В настоящее время развитие организационных моделей управления процессами информатизации в российском образовании значительно отстает от аналогичных процессов в других отраслях. В большинстве крупных российских компаний, по примеру западных, уже существуют особые информационные службы, задачи которых постепенно изменяются: от элементарного информационного и телекоммуникационного сопровождения бизнес-процессов к обеспечению принятия решений по оптимизации бизнес-процессов, в том числе и на основе управления знаниями, осуществление которого в современном мире возможно только в условиях IT-менеджмента. Еще совсем недавно от подразделений, обеспечивающих использование информационных технологий, в первую очередь требовалась своевременная обработка необходимых объемов данных. Теперь уже очевидно, что менеджмент информационных ресурсов организации, владея специфическими знаниями о технологиях и бизнес-процессах, может и должен знать общую структуру информационных потоков, что позволяет устранять недостатки сложившихся структур и таким образом повышать общую эффективность деятельности организации.
Управление информационными ресурсами в университетах начиналось с развития информационных технологий. И если ранее это направление было, как правило, в ведении директора вычислительного центра вуза, то теперь оно находится в основном в ведении проректора по информационным технологиям или директора центра информационных технологий. Основное внимание руководителей этих служб сосредоточивается на удовлетворении потребностей вуза в вычислительном и телекоммуникационном оборудовании; на обеспечении надежной работы терминальных классов, оборудования кафедр и научных лабораторий, устойчивой связи с Интернетом; на кадровом обеспечении этого направления; иногда на автоматизированных системах управления вузом. В последние годы в связи с развитием технологий дистанционного обучения и формированием информационной образовательной среды в вузах возникли новые подразделения (институты и центры дистанционного образования, центры и лаборатории мультимедийных средств обучения, web-лаборатории и др.), в задачи которых входит разработка, внедрение и использование разнообразных электронных средств обучения. Большое количество точек пересечения в функциях перечисленных подразделений приводит к необходимости координации их деятельности в тех или иных формах (Управление по информатизации образования в ТГУ, Координационный Совет по информатизации образования в НГТУ и др.). В большинстве вузов координация работы различных структур, связанных с информатизацией, является задачей проректора по информационным технологиям.
Беглый просмотр web-страниц некоторых университетов России показал, что единой устоявшейся организационной модели управления процессами информатизации в российском высшем образовании нет. Особенно разнообразны схемы управления в крупных университетах. Можно предположить, что значительные бюджеты, которыми располагают не только сами университеты такого ранга, но и отдельные их факультеты, позволяют не выстраивать единые схемы управления в области информатизации образования (а следовательно, и не объединять потоки финансирования), а решать эти задачи локально в пределах отдельных факультетов.
Так, например, в Высшей школе экономики есть управление информатизации, институт информационного развития, включающий в себя лабораторию учебных программных средств, и дирекция корпоративного портала, которые независимы с точки зрения управления и курируются разными проректорами. При этом, например, дирекция корпоративного портала входит в один управляемый блок с издательством и библиотекой. В отдельной ветви управления находятся Интернет-школа и Центр методики и оценки качества обучения.
В Московском государственном университете Отдел телекоммуникаций и информационных технологий и Отдел информационных ресурсов входят в Управление научной политики, организации научных исследований и информатизации. Институт дистанционного образования является подразделением Научного парка МГУ − отдельного юридического лица, в число учредителей которого входит и МГУ. Очевидно, такая схема управления наиболее соответствует сложившейся системе, при которой институт дистанционного образования рассматривается в первую очередь как зарабатывающая структура, а не научная организация.
Во многих университетах России основным подразделением, на которое в той или иной степени возлагаются задачи управления процессами информатизации образования, является управление информатизации. К таким университетам относятся Алтайский, Дальневосточный, Красноярский, Нижегородский, Томский, Челябинский, Петербургский университет путей сообщения (ПГУПС) и многие другие. При этом структура управлений информатизации в разных университетах значительно различается. Так, например, в ПГУПС в управление информатизации входят следующие отделы: сетевых технологий; программного обеспечения учебного процесса; сопровождения информационных систем управления; управления и материально-технического обеспечения; эксплуатации компьютерных классов и технический отдел. Как правило, институты и центры дистанционного образования, центры тестирования относятся к учебно-методическим управлениям. Но, например, в Томском государственном университете в структуру управления информатизации входят: Институт дистанционного образования, Региональный центр дистанционного образования, Городской центр новых информационных технологий, Томский региональный телепорт, Интернет-центр ТГУ. Такая структура изначально предполагает, что центры ТГУ являются, как правило, региональными и обеспечивают решение задач информатизации не только самого университета, но и региона в целом.