Международная конференция ONLINE EDUCA 2005

C 30 ноября по 2 декабря 2005 г. в Берлине проходила ежегодная международная конференция «Online Educa», которая является мероприятием мирового значения в области электронного обучения.

География участников конференции «Online Educa» расширяется с каждым годом. В этом году в конференции участвовало более 1900 представителей из 60 стран всех регионов земного шара, включая СНГ, Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Свои доклады представили 480 специалистов из 53 стран. Главными спонсорами конференции стали крупнейшие компании, предлагающие технические решения в сфере образования: IBM, Microsoft, Blackboard, WebCT и т.д.

В работе конференции уже второй год подряд принимали участие сотрудники Новосибирского государственного технического университета, обучавшиеся в 2004 году по программе Европейского фонда подготовки кадров (подробнее об этой программе см. «ИТО» №2 (6), с. 21-22). В этом году конференцию посетили декан ФПКП Н. Ш. Никитина и доцент кафедры технологии продуктов питания О. Н. Протасова.

Работа конференции велась по следующим направлениям:

  • электронное обучение в государственном, частном и некоммерческом секторе;
  • традиционные университеты и информационные коммуникационные технологии;
  • электронное обучение: разработка, дизайн, доставка;
  • обучение в режиме онлайн с использованием открытых источников и открытого контента;
  • сотрудничество, модерирование дискуссий, обучение и образование в режиме онлайн;
  • технологии будущего и их применение;
  • образовательная политика и рост спроса на электронное обучение;
  • оценка качества электронного обучения;
  • сущность электронного обучения и его роль в обществе.

В программу конференции были включены пленарные заседания, три форума, 84 тематические и демонстрационные секции, презентации практических достижений, 15 семинаров. Подобное разнообразие форматов конференции позволило обсудить различные темы: от концептуальных вопросов, касающихся результатов исследований стратегических процессов, которые расширяют возможности электронного обучения в университетах, до достижений в подготовке медсестер в небольшом колледже в Норвегии.

Пленарное заседание

На пленарных заседаниях были представлены доклады, в которых затрагивались философские, этические, педагогические, технические и технологические аспекты электронного обучения. Докладчики обсуждали такие вопросы, как глобализация образования и ее влияние на развитие человечества и образ его мышления; роль электронного обучения в помощи развивающимся странам; электронное обучение как средство предоставления доступа к международному рынку образовательных услуг всем желающим; использование электронного обучения для установления связей между формальным и неформальным обучением. Одной из главных идей пленарных докладов была мысль о том, что непрерывное обучение уже стало частью жизни и необходимым условием для успешной реализации личностного и профессионального потенциала.

Интересным форматом работы конференции были практические семинары, организованные ведущими специалистами в области электронного обучения. К сожалению, они проводились одновременно, поэтому посетить все семинары не было возможности. На семинаре «Кафе знаний» (Knowledge Cafе), в котором участвовали сотрудники НГТУ, обсуждался вопрос, поставленный в одном из пленарных докладов: возможна ли интеграция формального и неформального обучения?

Выставка разработок в сфере электронного обучения

Можно сказать, что работа конференции была направлена на описание современного состояния электронного обучения, поиск критериев оценки его качества и построение модели его развития. В частности, участники конференции пришли к выводу о том, что бурное развитие электронных технологий привело к разделению всего населения земного шара на две категории: на тех, кто пользуется компьютерами, мобильным телефоном и интернетом с рождения («рожденные в цифровом пространстве» — digital natives), и на тех, кто в детстве никогда не работал на компьютере («цифровые иммигранты» — digital immigrants). Принадлежность человека к первой или второй категории влияет на способы мышления, получения и обработки информации, поэтому развитие образования должно идти с учетом этого разделения.

Одним из важных компонентов конференции была выставка, в которой приняли участие 123 ведущие компании из 26 стран, предлагающие продукты и услуги в сфере электронного обучения: Cisco System, IBM, Microsoft, Litespeed, Questionmark, SIVECO, TANDBERG, X-PERTeam и другие.

Стенд компании Giunti Interactive Labs — The X Learning Company

Из разработок, представленных на выставке, наиболее интересными были следующие решения.

  1. Продукты компании WebCT — одного из признанных разработчиков систем для электронного обучения в сфере высшего образования. На конференции компания демонстрировала систему Campus Edition, представляющую собой виртуальную среду для учебных курсов (Virtual Course Environment) с полным набором средств для разработки, редактирования и доставки курсов и взаимодействия в режиме онлайн. Интерес вызвала также обучающая платформа WebCT Vista solutions, содержащая элементы, позволяющие разрабатывать, редактировать учебные курсы и осуществлять их доставку, а также создавать репозитарии ресурсов, разрабатывать программное обеспечение и анализировать полученные в учебном процессе статистические данные.
  2. Разработки польской компании Young Digital Poland, которая занимается созданием интерактивных образовательных программ и технологий электронного обучения различным дисциплинам (иностранным языкам, математике, биологии и т.д.) на разных уровнях образования.
  3. Продукция известных фирм, занимающихся изданием учебников и словарей для изучения иностранных языков — PONS, Macmillan и др. Например, издательство Macmillan предложило версию электронной образовательной среды Macmillan English Campus, которая позволяет комбинировать традиционную и дистанционную формы изучения иностранного языка.

Россия была представлена на выставке Российским национальным мультимедийным центром и Московским институтом промышленности и финансов. Кроме того, в рамках конференции работала секция «Электронное обучение в странах СНГ», где большинство презентаций было сделано представителями стран Содружества.

Конференция «Online Educa Berlin 2005» стала еще одним шагом на пути развития взаимодействия между представителями образования, бизнеса и правительственных структур, принимающих управленческие решения по организации и развитию электронного обучения. Участники конференции получили представление о современном состоянии электронного обучения в мире, смогли оценить свои разработки и исследования в контексте мировых тенденций и более точно определить стратегии дальнейшего развития.

Кроме того, эта конференция позволила сделать вывод о том, что Новосибирский государственный технический университет занимает свою нишу на рынке разработок в сфере электронного обучения и мог бы достойно представить результаты своей работы на следующей конференции «Online Educa», которая пройдет в 2006 году в Мадриде.

Информация о конференции «Online Educa 2005» размещена на ее веб-сайте http://www.online-educa.com

Стенд компании Giunti Interactive Labs — The X Learning Company

___________________________________________________________С материалами конференции можно ознакомиться в отделе научно-методического обеспечения ИДО НГТУ, к. I-233, тел. (+7 383) 349-59-56. Обращаться к методисту отдела Вере Францевне Брауэр, e-mail: vfb@edu.nstu.ru___________________________________________________________

Ольга Николаевна Протасова,доцент кафедры технологии продуктов питания НГТУ

Комментарий участницы конференции «Online Educa 2004»

Конференция «Online Educa» поражает своим размахом, уровнем организации и, я бы сказала, целеустремленностью.

Ее размах можно проиллюстрировать числом участников, количеством представленных стран и т.д., но помимо этих поражающих воображение данных, важным является количество секций, работающих в рамках конференции. В 2004 году таких секций было 12: «Инструменты электронного обучения и их применение», «Применение электронного обучения в бизнесе и промышленности», «Электронное обучение в государственном секторе», «Стандартизация в электронном обучении — миф или реальность?», «Создание контента для применения в обучении с помощью мобильных телефонов», «Высококачественное проектирование учебных материалов и инновационные подходы к обучению» и другие. Все это разнообразие направлений в конечном счете работает на одну цель: эффективное и качественное развитие и внедрение инновационных методов обучения на основе современных технологий в режиме онлайн — т.е. в режиме, который позволяет обучаться в любое время и в любом месте, самостоятельно выбирая последовательность изучения материала.

Нельзя не сказать несколько слов по поводу организации конференции. Как правило, большие конференции за рубежом обслуживаются специализированными фирмами, поэтому можно не удивляться уровню их технической обеспеченности, упорядоченности, соблюдению расписания, качеству организации выставок и других сопутствующих мероприятий — участники конференции платят достаточно большой организационный взнос, поэтому мероприятие окупается.

Значительно более интересным представляется изучение опыта именно организации (а не обслуживания) конференции — формирования ее программы, подбора участников и ведущих (модераторов) секционных заседаний, проведения пленарных заседаний. В этом плане можно отметить такие наблюдения:

  • помимо пленарных и секционных заседаний, стендовых докладов и выставки программа конференции включает так называемые «предконференционные» (pre-conference) мастер-классы (workshops) и семинары; плата за большинство из них вносится дополнительно к основному организационному взносу;
  • пленарные заседания проводятся не в начале и в конце конференции, а каждый день — утром и вечером; среди выступающих на этих заседаниях нет «свадебных генералов», как правило, пленарные докладчики — это широко известные в своей области специалисты и, помимо этого, очень хорошие ораторы;
  • большинство секций работают не более двух часов подряд; регламент всех заседаний очень строго соблюдается, что позволяет участникам конференции достаточно точно определить время представления интересующих их докладов и эффективно спланировать свою работу на конференции;
  • тематика секции задается ее ведущим (модератором) на самых ранних этапах подготовки конференции; «проходных» докладов, которые не имеют никакого отношения к заявленной теме, просто нет;
  • выделение специализированных секций, носящих маркетинговый характер, позволяет отделить доклады, целью которых является реклама и распространение продукции соответствующих компаний, от научно-исследовательских, научно-методических работ и презентаций практических достижений; помимо этого, за участие в таких секциях компании вносят значительную плату. В связи с этим надо отметить, что на отечественных конференциях появляется все больше докладов, имеющих отчетливый коммерческий характер, но, как правило, маскирующихся под научные — это плохо и в смысле снижения научного уровня конференции, и в смысле упущенной финансовой поддержки.

Опыт проведения конференций в России, в том числе в НГТУ, показывает, что, к сожалению, вследствие недостаточного финансового обеспечения организаторам конференции не всегда удается эффективно решить вопрос простого обслуживания мероприятия, поэтому решение вопросов собственно организации конференции зачастую отходит на второй план. Для оптимизации программы и состава участников конференции оргкомитету часто не хватает времени, квалифицированных сотрудников — а иногда и так называемой «политической воли», чтобы отклонить доклады, заведомо не соответствующие целям или уровню конференции. Естественно, это влияет на репутацию и жизнеспособность конференций.

Ольга Васильевна Казанская,зам. директора ИДО НГТУ

01.01.2005 Информационные технологии в образовании : ежекварт. бюл. НГТУ и Ассоц. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005.