Исследование состояния информатизации общего образования на примере ряда школ новосибирской области

Необходимость образовательного мониторинга, в том числе мониторинга информатизации, в настоящее время не подлежит сомнению. С целью выявления отклонений и тенденций развития общеобразовательных школ Новосибирской области (НСО) по уровню информатизации был проведен ряд исследований групп школ. Проводился анализ данных, собранных в рамках проекта по ФЦП «РЕОИС (2001-2005)» при помощи системы мониторинга нформатизации регионального образования «ИНФОРМОС» (данные за 2003-2005 гг.) [1, 2], и данных, собранных при поддержке Центра мониторинга образования Новосибирской области в августе-сентябре 2007 г. (данные за 2005-2007 гг.).

Согласно разработанной специалистами ИДО НГТУ методике оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования [3] собранные данные включают в себя значения ряда характеристик, обобщенных в показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Пример системы показателей и характеристик методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования

Группа (показатель) Примеры характеристик
Общая характеристика школы
  • тип школы
  • число преподавателей в школе
Способ подключения к Интернет
  • по спутниковому каналу
Совокупная стоимость оплаты трафика, в том числе по источникам финансирования
  • оплата трафика из бюджета школы
Техническая поддержка связи с Интернет
  • специально выделенный технический персонал
  • учитель информатики
Обеспеченность школы электронными ресурсами
  • число компакт-дисков с электронными учебными материалами
  • наличие web-сайта (web-странички) школы в Интернет
Компетенции преподавателей в ИКТ, повышение квалификации
  • число преподавателей, имеющих базовый уровень подготовки в ИКТ
Характеристика качества результатов обучения в школе
  • абсолютная успеваемость по школе, в том числе:
  • по 5-9 классам

Первый эксперимент по сбору данных позволил получить информацию о 29 школах НСО за период 2003-2005 гг, второй – о 64 школах (в том числе 29 из первого эксперимента) за период 2005-2007 гг. Таким образом, исходные данные имели пересечения как по самим объектам исследования, так и по состоянию их на 2005 г.

Были проведены исследования методом факторного анализа по трем группам статистических данных. Первое исследование проводилось по данным за 2003-2005 гг. по 29 школам НСО, второе – по данным за 2005-2007 гг. по 64 школам области и третье – по данным за 2003-2007 гг. с перекрытием по 2005 г. по исходным 29 школам.

Под фактором понимается гипотетическая, непосредственно не измеряемая, латентная (скрытая) переменная, которая имеет линейные корреляционные связи с исходными измеряемыми переменными. Иначе говоря, это некий набор исходных характеристик исследуемых объектов, значения которых взяты с определенными коэффициентами. Факторы упорядочиваются по размеру их вкладов в суммарную дисперсию характеристик, самым значимым в этом смысле является первый фактор, затем идет второй по значимости. В каждом исследовании были выделены по 2 наиболее значимых факторов:

  • 1 исследование (2003-2005):
    • F1_05 — «Успешность выпускников, зависящая от технического ИКТ-оснащения школы, в динамике»;
    • F2_05 — «Стимулирование повышения уровня ИКТ-оснащения школы посредством организации доступа представителей других отраслей к компьютерной технике и Интернет в школе»;
  • 2 исследование (2005-2007):
    • F1_07 — «Степень соответствия ИКТ-оснащения школы (аппаратура и преподаватели, владеющие ИКТ) количеству учащихся, в динамике»;
    • F2_07 — «ИКТ-оснащение школы (аппаратура), в динамике»;
  • 3 исследование (2003-2007):
    • F1_05_07 — «Степень соответствия ИКТ-оснащения школы (техника и преподаватели, владеющие ИКТ) количеству учеников и влияния на результирующий уровень знаний»;
    • F2_05_07 — «Уровень современного технического оснащения школы в динамике».

Построенные по результатам анализа диаграммы классификации объектов исследования по факторам представлены ниже (рис. 1-3).

Из результатов факторного анализа видно, что в плотной группе равномерно развитых по двум наиболее значимым факторам школ выделяется группа, уровень реализации каждого фактора в которой ниже среднейго значения.

На основе анализа было выявлено, что реализация факторов, отражающих степень соответствия уровня информационно-коммуникационного оснащения школ числу учащихся и влияния этого на успешность выпускников и их результирующие знания, в пяти из обследованных школ существенно ниже среднего. Причем, как показывают результаты исследований, основная проблема заключается в большей степени в недостаточном количестве преподавателей ИКТ либо в неполной занятости по ставкам, а в меньше — в недостатке аппаратно-программного обеспечения.

Предполагается дальнейшая более полная интерпретация результатов совместно с Центром мониторинга Новосибирской области.

 

Рис. 1. Школы в пространстве факторов F1_05 и F2_05 по данным 2003-2005

 

Рис. 2. Школы в пространстве факторов F1_07 и F2_07 по данным 2005-2007

 

Рис. 3. Школы в пространстве факторов F1_05_07 и F2_05_07 по данным 2003-2007

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Казанская, О. В. Информационно–аналитическая система мониторинга уровня информатизации образования «Информос» / О. В. Казанская, Д. В. Емелин, А. Ю. Погребняк // Недра Кузбасса. Инновации : тез. докл. 5 всерос. науч.–практ. конф., г. Кемерово, 29–31 янв. 2006 г. – Кемерово, 2006. – С. 183–184.
  2. Казанская, О. В. Мониторинг информатизации образования как фактор повышения его качества / О. В. Казанская, Д. В. Емелин // Телематика 2006 : тез. докл. 13 Всерос. науч.-метод. конф., Санкт- Петербург, 5-8 июня 2006 г. — СПб., 2006. — Т. 1. Секция A. — С. 112-113.
  3. Казанская, О. В. Методика оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде / О. В. Казанская, Г. Б. Паршукова // Открытое и дистанц. образование. — Томск, 2006. — № 1. — С. 59-63.
01.01.2008 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 7 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Омск, 22-25 сент. 2008 г. – Томск : Дельтаплан ; Омск, 2008. – С. 33-35.