Технология комбинированного обучения

Интенсивное использование сети Интернет привело к возникновению нового термина – обучение на основе веб-сети (Web-BasedTraining), которое может быть определено как – саморегулируемое преподавание, распространяемое по Интернету («self-paced» trainingthatisdeliveredusinganInternetbrowser) [1]. Постепенно этот термин трансформировался в понятие электронного обучения (e-Leaming), которое в одном из вариантов определяют как «использование технологии, предоставляющей людям возможность учиться в любое время и в любом месте. Электронное обучение (далее – ЭО) – это и соответствующее преподавание, и предоставление информации «just-in-time», т.е. по первому запросу, а также руководство экспертов» [2]. Таким образом, электронное обучение – это комплекс технологий, методик, организационных усилий и т.д., позволяющих учиться людям по разнообразным видам обучения, по разным образовательным программам: профессионального, общего, дополнительного профессионального образования, в разных формах образования: в очной, заочной, экстернате, и, наконец, с разной степенью удаленности от преподавателя. Возвращаясь к истинному пониманию дистанционного обучения (далее – ДО), как к обучению, «обеспеченному человеком, отделенным от места [обучения] (Instructionprovidedbyahumanseparatedbyplace)» [1], естественно рассматривать ДО в высшем образовании как одну из форм обучения, обеспечиваемых возможностями электронного обучения.

На рис. 1 приведены различные целевые группы потенциальных пользователей электронного обучения как внутри университета, так и за его пределами. Несмотря на различие образовательных программ (по целям, задачам, содержанию, объемам учебной программы), применяемых педагогических приемов и техник, начального уровня учащихся и т.д., основные технологии электронного обучения, его методическое и организационное ядро, сформированное в университете, инвариантны по отношению к этим группам. Очевидно, целесообразно электронное обучение организовывать для каждой из этих целевых групп на единой технологической платформе, поддерживаемой единым подразделением университета.

ЭО предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения, ее реализующего, целевой группы обучающихся. В настоящее время все большее распространение в странах Западной Европы получает комбинированная форма обучения (blendedlearning), при которой технологии электронного обучения объединяются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию.

Считается, что комбинированная форма (КФ) обеспечивает удобство и экономичность ЭО в сочетании с эффектом личного воздействия на обучающегося, который присущ традиционному обучению. В бизнесе, к примеру, данную систему успешно используют для корпоративного обучения, чтобы повышать квалификацию сотрудников без отрыва от рабочего места.

В нашей стране электронные технологии обучения становятся все более актуальными для людей, которые работают по специальности, но не имеют диплома о высшем образовании и при этом имеют возможность доступа к сетевым информационным ресурсам непосредственно с рабочего места или из дома.

Рис. 1. Целевые группы пользователей

Комбинированная форма обучения, которая реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) – это заочная форма образования с использованием технологий электронного обучения, позволяющих получить следующие преимущества:

  • реализовать сочетание очных и дистанционных сессий (одна сессия в году – очная, другая – дистанционная);
  • организовывать удаленное сопровождение учебного процесса в течение семестра (во все семестры) как куратором курса, так и преподавателями-предметниками;
  • организовывать регистрацию, предварительное тестирование и вводить необходимые курсы «доучивания» для потенциальных абитуриентов за несколько месяцев до начала обучения.

Таким образом, особенностью комбинированного образовательного процесса, реализуемого в Институте дистанционного образования НГГУ, является сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете. Очная часть обучения – это обязательные зимние сессии, в ходе которых читаются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары. Для инженерных специальностей технического университета проведение очных сессий, выполнение лабораторных работ на базе специализированных кафедр НГТУ являются обязательным условием подготовки специалиста. Кроме того, очная встреча с преподавателем позволяет провести авторизацию контрольных мероприятий, что позволяет не снижать качество подготовки специалистов. Студенты сдают зачеты и экзамены по тем курсам, которые они изучили дистанционно в течение семестра в соответствии с учебным планом и графиком.

Дистанционная часть обучения – это удаленный режим обучения в течение семестра, который завершается либо очной либо удаленной сессией. Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ: http://edu.nstu.ru.

Организация учебного процесса по КФ обучения имеет ряд особенностей. Во-первых, это разработка учебного плана, учитывающего специфику обучения, – сохранение очной зимней сессии. Во-вторых, это создание, наполнение и работа в электронной обучающей среде. В этом случае перед преподавателем стоит целый ряд задач, с которыми он в своей повседневной практике, скорее всего, еще не сталкивался – это подготовка комплектов электронных учебно-методических материалов (УМК) по дисциплинам, размещение УМК в системе обучающего портала ИДО НГТУ, а также работа в электронной учебной среде в режиме консультаций (on-line и/или off-line), семинаров (форумов), тестирования. Все это обусловливает необходимость эффективной организации работы с преподавателем с целью обеспечения качества обучения, а также для стимулирования внедрения ИКТ в учебный процесс.

По нашему мнению, существует несколько основных направлений эффективной организации работы с преподавателем в условиях комбинированной формы обучения.

Во-первых, это обеспечение возможности повышения квалификации преподавателями в области использования ИКТ в учебном процессе. Для совершенствования компетенций в этой области преподаватели имеют возможность пройти обучение, в частности, по образовательным программам, разработанным вузами – участниками межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций» [3], в том числе и по разработанной на факультете повышения квалификации преподавателей (http://smc.nstu.ru/fpk) в НГТУ образовательной программе «Эксперт по качеству электронного обучения». В рамках инновационного образовательного проекта НГТУ готовится комплекс образовательных программ повышения квалификации в области применения электронных технологий в образовательной деятельности для преподавателей различного уровня подготовки.

Во-вторых, это разработка нормативно-методической документации, регламентирующей различные виды деятельности в рамках комбинированной формы обучения таким образом, чтобы стимулировать внедрение современных технологий и форм дистанционного обучения в учебный процесс.

Учебно-методические материалы делятся на основные и дополнительные [4]. В составосновных учебно-методических материалов входят:

  • методическое руководство (путеводитель) по курсу (содержит график выполнения контрольных и самостоятельных работ, сроки сдачи и темы);
  • материалы к лекциям (могут быть представлены в виде теоретических материалов, электронного учебного пособия, презентаций или слайд-конспекта лекций).

К основным материалам также относятся тренажеры, обучающие задачи, методические рекомендации по подготовке к лабораторному практикуму, контролирующие материалы, а также методические указания по выполнению самостоятельной работы.

В состав дополнительных учебно-методических материалов могут входить видеоматериалы по курсу, хрестоматии, атласы, 3D, Flash, VRML-модели, т.е. весь комплект материалов, необходимых для сопровождения учебного процесса по дисциплине.

Известно, что подготовка учебно-методических материалов, их структура, методическая и содержательная наполненность, как правило, зависят только от самого преподавателя. Задача организации учебного процесса по комбинированной форме – стимулировать преподавателя максимально учитывать самостоятельный характер работы студентов и необходимость использования информационно-коммуникационных технологий.

Разумно составленная нормативно-методическая документация позволяет эффективность организации этой работы благодаря тому, что предлагаются различные нормативно предписанные варианты состава учебно-методического комплекса, в которых отражаются резервы развития различных видов учебно-методических материалов для преподавателя по конкретной дисциплине. Наличие ограничений по объему предоставляемых к оплате учебно-методических материалов также является важным стимулом к тщательному структурированию и повышению качества разрабатываемых материалов.

И, наконец, третьим непременным условием эффективной организации работы в условиях комбинированной формы обучения является технологическая и организационная поддержка преподавателя. Для обеспечения устойчивой работы в электронной среде обучения в ИДО НГТУ был создан специализированный образовательный портал: http://edu. nstu.ru.

На базе портала функционирует целый ряд модулей различного назначения, интеграция совместимых между собой сервисов, благодаря которым и создается виртуальная среда обучения, ядром которой является система управления курсами DiDesk [5], позволяющая размещать готовые учебно-методические материалы, формировать электронные УМК и делать их доступными для студентов.

Помимо работы с учебными курсами в этом окне доступны также такие модули, как электронный журнал, работа со студентами и помощь в создании курса по дисциплине. Необходимо отметить, что отличительной особенностью системы управления курсами DiDesk является ее простота в использовании со стороны преподавателей, что позволяет отказаться от службы создания контента, зачастую необходимой при использовании зарубежных аналогов электронных сред обучения.

Причем преподаватель, работая с системой управления курсами DiDesk, обладает широким спектром прав на создание и размещение курса по дисциплине, его редактирование, назначение курса на факультеты, специальности, семестры и формы обучения.

Модуль электронного журнала позволяет автоматизировать процесс доставки результатов контрольных мероприятий как до студентов, так и до службы поддержки студентов, что делает процесс обучения «прозрачным», а это позволяет куратору оперативно выявлять отстающих студентов для последующей работы с ними.

Вид контрольного мероприятия, а также представление результатов задается преподавателем по дисциплине. На личной странице студента также отражается его успеваемость по всем дисциплинам семестра. Студенты, обучающиеся по комбинированной форме, после прохождения авторизации в разделе «Учеба» получают доступ ко всем учебным материалам по дисциплинам, которые необходимо изучить в данном семестре в соответствии с учебным планом специальности.

На странице со списком дисциплин представлена также информация о преподавателях и здесь же, напротив каждого учебного курса, находитсяперечень сервисных услуг:

  • отправить выполненные задания. Опция позволяет отправлять выполненные задания и контрольные работы на проверку преподавателю. Выполненная контрольная работа может быть набрана в каком-либо редакторе или выполнена от руки, а затем отсканирована или сфотографирована, после чего отправлена прикрепленным файлом или архивом на проверку;
  • консультации. Опция позволяет общаться с преподавателем в режиме форума, который инициируется студентами и доступен только для студентов, прошедших авторизацию. Как правило, студенты задают вопросы, связанные как с изучением учебного материала и выполнением контрольных мероприятий, так и организационного характера. Задать вопрос можно, используя диалоговое окно или прикрепленный файл.

С целью реализации организации и технологического сопровождения обучения по КФ в ИДО сформировано дистанционное отделение ИДО, выполняющее функции службы поддержки студентов (СПС).

Таким образом, на образовательном портале института дистанционного образования НГТУ уже созданы и эксплуатируются средства, реализующие функции тех или иных подразделений, объединенных в рамках так называемого «электронного факультета». В настоящее время из этих отдельных элементов формируется образовательный портал КФ, который в дальнейшем может служить в качестве портала ЭФ. Портал состоит из трех основных условных секторов (для студента, для преподавателя и для администратора), представляемых соответствующими интерфейсами с авторизованным доступом.

Литература

  1. Instruction provided by a human separated by place [Электронныйресурс] // E-glossary Brandon Hall Research 2006. – http://elearning.surf.nl/docs/e-learning/hannywestrik.pdf
  2. Leo Lucas. – http://www.e-learningconsulting.com/consulting/leolucas.html
  3. Заседатель B. C., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Подготовка кадров в области ИКТ для межрегионального сегмента образовательной информационной среды общего и профессионального образования // Открытое и дистанц. образование: Науч.-метод. журнал. — Томск, 2006. – №1(21). – С. 29-37.
  4. Казанская О. В., Фоменко И. С. Расчет затрат труда преподавателя при комбинированной форме обучения // ЕОИС: проблемы и пути развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф.-выставки. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – С. 98-99.
  5. Гужов В. И., Данин В. Ю., Бочаров Д. Д. Создание электронных средств поддержки дистанционного обучения на основе автономных модулей // Телематика-2004: Труды X Всерос. науч.-метод. конф. – СПб.: СПбГИТМО (ТУ), 2004. – Т. 2. – С. 506-507.
01.01.2008 Профессиональный учебник. – 2008. - № 4 (14). – С. 26-29.