Проблема индивидуализации обучения и разработки учебных материалов, которые в полной мере отвечали бы потребностям конкретных групп обучающихся — одна из центральных в методике преподавания иностранных языков. Особенно значимой эта проблема является для компьютерных средств обучения, поскольку компьютерные учебные материалы, с одной стороны, изначально в большей степени ориентированы на индивидуальную работу, с другой — обладают техническими средствами для успешного решения этой проблемы.
Существует несколько способов реализации индивидуализации обучения в компьютерных учебных пособиях. Наиболее распространенными являются предоставление учащимся возможности выбора уровня сложности, темпа и порядка изучения материала в обучающих программах и использование инструментальных средств, в частности, программ-оболочек, позволяющих варьировать языковое наполнение упражнений. В мультимедийной обучающей программе «Reward InterN@tive» (1999) предложен принципиально иной подход. Он заключается в том, что авторами предусмотрена возможность автоматической выборки из программы упражнений и заданий определенного типа и последующего их комбинирования в соответствии с потребностями обучающихся.
Программа «Reward InterN@tive», основанная на многоуровневом учебном комплексе «Reward» (Macmillan Heinemann ELT, 1996), состоит из 40 уроков для уровней elementary, pre-intermediate, intermediate and 20 уроков для уровня upper-intermediate. В каждом уроке представлены задания для работы над различными аспектами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) и видами речевой деятельности (чтением, говорением, аудированием и письменной речью). Материал организован в блоки, включающие 4-5 уроков, видеоурок на основе видеокурса «Reward», проверочную и контрольную работы. С помощью специального блока программы, названного авторами «Навигатор курса», пользователь (преподаватель, учащийся) может создавать индивидуальные курсы / программы обучения.
Навигатор курса предоставляет возможность:
Таким образом, весь богатейший учебный материал мультимедийного курса «Reward InterN@tive» может эффективно использоваться для создания индивидуальных программ обучения, соответствующих конкретным образовательным потребностям учащихся.