Реформа высшего образования в России и требования рынка труда приводят к необходимости использовать эффективные, современные формы и технологии обучения. В настоящее время рынок образовательных услуг предлагает обучающимся разнообразие методов, технологий и форм обучения, одной из которых является дистанционное обучение (ДО), в которомиспользуются элементыэлектронного обучения.
Институт дистанционного обучения (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) реализует программы заочного обучения с применением дистанционных технологий. Такая комбинированная форма обучения позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса (общение с преподавателями на сессии) и возможности современных ИКТ-технологий. Учебный процесс построен на использовании разработанной в ИДО системы дистанционного обучения (СДО)_DiSpace 2.0. [1], которая является программной платформой электронной среды обучения (ЭСО), ориентированной на студентов всех форм обучения в вузе [2].
Согласно ФГОС ВПО последнего поколения высшее учебное заведение обязано обеспечить качество подготовки выпускников, как путем разработки процедур оценки уровня их знаний, умений и компетенций, так и обеспечения компетентности преподавательского состава, основанном на регулярном проведении самообследования по согласованным критериям и сопоставления с другими ОУ с привлечением представителей работодателей. При этом применение дистанционных технологий должно не снижать, а повышать качество очного или заочного обучения.
Качественная текущая работа преподавателя в электронной среде предполагает умение эффективно организовать и управлять учебным процессом: подача теоретического материала, взаимодействие с обучающимися, контроль усвоения материала. От работы преподавателя в ЭСО зависит, насколько правильно студенты смогут выстроить траекторию самостоятельного изучения материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Результаты периодически проводимого мониторинга качества работы преподавателя в системе электронного обучения в НГТУ показал наличие ряда проблем [3].
В качестве основных причин затруднений при работе преподавателя в ЭСО выявлены:
· недостаточный уровень компетенций преподавателя для выполнения функций организации и управления учебным процессом в электронной среде обучения;
· недостаточный уровень самоорганизации преподавателя, в первую очередь связанный с психологическими особенностями работы в ЭСО: эффект «отложенного времени», возникающий из-за возможности организации общения со студентами off-line; эффект «виртуализации студента», при котором возникает ощущение нереальности студента; замещение некомфортной и непривычной работы со студентами в ЭОС очными занятиями в рамках комбинированной формы обучения.
Если проблему недостаточного уровня компетенций преподавателя, связанных с работой в ЭСО, можно решить с помощью соответствующих программ повышения квалификации, то трудности в самоорганизации являются более сложной задачей. Одним из решений данной проблемы является повышение мотивации за счет формированиярейтинга преподавателя.
В основу показателей рейтинга, заложены функции преподавателя в ЭСО, исполнение которых можно зафиксировать в автоматическом и полуавтоматическом режиме средствами СДО. В связи с этим рейтинг не может дать прямую оценку педагогических и управленческих умений, но все же косвенно дает представление о качестве работы преподавателя в ЭСО. Основные функции преподавателя в ЭСО и соответствующие им возможные показатели рейтинга представлены в таблице 1.
Таблица 1
Функции преподавателя в ЭСО и показатели рейтинга
Функции |
Описание показателя |
проверка заданий студентов |
своевременность проверки преподавателем присланных самостоятельных работ студентов (значение показателя основывается на установленной норме не более 5-ти рабочих дней) |
ответ на вопрос студента консультации |
своевременность отклика преподавателя на вопросы студента (значение показателя основывается на установленной норме не более 3-х рабочих дней) |
разработка ЭУМК |
соответствие ЭУМК «Положению об ЭУМК по дисциплине» |
разработка тестов |
наличие и объем собственных контролирующих тестовых материалов, размещенных в системе тестирования |
ведение электронного журнала |
своевременное заполнение журнала по дисциплине |
Предложенные показатели рейтинга формируют комплексную оценку, которая будет визуализирована средствами СДО и доступна преподавателю (на личной странице), тьюторам, заведующему кафедрой, декану.
Данный рейтинг является скорее не инструментом контроля администрации над работой преподавателей, а средством самооценки уровня самоорганизации, качества выполнения своих функций по организации и управлению процессом обучения с использованием технологий дистанционного и электронного обучения. Анализ своей профессиональной деятельности является обязательным компонентом на пути стимулирования профессионализма и эффективности деятельности, а также полностью соответствует требованиям новых стандартов ВПО.
Библиографический список
1. Система дистанционного обучения DiSpace 2.0 : свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2013613909 / Юн С. Г., Ильин М. Э., Горбунов М. А., Перфильев Е. А., Андрюшкова О. В., Котов Ю. А., Леган М. В., Яцевич Т. А., Евтушенко Н. Н., Козлов В. М., Паршукова Г. Б., Козлова А. В. ; правообладатель : Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Новосиб. гос. техн. ун-т». – Заявка № 2013611801 ; заявл. 01.03.13 ; зарег. 18.04.13.
2. Андрюшкова О. В. Логистика организации электронного обучения в университете / О. В. Андрюшкова, М. В. Леган, Т. А. Яцевич // Открытое и дистанц. образование . – 2011. – № 4 (44). – C. 5–10.
3. Яцевич Т. А. Возможности повышения качества электронного обучения / Т. А. Яцевич, Н. Ш. Никитина// Развитие единой образовательной информационной среды: на пути к обществу знаний : материалы 11 междунар. науч.-практ. конф., Томск, 25–26 сент. 2012 г. – Томск, 2012. – С. 91-95.