Развитие информационной образовательной среды университета как фактор повышения качества образования

1. Повышение качества обучения в условиях информационно-образовательной среды

Под информационной образовательной средой (ИОС) университета зачастую понимают комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов и слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). Очевидно, что встречающееся определение ИОС как «программно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет…» недостаточно полно, так как акцентирует внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования, т.е. собственно образовательные ресурсы в информационном пространстве. В современной литературе по управлению образованием распространено понятие виртуальной обучающей среды (virtual learning environment – VLE). VLE в отечественной практике чаще называют информационной обучающей средой (имея в виду, что здесь исключены функции управления образовательным процессом в целом) и рассматривают ее как составную часть ИОС [1].

Основная цель информационно-образовательной среды университета состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разных групп пользователей) ко всем образовательным ресурсам университета. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации как для преподавателей и сотрудников, так и для студентов и слушателей, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в режимах on- и off-line. Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества.

Формирование ИОС университета должно основываться на следующих принципах:

  • интегрируемость в единую ИОС России, региона;
  • интегрируемость в университетскую систему управления качеством образования;
  • децентрализация, открытость в смысле обеспечения максимальной возможности для образовательных подразделений университета встраиваться в ИОС университета и самостоятельно формировать и поддерживать свои образовательные ресурсы;
  • обеспечение системности и координации с целью соответствия определенным общеуниверситетским требованиям, экономии финансовых и материальных ресурсов;
  • соответствие мировым тенденциям развития электронного обучения (e-learning) и управления обучением (learning management);
  • распределенный характер ИОС с едиными средствами навигации, обеспечивающими пользователям университета возможность быстрого и удобного доступа ко всем образовательным ресурсам.
  • соблюдение авторских прав.

Развитие ИОС, внедрение электронного обучения позволяет реализовать различные формы обучения практически во всех образовательных программах.

В системе довузовского образования можно с большей степенью эффективности без снижения качества реализовать: удаленные подготовительные курсы; компьютерное (удаленное) предварительное тестирование по дисциплинам вступительных экзаменов; дистанционное повышение квалификации школьных учителей по дисциплинам вступительных экзаменов.

В системах дополнительного профессионального образования университет получает возможность не только реализовывать программы корпоративного обучения с доставкой на рабочие места корпорации, но и выходить на рынок корпоративного обучения с предложением о сопровождении аналогичных программ с помощью соответствующих систем технологической и методической поддержки.

В рамках программ высшего образования ИОС обеспечивает не только возможность дистанционного обучения для студентов заочного отделения, а также студентов филиалов и представительств университета. Чрезвычайно важно то, что развитие ИОС дает значительное повышение качества традиционного обучения.

Основные факторы повышения качества обучения в условиях развитой ИОС университета можно классифицировать следующим образом:

  • обеспечение преподавателям и студентам доступа к новой информации, мировым образовательным ресурсам, результатам научных и научно-методических исследований, в том числе:
    • доступ к полнотекстовым информационным базам данных, электронным библиотекам;
    • доступ к результатам научного эксперимента сотрудников университета;
    • доступ к базам принятых решений (магистерские работы, дипломные проекты, диссертации и др.);
  • улучшение организации учебного процесса:
    • постоянный контроль за выполнением учебного процесса, состоянием успеваемости студентов;
    • оперативность в предоставлении справочной информации (изменения в расписании, контроль успеваемости);
    • обеспечение возможности оперативных консультаций в деканатах и на кафедрах;
  • повышение квалификации преподавателей:
    • овладение новыми педагогическими технологиями, более привлекательными для студентов (электронные семинары, дискуссионные группы, виртуальные лаборатории и др.);
    • овладение информационными и коммуникационными технологиями;
    • расширение кругозора.
  • улучшение качества учебно-методических материалов, улучшение доступа к учебно-методичес-ким материалам:
    • необходимость педагогического проектирования учебных материалов (построение сценария),
    • использование эффектов визуализации, анимации, перекрестных ссылок, навигации по тексту и др.
    • повышение конкурентности;
    • более доступный контроль за качеством и объемом учебных материалов,
    • упрощение процедуры пересмотра и модификации учебных материалов;
    • сохранность учебных материалов для кафедры;
  • повышение заинтересованности, самостоятельности и креативности студентов, экономия времени при выполнении рутинной работы;
  • улучшение студенческой подготовки в области ИКТ;
  • предоставление возможности получения на базе НГТУ дополнительного обучения и тестирования по образовательным программам других российских или зарубежных образовательных учреждений.

2. Основные направления развития информационной образовательной среды

Можно выделить следующие основные первоочередные направления развития информационной образовательной среды университета:

  1. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников для работы в ИОС. При этом имеются в виду разнообразные формы работы:
    • обеспечение преподавателей соответствующими рабочими местами (компьютер необходимой конфигурации с доступом в интернет и виртуальное рабочее место как программная подсистема, обеспечивающая преподавателю необходимый набор сервисов для работы в виртуальной обучающей среде);
    • организация различных многоуровневых обучающих курсов, учитывающих уровень начальной подготовки и характер целевых групп (преподаватели, разработчики материалов, администраторы и др.);
    • распространение описания современных технологий преподавания с помощью информационных изданий, ознакомительных и обучающих семинаров;
    • создание института экспертов в области использования ИКТ в обучении среди преподавателей и сотрудников университета;
    • реализация системы поощрений за эффективную работу в этом направлении, распространение опыта.
  2. Обеспечение необходимого уровня компетенций студентов в области ИКТ на всех факультетах. С той целью должны быть сформированы механизмы, позволяющие регламентировать преподавание необходимых разделов по использованию ИКТ в рамках учебных планов, а также осуществлять мониторинг компетенций студентов в этой области. Необходимо реализовать преподавание курса библиографии как курса навигации по современным информационным ресурсам.
  3. Развитие системы нормативно-методического обеспечения ИОС. Отсутствие необходимых нормативных документов (стандарты предприятия, положения, требования и др.) и методических руководств по обеспечению необходимого качества, требований, стандартов и т.д. приводит не только к существенному замедлению темпов развития ИОС, но и ее дискредитации, превращению идеи в очередную компанию. Причем формирование этих документов должно быть системным, тесно взаимосвязанным с нормативно-методическим обеспечением всего образовательного процесса университета.
  4. Развитие и повышение эффективности использования технической инфраструктуры. В настоящее время, когда нехватка вычислительного и телекоммуникационного оборудования еще, безусловно, ощущается в университетах, но уже, как правило, перестала быть определяющей в их развитии, нужно добиваться повышения эффективности его использования. Необходимо решать проблемы соответствующего кадрового и программного обеспечения учебных терминальных классов, оптимизации организации и функционирования телекоммуникационных сетей, регламентации пользования сетями и вычислительным оборудованием. Еще одно важное направление – это развитие мультимедийного оборудования, создание мультимедийных учебных классов, конференц-систем, а также необходимого количества рабочих мест, предназначенных для создания мультимедийных учебных материалов и для проведения видеосеминаров.
  5. Залогом эффективного использования вычислительного оборудования является не только соответствующая квалификация кадров, но и развитое программно-технологического обеспечение, в том числе система управления обучением. Элементами таких систем являются системы разработки контента (содержания учебных материалов), системы доставки учебных материалов, системы управления учебным процессом, тестовые системы и т.д. Эти системы в той или иной степени включаются в распределенный образовательный портал университета [2], основным назначением которого является обеспечение быстрого и удобного доступа как для студентов, так и для преподавателей, к образовательным ресурсам и учебным сервисам университета с помощью специализированных инерфейсов (рисунок). Необходимой составляющей этой работы является создание почтовых ящиков достаточного объема на серверах университета для всех студентов и преподавателей университета.

    Доступ к образовательным ресурсам значительно облегчается при создании в университете электронной библиотеки и медиатеки.

     

    Схематичное представление распределенного образовательного портала университета

  6. Создание корпоративной информационной системы университета. Система управления обучением должна быть интегрирована в корпоративную систему.
  7. Развитие организационной системы, обеспечивающей подготовку электронных учебных материалов, виртуальных лабораторий и практикумов, накопление тестов для тестовых систем, формирование банков учебно-исследовательских, выпускных и диссертационных работ в электронном виде. Электронные банки таких работ полезны как для накопления научного и учебного потенциала, так и в целях противодействия злоупотреблениям.
  8. Развитие сети центров образовательных ресурсов. Отдельные наиболее значимые и обеспеченные кадрами высокой квалификации направления развития ИОС университета целесообразно организовывать в ресурсные центры. Такого рода центры предназначены не только для аккумулирования соответствующих учебных материалов, представленных, в первую очередь, в электронном виде, но и для повышения квалификации кадров самого университета и других учебных заведений региона, заинтересованных в такого рода поддержке. Так, например, в НГТУ создан Центр лингвометодических информационных ресурсов, активно распространяющий идеи и опыт компьютерной лингводидактики, создан Центр дистанционного довузовского образования, планируется создание виртуальных учебных лабораторий.
  9. Развитие сети ресурсных центров на базе университета позволяет университету активно участвовать в формировании региональной информационной образовательной среды, интегрироваться в образовательное пространство страны и мира. Этому также способствуют такие работы, как создание депозитария образовательных ресурсов и обеспечение международных технологических стандартов при его заполнении, Важным является также обеспечение технического взаимодействия с другими учебными заведениями, федеральными образовательными порталами, клиентами корпоративного обучения (создание web-зеркал, организация видеотелеконференций и др.).

3. Организация формирования и поддержки информационной образовательной среды в Новосибирском государственном техническом университете

Координацию деятельности по формированию ИОС в НГТУ осуществляет Координационный совет по информатизации образования, в состав которого входят руководители подразделений, ответственных за отдельные направления этой работы (Институт дистанционного образования, факультет повышения квалификации, Научно-методический центр, Центр информационных технологий, Центр лингвометодических информационных ресурсов, библиотека, отдел информатизации учебного процесса), представители ряда факультетов.

Сформирована и начала работу студенческая лаборатория информационных технологий. На сегодня студентами разработан сайт информационного бюллетеня. Мы надеемся, что лаборатория будет иметь заказы не только от университетских подразделений, но и от учебных заведений региона, так как уровень квалификации в области ИКТ позволяет многим студентам университета работать по специальности уже с III–IV курсов.

Для решения таких крупных задач, как создание образовательного портала НГТУ, разработка информационной системы «Факультет» – системы документооборота на факультете, выпуск информационного бюллетеня «Информационные технологии в образовании» и других, сформированы так называемые образовательные проекты, получающие внутриуниверситетское финансирование в соответствии с утвержденными техническими заданиями и сметами.

Проводимая в последние годы работа по формированию информационной образовательной среды в НГТУ позволила приступить к разработке детальной Программы информатизации образования, которая, с одной стороны, должна быть основана на реалиях университета, а с другой стороны, показывать перспективные направления развития в этой области и содержать план конкретных мероприятий по достижению поставленных задач.

Разработка и выполнение Программы информатизации образования должно явиться существенным фактором повышения качества обучения в университете.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьев Ю. А. Формирование информационной образовательной среды технического университета / Ю. А. Афанасьев, В. И. Гужов, О. В. Казанская // Новые информационные технологии в университетском образовании : материалы междунар. науч.-техн. конф. – Кемерово : Изд-во КемГУ, 2002. – С.*.
  2. Гужов В. И. Распределенный портал технического университета / В. И. Гужов, О. В. Казанская // Междунар. форум = International forum : Новые информационные технологии: достижения, проблемы, перспективы = New information and telecommunication techniques: achievements, problems, future : тез. докл. междунар. науч.-метод. конф., 23-26 сентября 2003 г. – Новосибирск : Изд-во СибГУТИ, 2003. – С. 44.
01.01.2005 Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы = Education Quality EQ-2005 : материалы 6 междунар. науч.-метод. конф. (НГТУ, 23-25 мая 2005 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. – С 384-387. – Библиогр. : с. 387.