Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
2. По характеру координирования проекта
3. По характеру контактов
4. По количеству участников
5. По продолжительности проведения
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей — D. L. Fried-Booth «Project Work» (OUP, 1986) — в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:
Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время «мини-исследование» и «работу с литературой» можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели. Наиболее яркими и уже классическими примерами таких проектов могут служить проекты «Создание путеводителя по городу для инвалидов» (Fried-Booth, 1986) и «Новое поколение выбирает… (исследование влияния американского образа жизни на привычки молодежи разных стран)» (Haines, 1989).
Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой тематически и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить учебные пособия по английскому языку D.Phillips, S.Burwood, H.Dunford «Projects with Young Learners» (Проекты для детей) и C.Turkenik «Choices» (Обучение письменной речи на основе проектов).
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия (Hutchinson,1991) или заключительного задания урока учебника. Примерами подобной реализации интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебных пособиях по английскому языку «Generation 2000″ и «Project English» и пособии по немецкому языку «Hallo, Nachbarn!» Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
Для экспериментальной проверки возможностей метода проектов в обучении языку были выбраны две разновидности проектов — проект как форма внеаудиторной работы и проект, интегрированный в традиционный учебный процесс.
Конкурс проводился среди студентов и школьников компанией «DBC» (Новосибирск), являющейся региональным представителем зарубежных издательств, выпускающих учебную и справочную литературу по иностранным языкам.
Заданием конкурса было создание плаката-викторины (Quiz-poster), на котором должны быть представлены персонажи нового (и еще не поступившего в продажу) учебного пособия K. Wilson, J.Taylor “Prospects”, их характеристики и фрагменты биографий. Описание трех персонажей предлагалось авторами учебного пособия, два других героя должны были быть придуманы участниками конкурса.
Желание принять участие в проекте высказали три студентки курса первого курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета, планировавшие специализироваться в области преподавания русского языка как иностранного. Это позволило акцентировать методическую направленность проекта и подготовить в качестве конкурсного задания не просто плакат, а учебную игру, которую можно было бы использовать на занятиях для закрепления материала по темам «внешность» и «характер». При выполнении проекта ставились следующие учебные задачи: систематизации лексики по предложенным темам и формирование у студентов лексического запаса по языку специальности. Первая задача выполнялась в процессе отбора материала для заданий, вторая — при описании условий игры и формулировке заданий на каждом ее этапе.
Проект занял в общей сложности около 8 академических часов, без учета самостоятельной работы студенток. Результат был представлен в виде плката-игры и комплекса методических заданий.
Участие в проекте было полезным для студенток, поскольку позволило не только сравнить результаты своей работы с работами других участников конкурса, но и реально включиться в будущую профессиональную деятельность и получить представление о том, какие аспекты языка специальности будут в ней востребованы.
Второй проект проводился в группе подростков 12 — 14 лет, изучавших английский язык в одной из частных языковых школ г. Новосибирска. Этот проект был включен в учебный курс в качестве блока обобщения по изученной в учебном пособии M. Harris, D. Mower, P. McCann «Word Class» теме «Кино». Конечной практической целью проекта было создание фильма по сценарию, написанному учащимися, а обучающими целями — активизация изученной лексики по теме «Кино», а также стимулирование использования английского языка как средства общения на занятии.
На проект было отведено 5 занятий, в процессе которых создавался сценарий фильма, подбирался необходимый реквизит, проводились репетиции и съемки фильма.
Несмотря на интерес, который проявили учащиеся к работе над этим проектом, его обучающая ценность была невелика. С одной стороны, языкового материала, предложенный для изучения в учебнике, было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить языковыми средствами как написание учащимися сценария, так и процесс съемки фильма. С другой — большой объем задач творческого характера, который потребовал данный проект, вызывал у учащихся не столько стремление работать над новым языковым материалом, сколько желание максимально использовать в общении родной язык.
Для третьего проекта, который проводился с той же группой подростков, была предложена иная схема работы. Она была ориентирована на то, чтобы проект стал действительно органичной частью учебного процесса, а после его выполнения можно было не только увидеть наглядный результат работы, но и оценить уровень усвоения языкового материала.
Проект назывался «Современный Робинзон Крузо» и проводился в течение 8 занятий (16 академических часов). Практическим результатом проекта должен был стать дневник путешественника, попавшего на необитаемый остров. Тема проекта была тесно связана с темой одного из уроков учебника «Word Class» — «Острова». Это позволило начать работу над проектом сразу после вводного раздела урока учебника и затем продолжать ее параллельно изучению материала учебника.
На каждом занятии присутствовали два преподавателя: ведущий преподаватель работал с учениками над материалом учебника, второй преподаватель курировал проект. Поскольку практическим результатом проекта должен был стать письменный текст, задачей второго преподавателя также являлась разработка дополнительных упражнений, развивающих навыки письменной речи и обеспечивающих усвоение правил английской пунктуации.
Такой подход к организации проекта оказался чрезвычайно плодотворным — ученики не только написали дневники путешественников от имени вымышленных персонажей, но и подготовили на их основе интерактивную книгу, которая предполагала различные варианты прочтения и была проиллюстрирована «портретами» путешественников и картами необитаемых островов. Завершающим и кульминационным этапом проекта стала встреча путешественников, на которой учащиеся представили свои дневники и выполнили множество игровых заданий, в которых смогли продемонстрировать владение изученным материалом. Письменный тест, который проводился на последнем занятии, показал, что учащиеся хорошо усвоили не только материал учебника, но и дополнительный материал, предложенный им в процессе проведения проекта.
Показателем эффективности такого способа интеграции проектов в учебный процесс, на наш взгляд, может служить тот факт, что аналогичный проект был позже успешно проведен с учащимися другой группы по теме учебника «Космос».
Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.
Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.
Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы на только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.
Примеры проектов, служащих альтернативным способом организации учебного курса.
Уровень владения языком | Выше среднего, высокий |
Возраст учащихся | Подростки |
Продолжительность проекта | 40 часов в течение 12 недель |
Цель | Создание путеводителя по городу для людей с ограниченной возможностью передвижения с указанием мест, оборудованных въездами для инвалидных колясок |
Место проведения | Город в Великобритании. Исследование общественных объектов города — кинотеатров, театров, баров, ресторанов — может потребовать от учащихся дополнительной внеаудиторной работы, и учителю необходимо с самого начала убедиться, что учащиеся знают об этом и готовы потратить на проект часть своего свободного времени. |
Необходимое оборудование и материалы | 1. Инвалидное кресло (его можно взять напрокат на время проведения проекта).2. Деньги на покупку входных билетов, оплату телефонных звонков, проезда в транспорте или бензина (если учащиеся используют личный транспорт). 3.Материалы для презентации:
4. место для хранения собранных материалов. |
Предварительная подготовка учителя |
|
Предварительная подготовка учащихся | 1. Если кто-либо из учащихся ранее общался с людьми с ограниченными физическими возможностями, их опыт будет очень полезным на стадии планирования проекта.2. Нужно попросить учащихся научиться ездить в инвалидной коляске. Если они будут тренироваться вне школы, необходимо обеспечить безопасность детей. Возможно, лучшим местом для таких тренировок является парк. |
Организация проекта
Кресло используется учениками по очереди, поэтому учащимся нужно заранее решить, когда оно необходимо, а когда нужную информацию можно собрать и без него. Кроме того, нужно помнить, о том, что в инвалидном кресле захотят ездить не все учащиеся, а прохожие не должны видеть, как учащиеся передают друг другу инвалидную коляску.
Учащиеся могут также приготовить маленькие карты тех частей города, которые они собираются исследовать — на них можно будет отмечать въезды, высокие тротуары, туалеты, магазины и т.д.
Таблица 1. Примерное распределение обязанностей в группе
Учащиеся | Неделя 111:00 — 12:00 | Неделя 215:00 — 16:00 | Неделя 315:00 — 18:00 | Неделя 411:00 — 12:00 |
---|---|---|---|---|
Виктория и Клер | 6 банков на High Street (в инвалидной коляске) | Проверка ширины дверей лифтов | Рестораны (как можно больше) | Спортивный центр |
София и Ги | Станция (пешком) | 3 музея (в инвалидной коляске) | Рестораны (как можно больше) | Проверка ширины дверей в магазинах |
Регула и Торлейф | Встреча с городским архитектором | Звонки в мотели | 3 кинотеатра (в инвалидной коляске) | Фотографирование «безнадежных» и «идеальных» мест |
Тасси и Юко | Проверка высоты тротуаров в центре города | Интервью с водителями такси | 2 театра (в инвалидной коляске) | Проверка общественных туалетов (в инвалидной коляске) |
В ходе долгосрочного проекта, подобного данному, где для сбора информации требуется несколько недель, учащиеся предпочитают обсуждать промежуточные результаты проекта раз в неделю: они успевают подготовиться к этому обсуждению и выполнить достаточный объем работ.
Когда собрана вся необходимая информация, с ней должен ознакомиться каждый участник проекта.
Развитие навыков речевой деятельности
В ходе проекта учащиеся совершенствуют навыки во всех четырех видах речевой деятельности — от чтения и аудирования на начальных стадиях проекта и заканчивая говорением и записью интервью на последующих этапах.
Возможное практическое применение результатов проекта
Результаты такого проекта не всегда предсказуемы, но всегда существенны. Практическое применение результатов проекта зависит от того, в каком формате будут они представлены, и кому учащиеся захотят рассказать о проделанной работе.
Если результатом проекта является плакат, то учащиеся могут продемонстрировать его другим классам, родителям и т.д. и вместе обсудить итоги проекта.
Если учащиеся делают брошюры-путеводители, их можно передать заинтересованным организациям.
Более активные учащиеся могут связаться с представителями СМИ и рассказать о своем проекте репортерам журналов, газет, радио или телевидения.
Можно также выслать экземпляры путеводителей или краткую информацию о проекте на родном языке учащихся для публикации в тех странах, из которых они приехали.
Курс состоит из 5 проектов, посвященных детскому празднику. Описание каждого проекта включает следующие разделы:
Пособие также содержит методические рекомендации по организации проектной работы, копируемые раздаточные материалы и список литературы.
Проект 1. Детский праздник.
Описание проекта
В этом проекте дети готовят и проводят праздник. Языковой материал: лексика по темам «еда», «животные», «люди», «части тела».Место и участники действия: детский праздник, приглашенные друзья и родственники.
Задания:
Тема | Практический результат |
---|---|
1.1. С Днем рождения! | Поздравительные открытки и визитные карточки для гостей. |
1.2. Игра «Пираты» | Плакат. |
1.3. Карнавальные маски. | Карнавальные маски. |
1.4. Игра «Зоопарк». | Игра в зоопарк. |
1.5. Песня «Old Macdonald Had A Zoo». | Песня о животных, звукоподражание. |
1.6. Игра «Хвост для ослика». | Игра «Прикрепи хвост к рисунку животного» с использованием названий животных и частей тела |
1.7. Хлопушки для праздника. | Хлопушки с сюрпризом (заданиями). |
1.8. Игра в жмурки | Проведение игры |
1.9. Что ты любишь? Выбираем угощение для праздника | Праздничное угощение (составление меню) |
1.10 Приглашения на праздник. | Приглашения |
1.11 Украшаем пирожные для праздника | Праздничное угощение (приготовление блюд) |
1.2. Праздник начинается! | Праздник с подготовленными масками, хлопушками, играми, песнями и приготовленным угощением. |
Проект 2. Многоквартирный дом
Описание проекта
В этом проекте дети заселяют воображаемый многоквартирный дом. Они придумывают семьи, которые живут в квартирах, домашних животных и обстановку квартир.
Задания:
Тема | Практический результат |
---|---|
2.1. Комнаты в квартире. | Макет комнаты в квартире многоэтажного дома. |
2.2. Мебель для квартиры. | Модель многоэтажного дома с мебелью в комнатах |
2.3. Генеалогическое древо | Подвижная модель генеалогического древа семьи, проживающей в квартире. |
2.4. Кто живет в квартире | Песня, изготовление куклы одного из членов семьи. |
2.5. Отгадай, кто это! | Описание и изображение одного из членов семьи. |
2.6. Домашние животные | Игрушки из бумаги, пуговиц, кусочков ткани и т.п. |
2.7. Потерялся котенок! | Плакат- объявление «Потерялся…», дополнительно — макет игровой площадки во дворе. |
2.8. Клуб | Игры |
2.9. Семейный архив | Дополнительные материалы по предыдущим заданиям |
2.10.Демонстрация проекта | Викторины, рассказы, игры, песни |
Проект 3. История в картинках
Описание проекта
В этом проекте дети создают иллюстрированные рассказы.
Задания:
Тема | Практический результат |
---|---|
3.1 Перепутанные комиксы | Комикс |
3.2 Расскажи историю по фотографии | Рассказ по фотографии |
3.3 Угадай историю | Иллюстрации к известной песне |
3.4 Лотерея | Рассказ, составленный на основе случайной выборки иллюстраций |
3.5.Литературные жанры (сказка, роман, фантастика и т.п.) | Представление известной сказки в другом жанре |
3.6 Сочинение рассказа | План оригинальной сказки, истории, рассказа и т.п. |
3.7 За кадром | Описание места действия, костюмов и реквизита для сочиненной истории. |
3.8 Подготовка текста иллюстрированного рассказа. | Тексты — подписи к иллюстрациям и диалоги. |
3.9 Фотосъемка | Фотографии для рассказа |
3.10 Презентация проекта | Созданные иллюстрированные рассказы |
Проект 4. Музыка
Описание проекта
В этом проекте ученики изучают различные аспекты популярной музыки
Задания:
Тема | Практический результат |
---|---|
4.1. Дизайн обложки для диска или кассеты | Обложка диска или кассеты |
4.2. Создай свою группу | Истории группы. Описание музыкантов. |
4.3. Один день из жизни звезды | Комикс, посвященный одному дню из жизни звезды |
4.4. Придумай наряд для звезды | Плакат с изображением наряда для звезды |
4.5. Показ мод | Наряды для всех членов группы и описание моделей. |
4.6. Пишем музыку сами | Необычные музыкальные инструменты, изготовленные из подручных материалов |
4.7. Музыка со всех концов света | Открытки с описанием национальной музыки, отправленные членами группы из различных стран, которые они посетили во время гастролей |
4.8. Сочиняем песню | Песня, которую ученики сочинили сами или переделали из популярного произведения |
4.9. Загадочный ансамбль | Викторина (описание музыкальной группы) |
4.10. Премия «Гремми» для изучающих английский язык | Церемония присуждения премии в различных номинациях. Речи награжденных. Награды победителям. |
4.11. Коллекция фаната | Все материалы, подготовленные во время проекта, и любые дополнительные материалы (письма фанатов, кроссворды, биографии звезд и т.п.). |
Проект 5. Остров моей мечты
Описание проекта
Ученики придумывают остров своей мечты и исследуют различные аспекты жизни на острове.
Задания:
Тема | Практический результат |
---|---|
5.1. Карта острова | Настенная карта острова или макет острова |
5.2. Подними на острове свой флаг | Флаг острова |
5.3. Необычные обитатели острова | Плакаты с изображением фантастических существ, описание места их обитания и привычек. |
5.4. Идеальный дом | Плакаты или макеты жилищ и их описание. |
5.5 Ждем в гости зве
01.01.2003
Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] / Центр лингвометод. информ. ресурсов НГТУ. - Новосибирск, 2003. - Режим доступа: [http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php].
|