Мировой рейтинг веб-сайтов вузов и научно-исследовательских институтов

Специалисты испанской лаборатории «Laboratorio de Internet», занимающиеся разработкой методик оценки образовательных веб-ресурсов в рамках проекта «Webometrics Ranking of World Universities», один раз в полгода публикуют рейтинг веб-сайтов вузов и научно-исследовательских институтов.

На веб-сайте проекта (http://www.webometrics.infо) можно ознакомиться с общим рейтингом вузов, сделать выборку по странам и континентам, сравнить результаты национального и мирового рейтингов и получить представление о методике сбора данных и оценки веб-сайтов.

В качестве основных критериев оценки веб-сайтов исследователи используют:

  • общее число страниц на сайте (size);
  • число гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов (visibility);
  • число размещенных на веб-сайте файлов в форматах .pdf (Adobe Acrobat PDF), .ps (Adobe Postscript), .doc (MS Word) и .ppt (MS PowerPoint) (rich files).

Таким образом, веб-сайт вуза оценивается не как представительский ресурс (например, www.nstu.ru), а как сложный информационный комплекс, включающий в себя веб-сайты и страницы  всех подразделений и сотрудников вуза и все размещенные на сайте полнотекстовые материалы.

На первый взгляд, данные критерии не включают уже ставшие стандартными показатели оценки веб-ресурсов (в том числе и образовательных) — дизайн, удобство навигации, наличие системы поиска, качество представленной информации, актуальность и частоту обновления информации, статистику посещаемости и т.п. Однако все эти показатели находят отражение в используемых исследователями критериях оценки сайтов, влияя на востребованность веб-сайта и размещенных на нем материалов.

Число страниц на сайте позволяет судить как о том, насколько полно представлена информация об учебном заведении, так и том, какое количество подразделений и сотрудников использует веб-сайт как инструмент профессиональной деятельности — очевидно, что одна структура вуза, даже самая работоспособная, не может представлять на образовательном сайте возможности и ресурсы всех подразделений, преподавателей и специалистов, поддерживать размещенные материалы в актуальном состоянии и постоянно их пополнять.

Количество гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов позволяет, в частности, оценить содержательное наполнение сайта, его актуальность и значимость для профессионального сообщества и потребителей образовательных услуг в целом.

Число размещенных на веб-сайте документов в наиболее распространенных форматах позволяет оценить доступность полнотекстовых ресурсов вуза.

Для оценки веб-сайтов научно-исследовательских институтов и представления на сайтах вузов академических аспектов их деятельности исследователи используют дополнительные критерии — продуктивность, цитируемость и др.

В число лучших 500 веб-сайтов научно-исследовательских институтов вошло 8 веб-сайтов российских НИИ. Лучший из них — веб-сайт Сибирского отделения Российской академии наук (http://www.nsc.ru) — занимает в рейтинге 87-е место.

Верхние строки мирового рейтинга веб-сайтов вузов занимают сайты вузов США — первые три места у сайтов Калифорнийского университета (Беркли) (http://www.berkeley.edu), Массачусетского технологического института (http://www.mit.edu), Гарвардского университета (http://www.harvard.edu).

В 3000 лучших веб-сайтов вузов мира вошли 30 российских веб-сайтов (общее количество рассмотренных веб-сайтов российских вузов — 304). Три первые места среди сайтов российских вузов занимают веб-сайты Московского государственного университета (http://www.msu.ru), Новосибирского государственного университета (http://www.nsu.ru), Санкт-Петебургского государственного университета (http://spbu.ru). К сожалению, в мировом рейтинге это лишь 426-е (МГУ), 1081-е (НГУ) и 1130-е (СПбГУ) места.

При этом нельзя не отметить в рейтинге лаборатории ряд неточностей в данных о российских вузах. Например, веб-сайт Государственного НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» (http//www.informika.ru) включен в рейтинг вузов (5-е место среди сайтов российских вузов и 1269-е в мировом рейтинге); веб-ресурсы Санкт-Петербургского государственного университета представлены как сайты двух университетов: Санкт-Петербургского государственного университета и несуществующего Петербургского университета (http://www.pu.ru) — причиной этого является тот факт, что представительский сайт СПбГУ использует доменное имя spbu.ru, а значительное число веб-сайтов подразделений СПбГУ — доменное имя pu.ru, которое, очевидно, когда-то было основным доменным именем веб-сайта университета.

В число лучших веб-сайтов вузов России в рейтинге лаборатории входят, в частности, веб-сайты технических университетов: Московского физико-технического института (6-е место), Санкт-Петербургского государственного института механики и оптики (13-е место), МГТУ им. Н. Э. Баумана (15-е место), Томского политехнического университета (17-е место), Тамбовского государственного технического университета (18-е место), Новосибирского государственного технического университета (20-е место), Санкт-Петербургского государственного технического университета (27-е место). При этом в мировом рейтинге разрыв между этими вузами гораздо более значителен: если 6-е место в рейтинге российских вузов (МФТИ) — это 1497-е место в мировом рейтинге, то 20-е (НГТУ) и 27-е (СПГТУ) места в России в мировом рейтинге соответствует 2414-му и 2974-му местам (таблица 1).

Таблица 1. Веб-сайты российских вузов в рейтингах «Laboratorio de Internet»

Название и адрес сайта вуза Место в рейтинге
России мира
Московский государственный университетhttp://www.msu.ru 1 426
Новосибирский государственный университетhttp://www.nsu.ru 2 1081
Санкт-Петербургский государственный университет http://www.spbu.ru 3 1130
Высшая школа экономики (Москва)http://www.hse.ru 4 1131
Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»http://www.informika.ru 5 1269
Московский физико-технический институтhttp://www.mipt.ru 6 1497
Томский государственный университетhttp://www.tsu.ru 7 1531
Петербургский университетhttp://www.pu.ru 8 1624
Казанский государственный университет http://www.ksu.ru 9 1644
Ростовский государственный университет http://www.rsu.ru 10 1690
Российский государственный гуманитарный университетhttp://www.rsuh.ru 11 1833
Саратовский государственный университет http://www.sgu.ru 12 1932
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) http://www.ifmo.ru 13 2003
Красноярский государственный университет http://www.krasu.ru 14 2034
МГТУ им. Н. Э. Бауманаhttp://www.bmstu.ru 15 2069
Уральский государственный университет http://www.usu.ru 16 2212
Томский политехнический университетhttp://www.tpu.ru 17 2289
Тамбовский государственный технический университет http://www.tstu.ru 18 2351
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова http://www.rea.ru 19 2401
Новосибирский государственный технический университет http://www.nstu.ru 20 2414
Кемеровский государственный университет http://www.kemsu.ru 21 2470
Дальневосточный государственный университет http://www.dvgu.ru 22 2471
Башкирский государственный университет http://www.bashedu.ru 23 2611
Новгородский государственный университетhttp://www.novsu.ac.ru 24 2695
Пермский государственный университет http://www.psu.ru 25 2749
Воронежский государственный университетhttp://www.vsu.ru 26 2769
Санкт-Петербургский государственный технический университетhttp://www.spbstu.ru 27 2974
Самарский государственный университет http://www.ssu.samara.ru 28 2975
Тверской государственный университет http://www.tversu.ru 29 2979
Иркутский государственный университет http://www.isu.ru 30 2987

Интересно сравнить показатели данного рейтинга с результатами конкурса образовательных веб-сайтов «Образование в Рунете», который проводился в 2002 году. Необходимо помнить о том, что к участию в этом конкурсе было допущено только 1228 сайтов, которые распределились по таким номинациям, как веб-сайты вузов и их подразделений; средних специальных учебных заведений; школ; исследовательских учреждений; онлайн-ресурсы по различным дисциплинам; электронные библиотеки; электронные издания; персональные сайты. В номинации «Высшее образование» рассматривалось 350 заявок. Победителем конкурса стал веб-сайт Петрозаводского государственного университета (http://petrsu.karelia.ru). Второе и третье места заняли информационный сайт факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и сайт Высшей школы экономики. В числе 20 лучших сайтов (номинантов конкурса) были также веб-сайты двух Новосибирских вузов — информационно-образовательный портал Новосибирского государственного университета и веб-сайт Института дистанционного образования НГТУ. Показательно, что за время, которое прошло с момента подведения итогов конкурса, веб-сайты одних вузов — лауреатов и номинантов (МГУ, НГУ, ВШЭ и др.) укрепили и сохранили свои лидирующие позиции, а сайты некоторых других вузов-номинантов, в том числе и сайт победителя конкурса, свои позиции удержать не смогли, часть из них не попала в список 3000 лучших сайтов вузов мира (таблица 2).

Таблица 2. Победители конкурса «Образование в Рунете» (2002 г.) в мировом рейтинге сайтов вузов 2006 г.

Образование в Рунете 2002 г. Место в рейтинге 2006 г.
Победитель и лауреаты конкурса в России в мире
1. Петрозаводский государственный университетhttp://petrsu.karelia.ru 70 4164
2. ВМиК — Online! Информационный сайт факультета вычислительной математики и кибернетики МГУhttp://www.cmc-online.ru 1 426
3. Государственный университет — Высшая школа экономикиhttp://www.hse.ru 4 1131
Номинанты конкурса
4. Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносоваhttp://www.bio.msu.ru 1 426
5. Филологический факультет Московского государственного университетаhttp://www.philol.msu.ru 1 426
6. Информационно-образовательный портал Новосибирского государственного университетаhttp://www.nsu.ru 2 1081
7. Официальный сайт Саратовского госуниверситетаhttp://www.sgu.ru 12 1932
8. Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)http://www.ifmo.ru 13 2003
9. Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э.Бауманаhttp://www.specialist.ru 15 2069
10. Институт дистанционного образования НГТУhttp://edu.nstu.ru 20 2414
11. Новгородский государственный университетhttp://www.novsu.ac.ru 24 2695
12. Пермский государственный университетhttp://www.psu.ru 25 2749
13. Воронежский государственный технический университетhttp://www.vorstu.ac.ru 26 2769
14. Московский авиационный институтhttp://www.mai.ru 36 3063
15. Официальный сайт кафедры ЭВМ Южно-Уральского государственного университетаhttp://www.comp.susu.ac.ru 39 3124
16. Алтайский государственный университетhttp://www2.asu.ru 43 3273
17. Самарский государственный аэрокосмический университетhttp://www.ssau.ru 57 3957
18. Московский энергетический институтhttp://www.mpei.ru 64 4107
19. Архангельский государственный технический университетhttp://www.agtu.ru
20. Байкальский институт бизнеса и международного менеджментаhttp://www.buk.irk.ru
21. Студенческий сайт Российского университета дружбы народовhttp://www.rudn.ru
22. Сайт Волгоградского государственного технического университетаhttp://www.vstu.ru
23. Тульский государственный университетhttp://www.tsu.tula.ru

Для Новосибирского государственного технического университета 20-е место в рейтинге сайтов российских университетов, несомненно, является результатом той планомерной работы по совершенствованию информационной образовательной среды, которая ведется в НГТУ уже в течение нескольких лет.

Она включает подготовку первых версий веб-сайтов НГТУ, факультетов и лабораторий университета; проведение конкурса веб-сайтов подразделений в 2001-2002 гг.; обсуждение результатов конкурса и проблем качества веб-сайтов университета в 2003 г.; разработку образовательных порталов факультетов, веб-сайтов кафедр и ресурсных центров, создание студентческого портала; разработку концепций образовательного портала НГТУ и типовых сайтов подразделений; совершенствование представительских разделов электронных ресурсов университета; создание веб-сайтов библиотеки и СМИ НГТУ; размещение учебных курсов в системе доставки курсов ИДО; публикацию материалов для студентов и преподавателей на личных страницах преподавателей, веб-сайтах факультетов, кафедр, лабораторий и ресурсных центров.

В связи с тем, что веб-сайты российских вузов занимают невысокие места в мировом рейтинге, при их совершенствовании и разработке представляется необходимым учитывать рекомендации испанских исследователей, подготовленные на основе анализа результатов рейтинга. В числе таких рекомендаций:

  • обязательность присутствия доменного имени университета в адресах веб-сайтов всех подразделений университета;
  • привлечение к наполнению веб-сайтов максимального числа сотрудников университета (с распределением ответственности между подразделениями);
  • наличие ссылок на веб-сайт университета на сайтах учебных заведений региона, в веб-каталогах образовательных учреждений, на специализированных тематических порталах и персональных страницах специалистов;
  • подготовка версий на иностранных языках, прежде всего на английском, как главной страницы сайта, так и других его разделов, в первую очередь — научных публикаций;
  • обеспечение доступа к архивной информации;
  • размещение как текстовых, так и мультимедийных материалов и т.д.

С детальной информацией по оценке веб-сайтов вузов и НИИ можно ознакомиться на веб-сайте проекта по адресу: http://www.webometrics.info

Информацию о результатах конкурса «Образование в Рунете» (2002) можно найти по адресу: http://www.kcnti.ru/irr/70/00.html

Материалы по результатам конкурсов веб-сайтов НГТУ были опубликованы в бюллетене ТУ-ИНФОРМ (№ 2 за 2002 г. и № 3 за 2003 г.).

01.01.2006 Информационные технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – № 1. – С. 18-22.