С октября 2005 года в семи регионах Сибирского Федерального округа (СФО) − Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской, Омской, Новосибирской, Томской областях и Красноярском крае − реализуется проект «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций». Основным исполнителем проекта является Томский государственный университет, который стал победителем конкурса «Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Координирует данный межрегиональный проект проректор ТГУ по информатизации В. П. Демкин. В качестве соисполнителей проекта были выбраны шесть вузов СФО − Алтайский, Горно-Алтайский, Омский, Кемеровский, Красноярский государственные университеты и Новосибирский государственный технический университет. В НГТУ работу по проекту осуществляют Институт дистанционного образования, Факультет повышения квалификации, Научно-методический центр и Центр информационных технологий; руководит работой проректор по учебной работе Ю. А. Афанасьев.
Задачи проекта:
Проект реально способствует интеграции общего и высшего профессионального образования, которая полезна обеим сторонам. Школы, сотрудничая с вузами, получают обучающие материалы, новые информационные и педагогические технологии и большое количество разнообразных ресурсов, а вузы, в свою очередь, используют школы как экспериментальные площадки для совершенствования технических возможностей и внедрения новых методик обучения, для исследований и повышения квалификации молодых преподавателей. Кроме того, поскольку развитие образования в настоящий момент является национальным приоритетом, и, в первую очередь, финансируется именно общее образование, такие совместные проекты со школами дают вузам возможность совершенствовать систему образования в России сразу на двух уровнях, получая финансовую поддержку от государства.
В. П. Демкин, проректор ТГУ по информатизации, вручает удостоверение о повышении квалификации Д. Д. Рудеру, доценту кафедры прикладной физики, электроники и комплексного обеспечения информационной безопасности АлтГУ.
В рамках данного межрегионального проекта было разработано несколько программ повышения квалификации преподавателей и сотрудников учебных заведений разных: уровней образования.
Программа, предназначенная для руководителей образовательных учреждений и их подразделений, была разработана в ИДО ТГУ. Она включает в себя следующие тематические блоки:
Рабочее совещание в рамках проекта в ТГУ
В ноябре 2005 года в ИДО ТГУ обучение по этой программе прошли 26 представителей управлений образования Томской области и 20 сотрудников Томского, Горно-Алтайского, Алтайского, Омского, Кемеровского государственных университетов и Новосибирского государственного технического университета.
Программа была создана и реализована сотрудниками нескольких подразделений НГТУ под руководством декана Факультета повышения квалификации преподавателей Н. Ш. Никитиной.
В программу вошли следующие разделы:
Завершающим компонентом программы стал круглый стол «Место эксперта по качеству электронного обучения в команде специалистов, обеспечивающих электронное обучение».
В ноябре 2005 года на базе НГТУ по этой программе прошли обучение 33 человека − преподаватели, научные сотрудники, программисты и аспиранты из Новосибирского государственного технического университета, Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирского филиала Российской академии предпринимательства, Сибирской академии государственной службы, Новосибирского института экономики и менеджмента, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики и Новосибирского государственного университета экономики и управления.
В разработке программы и ее методического обеспечения принимают участие преподаватели и сотрудники различных подразделений НГТУ − Института дистанционного образования, кафедр общей физики, инженерной математики, химии и технического лицея.
В январе 2006 года планируется обучить по данной программе 70 учителей школ города и области и группу специалистов управления образования. Программа содержит общие и профильные модули. В общих модулях рассматриваются информационно-коммуникационные компетенции субъектов образования (студентов, преподавателей, администраторов), основные модели электронного обучения, оценка качества деятельности преподавателей в системе электронного обучения. Профильные модули рассчитаны на преподавателей физики, химии, математики и иностранных языков и посвящены изучению: основных видов электронных учебных ресурсов по данным дисциплинам, критериев оценки их качества, возможностей программных средств разработки электронных учебных материалов, эффективных приемов интеграции электронных ресурсов в учебный процесс.
В программы повышения квалификации, которые реализуются в рамках проекта, в качестве обязательного компонента все чаще включаются видеоконференции.
12 ноября 2005 года в одной из таких видеоконференций участвовали представители Красноярского и Омского государственных университетов и руководители действующих при школах Томской области ресурсных центров среднего образования, которые сотрудничают с ИДО ТГУ в создании региональной единой образовательной информационной среды. Видеоконференция использовалась не только как демонстрация имеющихся технических возможностей, но и как реаль¬ный инструмент, который позволил ее участникам решить важные вопросы, связанные с дальнейшим сотрудничеством в области разработки электронных учебных материалов и других сферах. Необходимо также отметить, что руководители и сотрудники районных ресурсных центров продемонстрировали высокий уровень подготовки в сфере информационных образовательных технологий, сопоставимый с уровнем преподавателей вузов.
Завершение проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций» планируется до наступления 2006 года. Материал о результатах проекта будет опубликован в следующих выпусках бюллетеня.