Электронное обучение в традиционном университете

Интенсивное развитие электронного обучения (e-learning), под которым, как правило, понимается процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением, в первую очередь было обусловлено потребностями и возможностями корпоративного обучения. Постепенно технологии электронного обучения становились основными в дистанционном образовании. В настоящее время очевидна эффективность их применения и в традиционном обучении на разных уровнях профессионального образования. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе позволяет значительно интенсифицировать самостоятельную работу студентов, обеспечивая их не только доступными учебно-методическими материалами, но и разнообразными сервисами, направленными на обеспечение коммуникаций учебного назначения студентов между собой, с преподавателями, со службой поддержки учебного процесса. Такие сервисы оказываются весьма привлекательными для студентов, имеющих доступ к сети Интернет. Полноценное развитие технологий электронного обучения в традиционных университетах является мощным импульсом для улучшения качества всех форм образования. Факторами повышения качества в этом случае являются:

  • повышение квалификации преподавателей (овладение информационными и новыми педагогическими технологиями;
  • вынужденный пересмотр курсов;
  • создание новых видов методических материалов, например, тестов);
  • улучшение качества учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельного обучения, а также доступа к ним;
  • расширение спектра возможностей, предоставляемых студентам и преподавателям в развивающейся информационно-образовательной среде университета.

Тенденции современного образования таковы, что крупные университеты, традиционно являясь базой высшего и послевузовского профессионального образования, приобретают и новые функции, а именно:

  • предоставление широкого спектра образовательных услуг дополнительного профессионального образования;
  • обеспечение довузовской подготовки (не подменяя функций школы с ориентацией, в первую очередь, на учителя, а не на ученика);
  • создание и обеспечение сети университетских филиалов с целью повышения доступности образования;
  • развитие ресурсной базы образования (всех уровней), включая подготовку кадров [1], разработку комплектов электронных учебно-методических материалов и технологического обеспечения, в том числе систем управления обучением (learning management system — LMS /2/);
  • формирование институциональной политики в области образования, с активным участием, в различного рода региональных и отраслевых объединениях, направленных на развитие инфраструктуры образования /3, 4/.

Выполнение университетом всех этих разнообразных функций с обеспечением необходимого уровня качества, невозможно вне информационной образовательной среды университета. При этом, когда мы говорим о создании в университете информационно-образовательной среды (ИОС) [5], то предполагаем, в первую очередь, обеспечение удаленного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разных пользователей) к образовательным ресурсам университета. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации как для преподавателей и сотрудников, так и для студентов и слушателей, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в режимах on- и offline.

Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества. Таким образом, развитие электронного обучения, сопровождаемое формированием необходимых ресурсов, позволяет университету в наибольшей степени соответствовать статусу многопрофильного учебного заведения.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) ведутся разработки методического и технологического обеспечения электронного обучения. В настоящее время в институте дистанционного образования (ИДО) НГТУ разработана и на протяжении пяти лет успешно функционирует программная система управления дистанционным обучением студентов. Система состоит из локальной подсистемы, доступной не только административному персоналу и образовательного портала, доступного студентам по сети Интернет (http://edu.nstu.ru). При обращении к порталу осуществляется регистрация учащихся. Студентам и преподавателям доступна информация об учебном процессе, об учебных и календарных планах, информация о факультетах, кафедрах, контактных электронных адресах и телефонах преподавателей.

Доступ к учебно-методическим материалам обеспечивается с помощью ряда программных средств. Депозитарий электронных образовательных ресурсов содержит полнотекстовые учебные материалы по некоторым курсам, а также все учебно-методические материалы, опубликованные в издательстве университета за последние семь лет, полнотекстовые хрестоматии по выбранной специальности и т. п.

На портале ИДО, который в настоящее время преобразуется в образовательный портал университета, функционирует система управления курсами. Данная система позволяет любому преподавателю, имеющему базовые навыки работы с компьютером, без участия программистов представлять на сайте свои учебно-методические материалы в любом формате. Система постоянно совершенствуется, но основная задача сотрудников ИДО в этой области на сегодня — привлечь к этой системе внимание как можно большее число преподавателей университета, продемонстрировать им простоту и эффективность работы с системой. Представленная система сопровождается подсистемой консультаций в режиме off-line, которая позволяет преподавателю организовывать так называемые форумы в рамках и по темам своего курса, получать и редактировать вопросы студентов, делать доступным для студентов всей группы ответы на поставленные вопросы. Опыт показывает, что этой системой пользуются студенты и заочного и дневного отделений. Интерфейс системы представлен на рисунке.

 

 

Одной из частей системы дистанционного образования являются средства контроля знаний и умений. Основной из этих средств является система тестирования. В настоящее время существует достаточно много различных тестирующих систем не совместимых друг с другом. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Однако тесты, созданные в одной из таких систем, не могут быть использованы в другой без дополнительной перекодировки. В НГТУ создана система, основанная на спецификации IMS QTI. Система состоит из трех подсистем и позволяет создавать тесты для дистанционного тестирования, проводить опросы через Интернет или локальную сеть, хранить данные результатов тестирования в независимом от программной оболочки виде и анализировать результаты.

Для обеспечения возможности использования образовательных продуктов различными потребителями ДО необходимо использовать открытые технологические стандарты (например, язык разметки HTML и XML, форматы pdf, gif, jpeg, mpeg, Real Media). Структура учебного материала, форма представления и сценарий изучения, в свою очередь, требуют специальных стандартов для своего описания с целью автоматической обработки: возможность композиции/декомпозиции, импорта/экспорта в различные системы.

Дальнейшее развитие электронного обучения в настоящее время существенно сдерживается недостаточностью стандартизации в этой области (стандарты описания вопросов, учитывающие различные типы вопросов, формы представления, структуру результатов и др.; технологические стандарты для построения систем оценки знаний для обеспечения возможности использовать системы тестирования на различных программно-аппаратных платформах на стороне клиента и сервера; стандартные технологии, протоколы передачи данных для эффективного осуществления доставки учебных материалов и др.). Разработка единой стратегии в этой области позволила бы существенно сократить затраты на создание ресурсов электронного обучения.

Развитие технологий электронного обучения возможно при наличии серьезной технической поддержки и значительных организационных усилий, требующих немалых финансовых вложений. Эти затраты становятся вполне оправданными в том случае, если они ведут к серьезным изменениям в деятельности университета, соответствующим современным тенденциям развития высшего образования, а именно: большая ориентация на потребности рынка образовательных услуг, формирование многопрофильного научно-образовательного университетского комплекса, обеспечение непрерывности образования и т. д.

Очевидная необходимость привлечения разнообразных ресурсов для развития электронного обучения вынуждает учебные заведения использовать новые формы их использования. Одной из таких форм является создание региональных и специализированных центров образовательных ресурсов. Ресурсные центры, создаваемые на базе университетов, должны быть ориентированы не только на практическое использование, репродуцирование и распространение ресурсов для электронного обучения, но и на разработку новых технологий их создания и методик их применения, на формирование образовательных программ повышение квалификации преподавателей и специалистов для работы в информационной образовательной среде.

Другой формой объединения ресурсов является создание ассоциаций (как правило, это объединения по горизонтальному типу, например, университетов) или региональных консорциумов, объединяющих по вертикальной схеме, как учебные заведения различных уровней, так и работодателей, заинтересованных в развитии образовательных услуг, а также агентов инфраструктуры образования (провайдеров телекоммуникационных сетей, издателей и т.д.). При этом региональные центры ресурсов могут стать ведущими агентами такого рода объединений. Создание вышеперечисленных организаций формирует институциональную деятельность университетов, которая тем более эффективна, чем более осознано и целенаправленно она осуществляется в соответствии с концепцией развития всего университета в целом.

Список литературы

  1. Eric Ecoutin. The evolution of learning management technologies // The Newsletter of the PROMETEUS Network. — № 15. — P. 2-4.
  2. Алексеев А. Н., Демкин В. П., Майер Г. В. и др. Университетский комплекс как межрегиональная научно-образовательная система // Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество: материалы всерос. науч.-метод. конф. – Новосибирск : НГТУ, 2001. — С. 10-13.
  3. Востриков А. С., Гужов В. И., Казанская О. В. Кадровое обеспечение информационно-образовательной среды // Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество: материалы всерос. науч-метод. конф. – Новосибирск : НГТУ, 2001. — С. 8-10.
  4. Востриков А. С., Гужов В. И., Казанская О. В. Роль технического университета в формировании информационной образовательной среды (проблемы, решения, перспективы) // Открытое и дистанц. образование. – Томск, 2002. — № 3 (7). — С. 20-24.
  5. Казанская О. В., Гужов В. И. Формирование информационной образовательной среды технического университета // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — №4(27). — С. 57-61.
01.01.2005 Повышение качества непрерывного профессионального образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 5-7 апр. 2005 г., Красноярск. – Красноярск : КГТУ, 2005. – Ч. 1. – С. 218-221. – Библиогр. : с. 221.