Некоторые аспекты разработки информационной системы автоматизации образовательного процесса в масштабах вуза
Необходимость внедрения информационной системы (ИС), автоматизирующей основные функции образовательного процесса, в настоящее время не вызывает сомнения ни у администрации, ни у сотрудников подразделений и служб вузов. При этом время локальных версий систем (например, в масштабах факультета) прошло, и речь идет о создании полнофункциональных ИС, увязывающих все основные структуры вуза (деканаты, кафедры факультетов, бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).
Существует три пути создания и развертывания таких ИС:
- Построение ИС на основе ERP-систем (Axapta, SAP R3 и пр.).
- Приобретение готовых программных разработок в данной области.
- Выполнение собственных разработок.
Каждое из указанных направлений имеет как сильные, так слабые стороны. Недостатками первого подхода, помимо крайне высокой стоимости лицензии на саму ERP-систему, является значительная трудоемкость в ее настройке и адаптации, что неизбежно влечет за собой необходимость консалтинговой поддержки, внедрения и сопровождения, что еще более повышает стоимость владения ИС. Стоимость готового продукта несоизмеримо ниже, однако отсутствие жестко регламентированных бизнес-процессов в условиях существующей российской системы образования и специфические особенности вузов являются сдерживающим фактором для их внедрения. Третий подход, по которому пошли большинство вузов – выполнение собственных разработок.
Ниже приведен ряд принципиальных положений, которые должны иметь в виду руководители администрации вуза, выбирая третий путь.
Технологические аспекты.
- Разрабатываемая ИС должна иметь полнофункциональный характер, автоматизируя основные функции образовательного процесса. В противном случае существует опасность получить вариант «лоскутной» автоматизации, чем грешат многое подобные системы.
- В основе ИС должна лежать единая (возможно, распределенная) база данных, созданная на основе одной из коммерческих многоплатформных СУБД (Oracle, Informix, DB2 и пр.).
- Разрабатываемая ИС должна иметь масштаб вуза, обеспечивая единое информационное пространство факультетов (деканатов, кафедр), служб и подразделений (бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).
- Пристальное внимание при разработке ИС должно быть уделено вопросам информационной безопасности (разграничение прав доступа, использование защищенного протокола передачи данных, выделенного соединения через VPN-сервер между удаленными клиентскими рабочими местами и локальной сетью, в которой размещены информационные ресурсы и пр.).
- ИС должна включать приложения различной природы (Windows-приложения, Web-приложения), исходя из характера тех задач, для решения которых они используются.
Технические аспекты.
- Учитывая существенные объемы информации, разрабатываемая ИС должна базироваться на высокопроизводительном серверном оборудовании (желательно RISC-сервера), обеспечивающем высокую надежность и резервирование. Кроме удовлетворения минимальных требований к аппаратному обеспечению, на серверах должно быть достаточно ресурсов для размещения информации, обслуживания всех подключений и нормальной работы клиентских задач.
- Для обеспечения надежного хранения информации должна быть предусмотрена многоуровневая система архивирования данных с использованием современных технологий и аппаратного обеспечения.
- Сетевое и коммуникационное оборудования, используемые для построения сети, должны обеспечивать высокую производительность сети передачи данных, ее сегментацию, высокую доступность сервисов, а также повышенную отказоустойчивость. Коммутационное оборудование должно обеспечивать фильтрацию трафика сети на уровне адресов и сетевых протоколов (PIX Firewall).
- Рабочие места должны быть обеспечены надлежащим комплектом периферийного оборудования (принтеры, сканеры и пр.), необходимого для эффективной работы.
Экономические аспекты.
Стоимость создания ИС складывается из затрат на:
- проектирование и разработку самой ИС (по общим оценкам стоимость данного этапа не может быть менее 1 млн руб.);
- оборудование (серверное, сетевое, коммутационное), создание сетевой инфрастуктуры;
- приобретение лицензионного программного обеспечения;
- внедрение ИС, включая обучение;
- сопровождение ИС.
Организационные аспекты.
- При проектировании ИС должны быть тщательно проанализированы и формализованы все бизнес-процессы внутри вуза. Возможно внесение изменений в существующие бизнес-процессы с учетом внедрения ИС.
- Должен быть выполнен обширный комплекс работ по упорядочиванию документооборота, выработке и согласованию внутривузовских положений и стандартов.
- Внедрение ИС должно носить поэтапный характер. Осуществлять внедрение и последующее сопровождение ИС должно специализированное подразделение, занимающееся вопросами развития информационных технологий в образовательном процессе в вузе.
- Характер работы с любой информационной системой требует существенных усилий по перестройке мышления. Чем выше возраст работника, тем труднее ему перестроиться. Внедрение ИС потребует постоянной кропотливой работы с пользователями системы, помощи в освоении. Потребуются и волевой административный нажим.
- Администрация вуза должна принимать самое деятельное участие в процессе руководства и координации работ над созданием и внедрением ИС.
Таковы основные моменты, которые должны хорошо осознавать руководители администрации вуза, ставя задачу разработки и внедрения ИС в области образовательного процесса.
В настоящее время администрацией Новосибирского государственного технического университета инициирован проект по созданию информационной системы, автоматизирующей основные функции образовательного процесса НГТУ. Разрабатываемая ИС носит общеуниверситетский характер и является развитием локальных наработок, созданных на различных факультетах университета. В центре ИС функционирует база данных, созданная на базе СУБД Oracle и обеспечивающая единое информационное пространство деканатов факультетов, выступающих в качестве центральных звеньев ИС, и основных служб и подразделений университета (ПФО, бухгалтерия, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.). Проект предполагает автоматизацию всех основных функций деканатов и полное информационное взаимодействие между деканатами, службами и подразделениями, с ними взаимодействующими.
01.01.2004
Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 14-17 сент. 2004 г. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – С. 256-258.