Владимир Иванович Гужовд.т.н., профессор, директор ИДО НГТУ
Одним из крупных российских достижений в области высшего образования была система заочного образования. Привлечение молодых людей, непосредственно работающих па производстве, обеспечивало промышленность квалифицированными кадрами. С другой стороны, обеспечивалась социальная справедливость. Высшее образование без отрыва от производства могли получить люди, не имеющие средств учиться на дневном отделении. Государство гарантировало студентам-заочникам оплаченные отпуска на время сессий. Качество образования обеспечивалось тем, что специальность должна была совпадать с профилем работы. Студенты-заочники делали дипломные работы, имеющие непосредственное внедрение на предприятии. Хотя уровень теоретической подготовки был ниже, чем у студентов дневного отделения, студенты-заочники легче адаптировались к условиям промышленного производства.
С началом перестройки привлекательность заочного образования снизилась. Руководители предприятий неохотно отпускали заочников на экзаменационные сессии. Трудно было найти место работы по желаемому профилю обучения до получения диплома. Выросла стоимость билетов на транспорт и стоимость проживания во время сессий. Поэтому таким привлекательным выглядело внедрение дистанционного обучения.
В настоящее время идут споры, что такое дистанционное обучение. Или это развитие заочной формы, или это совершенно новая форма обучения. При дистанционном обучении обеспечивается постоянная связь с преподавателем на основе компьютерных телекоммуникаций, чего нельзя сказать о заочном образовании.
В нашей стране принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10 января 2003 года. В этих законах дистанционное обучение рассматривается как еще одна образовательная технология. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться по всем традиционным — очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
Современные достижения информационных технологий, в принципе, позволяют организовать обучение без непосредственного контакта с преподавателем. Так, например, оснащенность населения Новосибирска и районных центров Новосибирской области компьютерной и телекоммуникационной техникой резко возросла за последние годы, что позволяет более интенсивно внедрять различные формы дистанционных технологий.
Однако внедрение дистанционного обучения не должно привести к падению качества, а, следовательно, и престижа образования, полученного таким путем. Существуют полярные мнения о возможности использования дистанционных форм. Восторженные отклики в начале этого процесса сменились более сдержанными оценками. Огромное количество учебных заведений без предварительной подготовки начали выпуск студентов дистанционно. Только в США по дистанционной форме единовременно обучается до 1 млн. человек. Столь стремительное распространение дистанционного обучения привело к снижению уровня образовательных услуг, получаемых студентами. Многие ведущие университеты США сняли в последнее время имена своих учебных заведений с образовательных объединений, ведущих обучение с использованием дистанционных технологий. Для преодоления негативного мнения о дистанционном обучении необходимо плавное внедрение дистанционных обучающих курсов в уже существующие образовательные программы. Требуется определенный этап подготовительной работы.
Для развития системы дистанционного обучения в НГТУ в 1997 году был создан Институт дистанционного образования (ИДО). Институт состоит из;
Институт дистанционного образования является структурным учебным и методическим подразделением НГТУ. Основная цель ИДО — предоставление образовательных услуг без отрыва от основной деятельности с целью получения высшего образования, второго высшего образования и повышения квалификации.
Компьютерный центр ИДО состоит из 4 терминальных классов. Основная цель компьютерного центра — обеспечение средствами вычислительной техники и возможностью выхода в Internet как студентов ИДО, так и студентов всего университета.
Лаборатория Мультимедийных средств обучения сейчас является одной из наиболее хорошо обеспеченных вычислительной и видеотехникой лабораторий НГТУ. Она обеспечена компьютерами и средствами цифровой фото- и видеосъемки и обработки видеоизображений. Работают в ней, в основном, студенты старших курсов, магистранты и аспиранты. Основная цель лаборатории — использование новых мультимедиа технологий при разработке электронных курсов лекций, лабораторных практикумов, тестирующих систем для преподавателей НГТУ. Совместно с кафедрой оптических информационных технологий работает студенческая группа, обеспечивающая видеосъемку лекций.
Таким образом, дистанционное обучение внедряется в НГТУ на базе традиционных форм: очной, заочной и очно-заочной (вечерней).
Непосредственно учебной работой в ИДО занимается заочный факультет и отдел филиалов и представительств. Заочный факультет ведет набор студентов для обучения по традиционной заочной форме обучения. Студенты должны приезжать на установочные сессии и для сдачи контрольных заданий и экзаменов.
Прием документов на заочный факультет Института дистанционного образования проводился в 2003 году с 12 по 23 августа. Зачисление на заочном отделении проводилось 25 августа. Абитуриенты поступают на заочное отделение по конкурсу документов об образовании — без вступительных экзаменов. Конкурс в 2003 году проводился отдельно по каждой специальности по среднему баллу документа об образовании (аттестата или диплома) с точностью 0,01. При одинаковом количестве баллов в первую очередь зачислялись абитуриенты, имеющие более высокую оценку документа об образовании (аттестата или диплома) по профилирующему предмету. XV oo-o.
В 2003 году план приема на заочный факультет составил 525 бюджетных мест. На эти места было подано 2426 заявлений. В этом году на ЗФ ИДО подали заявления 345 абитуриентов, имеющих медали или дипломы с отличием. Из них было зачислено 241. Конкурс в целом по ЗФ ИДО до экзаменов составил 4,62 человека на место. Это больше, чем конкурс на дневное отделение НГТУ. В этом году самый высокий конкурс (10,9 чел./место) был на специальности «Технология продуктов общественного питания». Вторую позицию занимает специальность «Бухгалтерский учет и аудит» (10,8 чел./место). Специальность «Социально-культурный сервис и туризм» заняла в этом году третью позицию (9,40 чел./место).
Отдел филиалов и представительств организует прием студентов для обучения по очной, заочной и очно-заочной (вечерней) форме в других городах. В настоящее время в ИДО шесть филиалов (Бердск, Горно-Алтайск, Но-ябрьск, Куйбышев, Улан-Удэ, Нерюнгри) и пять представительств (Искитим, Назарово, Новокузнецк, Татарск, Магадан). Обучение в основном платное по контрактам.
Дистанционное обучение тесно связано с идеями непрерывного и открытого образования:
Осуществление этих функций тесно связано с организацией единой образовательной информационной среды. Создание Регионального ресурсного центра Новосибирской области — основная ближайшая цель, для решения которой необходимо привлечь силы ведущих вузов Новосибирска и управления образованием области.
Дистанционное обучение позволит перейти на новые обучающие технологии без разделения на заочное или очное обучение. Дистанционное обучение позволит усилить любую из существующих форм. Эти задачи решает Институт дистанционного образования НГТУ
Деятельность института дистанционного образования для читателей журнала «Лицеист», мне кажется, может быть интересной в нескольких ее аспектах. — Во-первых, может быть, кто-то из гимназистов и лицеистов не сможет учиться на дневном отделении и, выбрав НГТУ, он станет нашим студентом. В этом случае, высоко оценивая потенциал таких студентов, мы приглашаем их к сотрудничеству в целях улучшения учебного процесса.
Во-вторых, в Ресурсном Центре дистанционного обучения, созданном на базе НГТУ, формируется хранилище электронных образовательных ресурсов (депозитарий) Сибирского региона, в том числе электронных учебных пособий для гимназий и лицеев. К таким ресурсам, в частности, относятся сайты школ, классов, школьных библиотек. Если вы хотите, чтобы ваши разработки были представлены в нашем депозитарии (не важно, кто вы — учитель или школьник), добро пожаловать к нам! Вы можете написать об этом администратору сайта ИДО но адресу office@edu.nstu.ru или позвонить по телефону (383-2) 46-07-46. Кстати, за рубежом, особенно в США, существует немало Интернет-школ, в которых школьники учатся, используя учебные материалы, представленные в сети Интернет, не посещая занятий.
В-третьих, хотя это, наверное, самое главное. Образование везде в мире и у нас в России — это одна из самых бурно развивающихся отраслей, причем так называемых ТТ-отраслей, то есть активно использующих и развивающих современные информационные и телекоммуникационные технологии. Успех этого развития преимущественно определяется высококвалифицированными, мобильными, инициативными кадрами, умеющими и желающими работать. Институт дистанционного образования, с точки зрения используемых технологий, по своему названию обязан быть на переднем крае современного образования, поэтому нам нужны помощники, К нам приходят студенты с различных факультетов. Они начинают с простой рутинной работы в различных подразделениях ИДО, постепенно становясь специалистами в различных областях, развиваемых в нашем институте.
Может быть, вы, дорогие читатели, не будете разработчиками современных информационных образовательных технологий, но вы обязательно будете их пользователями, потому что сейчас наступило время, когда мы должны учиться всю жизнь, когда непрерывное обучение является необходимым элементом любой цивилизованной страны. А современное обучение немыслимо без применения информационных технологий.
Успехов вам в этом непростом, но таком интересном деле!
630092, Новосибирскпр. К. Маркса, 20, уч. корпус 8,тел.: (383-2) 46-35-75,факс: (383-2) 46-35-75copyright©2004 «Ассоциация лицеев и гимназий города Новосибирска»Создание и поддержка сайта: Областной центр информационных технологий