Создание системы открытого и дистанционного образования в современный период возможно только на базе развитой информационной образовательной среды. Например, формирование информационно-образовательной среды Новосибирского государственного технического университета началось не сегодня — это процесс, продолжающийся уже не первое десятилетие. Но именно в наше время, когда технические возможности (обеспечение вычислительной техникой и телекоммуникациями) если не опережают, то уже вплотную приближаются к возможностям организационно-методического и технологического обеспечения, необходимость комплексного решения проблем современного образования в контексте современных информационных и телекоммуникационных технологий стала очевидной.
Когда мы говорим о создании в университете информационно-образовательной среды (ИОС), то предполагаем, что это означает, в первую очередь, обеспечение удаленного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разных пользователей) к образовательным ресурсам университета. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации как для преподавателей и сотрудников, так и для студентов, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в режимах on- и off-line. Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества.
Можно сказать, что развитие дистанционного образования является мощным стимулом развития ИОС на всех уровнях: федеральном, региональном, отдельного учебного заведения. Принятие правительством РФ Федеральной целевой программы «Единая образовательная информационная среда» на 2002-2006 гг. свидетельствует, во-первых, о государственной значимости поставленной проблемы, а во-вторых, о необходимости разработки концепции образовательной информационной среды, в частности региона и отдельного учебного заведения.
Одним из ключевых факторов качества образовательной информационной среды, как и любой организационно-технической системы, является кадровое обеспечение. С точки зрения подготовки специалистов для создания и эксплуатации ИОС разного уровня квалификации образование, его инфраструктура выступает, с одной стороны, как потребитель и заказчик, с другой стороны, — как поставщик и производитель образовательных услуг. Таким образом, перед нами стоит задача формирования заказа на специалистов, способных как создавать ИОС, так и осуществлять в рамках ИОС учебный процесс, и заказа на предоставление образовательных услуг дополнительного профессионального образования (речь идет в первую очередь о переподготовке преподавателей для работы с новыми информационными технологиями, преподавателей и менеджеров для работы в системах открытого и дистанционного образования, подготовке тьюторов). С другой стороны, необходимо решение проблемы формирования программы подготовки такого рода специалистов и предложения образовательных услуг дополнительного профессионального образования, ориентированного на указанный рынок.
Уникальность ситуации, при которой образование как отрасль является одновременно и заказчиком и исполнителем, дает возможность системного решения поставленной задачи. Региональный заказ на подготовку специалистов по разработке и эксплуатации ИОС и переподготовку преподавателей в области информационных технологий и открытого образования должен учитывать потребности учебных заведений разного уровня: общего, начального и среднеспециального, высшего образования. Региональные программы подготовки и переподготовки в свою очередь должны максимально учитывать сложившуюся в регионе номенклатуру специальностей и возможности вузов по ее обеспечению. При этом все более очевидна потребность в открытии ряда новых специальностей, например, таких как «Информационные технологии в образовании», «Мультимедиа в образовании», «Менеджмент образования» и других.
Формирование единой региональной образовательной информационной среды подразумевает активное вовлечение в этот процесс и крупных отраслевых организаций, заинтересованных в создании постоянно действующей территориально распределенной системы подготовки и переподготовки кадров, а также агентов, формирующих инфраструктуру современного рынка образовательных услуг, например издателей и провайдеров. Объединение усилий образовательных учреждений и перечисленных организаций возможно в рамках региональных консорциумов.
Большое значение для формирования кадровой политики в направлении развития информационной образовательной среды региона имеет создание сети центров ресурсов открытого образования, позволяющих сконцентрировать региональные возможности по информационной, методической, технологической поддержке учебных заведений различного уровня, активно внедряющих современные информационные технологии в учебный процесс. Открытый на базе НГТУ при содействии Проекта DELPHI/TAGS Центр ресурсов позволяет уже сейчас проводить обучение преподавателей для работы в области открытого и дистанционного образования, формировать базу данных об учебных материалах, накапливать опыт работы по созданию ИОС учебных заведений.