Навыкам работы в информационных средах студенты обучаются с помощью многих учебных курсов. Прежде всего, это так называемые курсы «Введение в специальность», в которых преподаватели — предметники вводят студентов в круг авторов – ученых, специалистов, работающих по профессиональным проблемам, затем это традиционные курсы информационной грамотности или библиотечно-библиографического обеспечения профессиональной и учебной деятельности, обычно читающиеся специалистами университетских библиотек, наконец, это курсы информатики, в которых затрагиваются вопросы использования Интернет ресурсов. Однако обобщающих курсов, связывающих информационную среду в единое системное поле для студентов пока нет. В некоторых специальностях в ГОС второго поколения предусмотрен курс «Мировые информационные ресурсы», в котором предусматривается изучение студентами структуры информационных ресурсов Интернета, получение знаний о популярных информационно-поисковых системах в WWW, об их общих чертах и особенностях; приобретение умений составлять запросы и использовать ИПС в режимах простого и расширенного поиска и др.
Однако, на наш взгляд технические навыки информационного поиска не самое главное. Важен процесс организации самостоятельного получения знаний в информационной среде, который фактически не контролируется и логика его не понятна. Следует отметить, что в Интернет сформировалась большая группа ресурсов, рассчитанная на студентов и на так называемую помощь в обучение (шпаргалки, рефераты и т.п.), которые абсолютно вредны для студентов, но используются ими. Некоторые студенты просто ищут реферат на похожую тему, используют его даже не анализируя содержание.
Однако, многие студенты совершенно ответственно подходят к работе по поиску информации в сети, находят материалы, не только скачивая рефераты, а собирают их по крупицам. Но, содержание этих материалов не корректно и не может быть использовано для обучения. Такая информация приносит только вред. В своей педагогической практике авторы встретились с ситуацией, когда «накаченный» материал вставляется в отчетные материалы например, рефераты, РГР, курсовые работы с ссылками на электронные ресурсы. Но, информация не отвечает реальности. И очень трудно объяснить студенту, что такого вообще в жизни не существует, такого технологического процесса быть не может, получить продукт, используя данные режимы не возможно. Студент отвечает, что взял материал по такому-то адресу и т.п. Вопрос как убедить его, что информация не верна и тот, кто ее выставлял, делал это безответственно?
Нам представляется, что очень важными являются ценностные аспекты знаний студентов об информационной среде современной науки и образования. Способность самостоятельно оценить информацию, работая в сети, а не обращаясь каждый раз к преподавателю – как этому научиться и как этому научить?
По нашему мнению Ассоциация Сибирский Открытый университет в своем развитии уже вышла на такую системную проблему как использование единого информационного пространства студентами вузов ассоциации. До сих деятельность университетов – членов ассоциации ограничивалась координацией в области создания ресурсов, отельных инструментов дистанционного и электронного обучения и в области технических решений создания электронных ресурсов.
Представляется необходимым введение комплексного специального курса для студентов вузов ассоциации, которые обучали бы критериям оценки Интернет-ресурса с различных позиций – дизайн, техническое решение (программное), аутентичность и научная достоверность информации, полнота и точность и т.д. Основные проблемы обусловлены следующими факторами: многочисленность обучающих ресурсов, «размытость» типологических признаков, необходимость верификации (т.е. достоверности) предоставляемых данных и высокая динамичность жизненного цикла ресурса.
Методик оценки Интернет-ресурса достаточно много. Для преподавания студентам нам представляется необходимым разработка комплексной методики, позволяющей в зависимости от специальности по которой обучается студент варьировать детальность оценки по определенным направлениям.
За основу можно взять официально существующую типологию Интернет-ресурсов – Регистр полнотекстовых ресурсов для библиотек [1], в котором на основе анализа типологических структур коллекций онлайновых ресурсов зарубежных и отечественных библиотек, а также таких специализированных веб-сайтов, как Internet Public Library, Librarians’ Index to the Internet, Librarians’ Resource Centre, были выделены следующие группы источников:
Для студентов необходимо добавить следующие типы Интернет ресурсов:
Кроме оценки, а точнее соотнесения ресурса к определенному типу (что позволяет, хотя бы предварительно понять пригодность данного ресурса для учебного процесса), необходимо обучать студентов и качественной оценке Интернет-ресурса.
Совокупность всех оценочных критериев можно разделить на три основных блока — качество, количество и информационная архитектура. Информационная архитектура Интернет-ресурса должна быть тщательно продумана и качественно реализована, потому что именно она в конечном итоге определяет возможность доступа к информации и использовании ресурса в обучении.
В заключение. Мы предполагаем разработку такого курса в рамках реализации инновационной образовательной программы НГТУ.