Программы подготовки преподавателей иностранных языков в области компьютерной лингводидактики

Владение преподавателями методикой применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании конкретных дисциплин является одним из ключевых факторов успешности информатизации образования. В преподавании иностранных языков использование ИКТ имеет особое значение, поскольку позволяет не только интенсифицировать учебный процесс за счет применения разнообразных учебных и аутентичных электронных материалов, но и включения в него реальной коммуникации на изучаемом языке.

Несмотря на то что в настоящее время разработано огромное число обучающих программ по иностранным языкам, специализированных Интернет-ресурсов и учебных средств коммуникации, их использование пока не является неотъемлемой частью процесса обучения языку. Одной из причин этого является недостаточный уровень владения преподавателями иностранных языков информационно-коммуникационными технологиями и отсутствие у них специальной подготовки в области теории и практики использования ИКТ в учебном процессе – компьютерной лингводидактики.

Программы подготовки преподавателей иностранных языков в области компьютерной лингводидактики, разработанные в Центре лингвометодических ресурсов НГТУ, направлены на решение этой проблемы и ориентированы на подготовку будущих преподавателей – студентов-филологов, обучающихся на гуманитарном факультете, и переподготовку преподавателей иностранных языков в рамках системы повышения квалификации.

Обучение по курсу «Компьютерная лингводидактика» предусматривает изучение теоретических и практических аспектов применения ИКТ в обучении языку: истории и современных тенденций использования компьютерных средств обучения; типологии и жанровых особенностей электронных учебных материалов (словарей, справочных пособий, обучающих программ, электронных учебников, аутентичных и учебных Интернет-материалов); критериев оценки качества электронных учебных пособий и Интернет-ресурсов; основных принципов и приемов интеграции ИКТ в процесс обучения языку; технологий разработки компьютерных средств обучения; проектирования учебных курсов с применением ИКТ (традиционных, дистанционных и комбинированных) и планирования занятий с использованием электронных учебных материалов.

Трехлетний опыт преподавания курса «Компьютерная лингводидактика» на дневном отделении факультета гуманитарного образования и в системе повышения квалификации преподавателей на факультете повышения квалификации, и в Институте дистанционного образования НГТУ позволил выявить ряд условий, которые необходимы для успешной подготовки преподавателей к интеграции ИКТ в процесс обучения языку. Общие условия как для системы подготовки, так и системы переподготовки преподавателей связаны с необходимостью технического, программного, методического и информационного обеспечения курса «Компьютерная лингводидактика». Обеспечение курса, предоставляемое Центром лингвометодических информационных ресурсов Института дистанционного образования НГТУ, включает: современный компьютерный класс с доступом в Интернет, коллекцию программного обеспечения и аутентичных электронных материалов по русскому, русскому как иностранному, английскому, немецкому, французскому, итальянскому и японскому языкам, методическую литературу по проблемам компьютерной лингводидактики на русском, английском, немецком и французском языках; специально разработанное для изучающих курс учебное пособие «Компьютерная лингводидактика»; веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку», на котором размещены ссылки на ресурсы Интернета, примеры компьютерных учебных материалов, подготовленных студентами и преподавателями, статьи по проблемам компьютерной лингводидактики, описание ресурсов Центра, а также текущая информация.

Для подготовки будущих преподавателей особое значение имеет наличие у студентов собственного опыта изучения языка с использованием информационных технологий. Реализация такого подхода предусматривает включение в программу студентов-филологов по иностранным языкам специального вводного курса, в котором изучается необходимая компьютерная терминология и комплекс программных средств, учебных материалов и ресурсов Интернета, предназначенных для изучения языка, и последующее системное использование информационно-коммуникационных технологий в курсах первого (английского) и второго (немецкого, французского, итальянского и др.) иностранных языков. Кроме того, для успешности использования ИКТ в практике изучения иностранных языков и последующего освоения курса «Компьютерная лингводидактика» принципиальным является координирование содержания базового курса информатики и курса английского языка.

Для системы повышения квалификации преподавателей особое значение приобретают обеспечение многоуровневой подготовки, модульная структура курса, возможности выбора формы обучения (дневная, дистанционная, комбинированная, обучение в группе, индивидуальная стажировка); доступ к имеющимся ресурсам; возможность проведения экспериментального обучения на базе Центра лингвометодических информационных ресурсов; постоянная консультационная поддержка специалиста в области компьютерной лингводидактики. Для системы повышения квалификации преподавателей иностранных языков также важна организация параллельного модульного обучения, направленного на совершенствование общих навыков владения ИКТ в рамках образовательных программ ФПК НГТУ для работников образования.

В результате изучения курса преподаватели НГТУ подготовили электронные учебные материалы для собственных курсов иностранных языков и приступили к их использованию в обучении студентов дневного отделения различных факультетов НГТУ – технических, гуманитарного и факультета бизнеса. Работа преподавателей, прошедших обучение по курсу «Компьютерная лингводидактика», на базе компьютерного класса Центра лингвометодических информационных ресурсов при постоянной технической и методической поддержке сотрудников Центра позволяет максимально использовать предоставляемые возможности. Все занятия в компьютерном классе Центра являются открытыми и служат материалом для анализа используемых приемов и методов использования ИКТ в обучении, обмена опытом и проведения обучающих семинаров. Параллельное проведение модульных курсов совершенствования общих навыков владения ИКТ, направленное на более глубокое изучение уже знакомых программных средств и освоение новых программ, дает возможность преподавателям сразу же использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности и учебном процессе. Применение выпускниками программ Центра информационно-коммуникационных технологий показывает эффективность предложенной системы подготовки и переподготовки преподавателей и ее перспективность для интеграции ИКТ в обучение иностранным языкам.

Список источников

  1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. М., 2004.
  2. Титова С. В. Спецкурс «Информационные технологии для повышения профессиональной компетенции» [Электронный ресурс]. — М., 2003. — Режим доступа: http://www.ffl.msu.ru/people/stitova/web/part81-1.html
  3. Krauss M. Integrating the Internet into the classroom: on-line course [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lclark.edu/~krauss/usia/home.html
  4. Habbard Ph. CALL Mini-Course [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stanford.edu/class/linguist289/CALL.html
01.01.2004 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 14-17 сент. 2004 г. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – С. 84-86.