университетим. И.И. Ползунова | 3 |
Бийский технологический институт | 3 |
Дальневосточный государственный университет | 3 |
Казанский государственный технический университетим. А.Н. Туполева | 3 |
Московский физико-технический институт(государственный университет) | 3 |
Пятигорский государственный лингвистическийуниверситет | 3 |
Российский государственный университет нефти и газаим. И.М. Губкина | 3 |
Санкт-Петербургский государственныйэлектротехнический университет «ЛЭТИ» | 3 |
Ставропольский государственный университет | 3 |
Удмуртский государственный университет | 3 |
Во второй тур прошли 50 проектов, 7 из которых были разработаны представителями Сибирского региона (Таблица 3).
Таблица 3. Участники Конкурса инновационных проектов аспирантов и студентов из Сибирского региона, прошедшие во второй тур
ФИО | Организация | Название проекта |
---|---|---|
ПогребнякАлександрЮрьевич | Новосибирский государственный техническийуниверситет | Программная система»ИНФОРМОС» |
Сидоров ИванАлександрович | Иркутский государственный университет | Трёхмерная модельозера Байкал |
СтаролетовСергейМихайлович | Алтайский государственный технический университетим. И.И. Ползунова | Автоматизированнаясистема дистанционногообразования АлтГТУ наоснове Интернети мобильных технологий |
ТарасовВикторАлексеевич | Кемеровский государственный университет | Мониторинг иуправление системыинтернет-залов |
Тишков ОлегИванович | Алтайский государственный технический университетим. И.И. Ползунова | Разработкаинтеллектуальнойсистемы оценкиинновационногопотенциалапредприятия |
УльяновВладимирСергеевич | Иркутский государственный университет | Созданиепользовательскогоинтерфейса длясистемы управленияонтологиями |
ЧерныхАлександрВладимирович | Иркутский государственный техническийуниверситет | Система управлениясодержимым сайтовi.Portal |
Интересно, что из 50 проектов, участвовавших во втором туре, 10 относились к сфере ИКТ в образовании.
В число лауреатов конкурса вошли разработчики 4 проектов из Сибирского Федерального округа.
Представителям Иркутского государственного университета И. А. Сидорову и В. С. Ульянову были вручены дипломы первой степени и премии в размере 10 тыс. руб. Еще один участник конкурса из ИГУ − А. В. Черных − был награжден дипломом второй степени. С. М. Старолетов из АлтГТУ им. И. И. Ползунова получил диплом третьей степени.
Таким образом, на этапе подачи заявок доля проектов, присланных на конкурс из Сибири и Дальнего Востока, составляла 21%, а доля проектов из Сибири среди работ, отмеченных дипломами, составила 13%.
Более подробная информация о конкурсе размещена на портале «Информационно-коммуникационные технологии» http://ict.edu.ru/itkonkurs.
От Новосибирского государственного технического университета во втором туре конкурса принял участие магистрант кафедры вычислительной техники А. Ю. Погребняк (научный руководитель − профессор каф. ВТ И. М. Бобко), который представил проект, выполняемый им совместно с Д. В. Емелиным, аспирантом той же кафедры (научный руководитель и руководитель проекта − доцент каф. ВТ О. В. Казанская).
О представленном на конкурс проекте рассказывает Д. В. Емелин, аспирант кафедры ВТ, инженер-программист ИДО НГТУ.
— Какой программный продукт был разработан вашим коллективом?
— Программная система мониторинга информатизации и качества регионального образования «ИНФОРМОС». Это распределенная веб-ориентированная система, предназначенная для отслеживания и оценки качества информатизации образования в регионе. В основу системы была положена разработанная в НГТУ методика, позволяющая оценить влияние наличия доступа к телекоммуникационным ресурсам на качество образования в сельских школах. Пилотная версия системы «ИНФОРМОС» была создана нами в рамках межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования…» (2005 г.). Эта версия представляет собой систему сбора и обработки данных и поддержки принятия решений. К настоящему моменту реализованы модули сбора и хранения данных и модуль первичной статистической обработки.
— Чем интересен данный проект для Вас как для специалиста?
— Для меня этот проект интересен своей новизной и масштабностью задачи. В ходе разработки данной системы я получил дополнительный опыт реализации большого проекта, ориентированного на обеспечение поддержки принятия решений в области образования.
— Есть ли аналоги у разрабатываемой вами системы? Если да, то чем ваш проект от них отличается?
— Да, похожие системы есть. Однако «ИНФОРМОС» отличается от них по ряду признаков, главные из которых − ярусный процесс сбора информации, распределенность данных и разграничение прав доступа к информации.
Идея ярусного сбора информации предполагает сбор данных нижними ярусами системы, генерирование сводной информации и объединение с данными текущего яруса. Так, например, из собранных данных о школах района генерируются сводные данные, затем они дополняются собственными данными района и передаются в областной ярус и так далее.
Использование принципа распределенного, децентрализованного хранения позволяет обеспечить быстроту работы системы, безопасность данных и разграничение прав доступа пользователей системы в выбранном регионе.
Что касается прав доступа, то в системе функционируют несколько типов пользователей с различными полномочиями — оператор, администратор и аналитик.
На вопросы редакции о конкурсе отвечает Александр Юрьевич Погребняк, магистрант кафедры ВТ.
Рис. 1. Выступление А. Ю. Погребняка на конкурсе
— Как проходил конкурс?
— Первый тур был заочным, за его результатами мы следили на сайте конкурса. В итоге было отобрано 50 работ, авторы которых затем участвовали во втором, очном, туре, проходившем с 12 по 15 октября в подмосковном пансионате «Ершово». Второй тур заключался в проведении конференции, участники которой представляли свои работы компетентному жюри, состоявшему из 6 человек. Председателем жюри был директор ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» А. Н. Тихонов.
Во втором туре проекты оценивались по следующим критериям:
Результаты конкурса стали известны в последний день.
Жюри наградило 10 лучших работ денежными премиями и дипломами первой степени. Несколько крупных компаний, работающих в сфере информационных технологий, наградили участников своими призами. Наша работа не попала в первую десятку, но Ученый совет ФГУ ГНИИ ИТТ «Информики» отметил ее одним из трех серебряных знаков. Кроме того, мы получили приз от компании «1С» за работу в сфере автоматизации образования.
— Каковы Ваши впечатления от участия в конкурсе?
Впечатления остались только самые положительные — мне удалось послушать интересные выступления и пообщаться с очень умными людьми. Кстати, должен отметить, что среди участников преобладали в основном аспиранты 1-2 года обучения, которые занимаются своей работой уже несколько лет. Поскольку во второй тур были отобраны лучшие работы со всей России, интересно было изучить сферу научных интересов конкурсантов, понять направление развития ИТ-отрасли, почерпнуть что-то новое для себя, своей работы.
Кроме того, я получил ценный опыт публичного выступления перед очень авторитетным жюри и тем самым еще раз подготовился к защите моей магистерской диссертации перед аттестационной комиссией.
О перспективах развития проекта рассказывает его руководитель, доцент кафедры ВТ, зам. директора ИДО НГТУ О. В. Казанская.
— В решениях конференции «ЕОИС-2006» в Томске прозвучало, что «участники конференции рекомендуют расширить межвузовскую деятельность в области образовательного мониторинга на основе имеющегося опыта инициативных групп членов Ассоциации». Такое решение было принято после того как на секциях и пленарном заседании активно обсуждались различные аспекты мониторинга информатизации образования, начиная от значимости исследований ее влияния на качество жизни в регионе до результатов обследований реального положения дел в краях и областях. В этом контексте разработка программной системы, позволяющей осуществлять образовательный мониторинг, результаты которого должны приниматься во внимание при принятии соответствующих управленческих решений, безусловно, становится актуальной для различных уровней образования с различными предметами мониторинга. Очевидно, общеобразовательная школа своими силами не в состоянии организовать серьезную техническую поддержку такого мониторинга, поэтому здесь нужно объединение усилий вузов и учреждений других уровней образования.
Я очень надеюсь, что работа, которую выполнили Денис и Александр, будет серьезно востребована, и уверена, что ее надо продолжать.
Рис. 2. Система «ИНФОРМОС», разработанная Д. В. Емелиным и А. Ю. Погребняком